Главная> Монастыри, обители, скиты > Свято-Серафимовский монастырь (г. Владивосток, остров Русский)

Свято-Серафимовский монастырь (г. Владивосток, остров Русский)

Свято-Серафимовский монастырь (г. Владивосток, остров Русский)Полковой храм

У каждого полка русской армии было два дня рождения - штабной и годовой. Первый был связан с датой фактического создания, второй - с датой почитания небесного покровителя полка по церковному календарю. Он являлся именинами полка и устанавливался императорским указом. Дата годового праздника чтилась особо и являлась главным событием для всего личного состава полка. Столь широкое участие Церкви в жизни христолюбивого воинства ничем нельзя было заменить. Военные, рожденные и воспитанные в Православной вере, остро ощущали потребность в духовном окормлении. Поэтому неудивительно, что все полки русской армии по штату обеспечивались походными церквями, а те из них, которые имели постоянные места дислокации, обустраивали свои домовые церкви. Однако, устроенные в казармах, столовых, при штабах воинских частей, в других неприспособленных к этому помещениях, они не позволяли полностью молитвенно отрешиться от мирских забот. Напротив, особое благолепие храма, расположенного в специально построенном здании, его внутреннее убранство и неповторимый внешний вид вызывали заслуженную гордость офицеров и нижних чинов полка, имевшего такой храм. Конечно, личный состав любого полка мечтал иметь храмовое здание для своей полковой церкви.

Годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Указом Императора Николая Александровича от 25 июня 1904 г. был установлен день прославления преподобного Серафима Саровского -19 июля (1 августа, н. ст.). Преподобный Серафим был незадолго до этого причислен Церковью к лику святых на знаменитых Саровских торжествах, прошедших летом 1903 г. с участием Царской семьи и сотен тысяч богомольцев.

Полк был сформирован 5 декабря 1903 г. из восьми рот различных Восточно-Сибирских стрелковых полков как 34-й Восточно-Сибирский, а с 20 февраля 1910 г. - 34-й Сибирский стрелковый полк. Походная церковь находилась вместе с полком, когда он участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. 8 июня 1907 г. полк был награжден Георгиевским знаменем «За Чинь-Чжоу и доблестную оборону Порт-Артура в 1904 году». После Русско-японской войны, с 1906 г. и до ухода на фронты Первой мировой войны в 1914 г., домовая церковь располагалась вместе с полком на Русском острове, близ бухты Рында, в деревянном бараке инженерного ведомства. Вмещала до 800 человек. В церкви бережно хранилось благословение полку от царствующей четы, дарованное в 1904 г., - небольшой образ преподобного Серафима Саровского с надписью: «Благословение полку от Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Императрицы Александры Феодоровны».

По штату при церкви полагался один священник. Со дня учреждения и до 1914 г. настоятелями в ней были:

1904-1905 гг.« отец Павел (Крахмалев);

1906 - 1909 гг. - отец Соломон (Имерлишвили);

1910-1914гг.-отецФеодор (Кутузов).

В 1914 г. у подножья горы Русских, вблизи бухты Полеводина был построен капитальный кирпичный храм. Походная церковь обрела свое здание. Оно расположилось недалеко от Полкового собрания, на фундаменте которого сейчас находится средняя школа №20.

Храм был построен по типу базилики - прямоугольной формы, одноэтажный, удлиненный в плане, с алтарной апсидой. Внутреннее пространство разделено на три нефа двумя рядами металлических восьмигранных колонн. Цоколь выложен из тесаного песчаника, стены из красного кирпича. На крыльце черной керамической плиткой на песочном фоне выложен год окончания постройки -1914. С началом Первой мировой войны 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия уходит на западный фронт. В здании Свято-Серафимовского храма 34-го полка размещается Временная церковь при Управлении строителя Владивостокских укреплений, находившаяся прежде в деревянном здании в долине реки Воеводихи, в юго-западной части острова Русский. Церковь находилась в епархиальном ведении. Известны имена священников тех лет:

1914 -1917 гг. - иеромонах Никандр;

1918 - 1921 гг. – отец Димитрий (Успенский).

 

«Отречемся от старого мира»

После установления в Приморье советской власти прихожане Свято-Серафимовской церкви подписали договор с Приморским Советом рабочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное пользование здания и богослужебных предметов. В описи,включавшей в себя 146 предметов, числились колокола, резной иконостас, изготовленный из дуба, ореха и бархата. Но, не прошло и месяца, как Комунхоз реквизировал несколько колоколов для нужд Эгершельдской пожарной команды. В храме еще совершались богослужения, однако для этого церковный староста запрашивал письменное разрешение в милиции. Сохранилось интересное свидетельство, как во время пасхального крестного хода к храму подошла группа комсомольцев в масках с горящими факелами. Кощунствующие безбожники напали на прихожан и спровоцировали драку.

По всей видимости, во время национализации зданий и сооружений острова в 1925 г. церковное здание было передано военным. После чего воинская часть забрала еще четыре колокола, а имущество стали просто растаскивать. В декабре 1929 г. Серафимовский храм был передан квартирным отделом военного ведомства клубу «Имени товарища Сергеева». Так храм в честь чудотворца и преподобного получил имя командира партизанского отряда, замученного на острове Русский интервентам и погребенного недалеко от гауптвахты, где его содержали и пытали. Когда вывозили храмовое имущество» только один иконостас занял четыре подводы. Газета «Красное Знамя» от 9 сентября 1930 г. так писала об очередном «завоевании культурной революции»:

«Рабочая общественность острова при всемерной поддержке бойцов Н-ской батареи приступила к оборудованию нового клуба, под который было использовано здание бывшей военной церкви. Так цитадель поповского мракобесия превратилась в культурный очаг».

Новые хозяева приступили к перестройке здания. Купол был взорван, о чём можно заключить по крупной трещине на четверике. Кресты на алтарной апсиде и закомарах разбиты, внутренняя роспись уничтожена, оставшееся церковное имущество разграблено. Позже клуб имени Сергеева становится матросским клубом, принадлежащим воинской части.

В 1960-е - 80-е гг. здесь проходили торжественные мероприятия и концерты. Отмечали социалистические праздники, принимали в пионеры, проводили новогодние елки, выпускные балы и танцевальные вечера. В бывшем храме действовал кинотеатр, причем экран находился на месте иконостаса. Во время выборов в здании располагался избирательный участок, а на месте свечной лавки устраивался буфет. В начале 1990-х гг. часть помещений предоставляли в аренду под видеосалон. Здание постепенно ветшало и, при начавшемся развале вооруженных сил, было брошено. Все, что можно было вынести полезного из бесхозного строения, было вынесено.

 

Возрождение, «Подножье Божье»

5 августа 1995 г., после долгого безвременья, на острове регистрируется православная община и просит городские и флотские власти о возвращении здания бывшего храма на Подножье. Военные были готовы к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию – храм предполагалось использовать под спортивный зал для средней школы №20. Когда же в 1996 г. в пустующем здании случился пожар и рухнули потолки, храм, наконец, был передан верующим. Удивительно, но было забыто даже его изначальное имя! Поэтому, первый приход был зарегистрирован в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Вскоре в небольшой отремонтированной комнате стало возможным проведение служб приезжающим священнослужителем. Первым священником возрожденного храма был игумен Павел (Хохлов). 9 сентября 1997 г. им было совершено первое таинство крещения над жителями острова.

В 1999 г. по архивным документам было восстановлено прежнее имя храма – преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. А 3 марта 2000 г. религиозная организация была зарегистрирована как «Приход храма преподобного Серафима Саровского о. Русский». Священником, постоянно жившим и служившим здесь в то время, был иеромонах Варнава (Шевленок).

 

Монастырь на острове

Свято-Серафимовский монастырь (г. Владивосток, о. Русский)Создать монашескую обитель при Свято-Серафимовском храме замыслил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь). 22 июня 2001 г. владыка назначает на должность настоятеля прихода иеромонаха Никона (Анненкова), клирика Владивостокского храма Успения Божией Матери. 1 августа, в летний престольный праздник, владыка Вениамин совершает во временном храме первую архиерейскую литургию. Хор певчих тогда составили будущий игумен, насельники и постриженики обители.

11 октября 2001 г. Постановление Священного Синода, по представлению Преосвященнейшего Вениамина, приход храма преподобного Серафима Саровского на острове Русский преобразован в мужской монастырь. Этим же постановлением назначен первый наместник обители – иеромонах Никон. По преемству от храма монастырь получает имя «Свято-Серафимовский». К концу года обитель насчитывала семь насельников.

Монастырь начинает жить своей жизнью, собирается братия, формируется устав, упорядочивается богослужение и хозяйственная жизнь. В марте 2002 г. владыка Вениамин совершает первый монашеский постриг, а в мае наместник монастыря отец Никон возводится в сан игумена.

Первым делом для братии было восстановление храма. Даже оптимистам казалось тогда, что на это понадобятся годы. Большая часть крыши отсутствовала, на полу в храме стояла дождевая вода, оконные проемы зияли пустотой или были наглухо заложены кирпичом. В казавшемся огромном пустом храме одиноко стояли покрытые давнишней краской ржавые колонны, вокруг повсюду валялся строительный мусор. Через закопченные балки перекрытия потолка смотрело небо.

Но, «Богу же все возможно» (Мф.19;26). Уже 1 августа 2002 г., в престольный праздник, была совершена первая Божественная литургия в старом алтаре, на месте прежнего престола. К тому времени в храме вставили окна и сделали внутренний ремонт. Был установлен новый деревянный иконостас. Его местоположение, проемы дьяконских и царских врат определили по сохранившемуся узору старой напольной плитки. Из-за отсутствия других помещений, в западной части храма были устроены библиотека и трапезная, а храм отделен от них перегородкой. Крыша, закомары, покрытие трибуна, барабан и глава были воссозданы в 2002-2004 гг.

 

Главное делание монаха

В центре жизни монастыря неизменно – храм. Богослужение является средоточием монашеской жизни. Оно питает душу, воспитывает дух, дает силы для глубокого внутреннего делания, наполняет смыслом повседневные монастырские занятия. Главным деланием в монастыре должна быть молитва. Поэтому все насельники участвуют в полном суточном круге богослужений и, кроме того, исполняют келейное молитвенное правило.

В интервалах между службами братья несут монастырские труды. Обитель держит подсобное хозяйство: ферму и пасеку. Все работы и послушания в монастыре выполняются силами братии без привлечения какого-либо обслуживающего персонала. Исключение составляет только строительство – для этого приглашаются профессиональные рабочие.

Сегодня в обители спасаются около тридцати братьев. Из них половина – черноризцы: монахи и послушники. Другая половина – трудники. Все насельники живут по одному уставу. С 2010 г. настоятелем монастыря является игумен Климент (Кривоносов).

Для духовного укрепления братии и богомольцев Русского острова монашествующими древних российских обителей и мирянами из центральных регионов России в дар дальневосточному монастырю были переданы святыни: частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Максима Грека, Софии Суздальской, Оптинских старцев, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святой мученицы Татианы и других святых. В течение всего дня открыт монастырский храм, где эти святыни доступны для поклонения. Ежедневно служится молебен небесному покровителю обители – преподобному Серафиму. Надеясь на милость Божию и предстательство Саровского чудотворца, братья монастыря в труде и молитве созидают новую святыню Дальневосточной земли.

26 декабря 2004 г. храм был освящен архиерейским чином. Интерьер со временем обогатили деревянные киоты, аналои, стасидии и паникадило. Церковная мебель была изготовлена во Владивостоке по чертежам, созданным в монастыре. В 2011 г. паникадило дополнил величественный хорос, выполненный по афонским образцам. Иконы для иконостаса и большая часть храмовых икон были написаны в собственной монастырской мастерской иноком-иконописцем. В 2008 г. поверх старой керамической плитки в храме был положен дубовый паркет. В 2012 г. начата внутренняя роспись стен. После восстановления храма братья смогли приступить к постройке других необходимых для жизни монашеской общины зданий и сооружений. В 2004-2005 гг. недалеко от храма построен братский корпус, в 2006 г. привратницкая, в 2007-2009 гг. – котельная. С 2010 г. велось строительство трапезного корпуса, включающего в себя помимо братской и паломнической трапезных также: домовой храм, библиотеку, жилые кельи, складские помещения и гараж. Новые постройки спроектированы в одной архитектурном стиле с храмом и выполнены из старого «царского» кирпича, добытого на острове при разборе брошенных казарм. В 2010 г. рядом с храмом устроена летняя часовня с вырезанной в натуральную величину деревянной скульптурой преподобного Серафима, молящегося на камне. Камень был взят на острове Русский в районе бухты Мелководная.

Прихожанами Свято-Серафимовского храма на Подножье с самого начала его восстановления были как островитяне, так и жители Владивостока. После постройки и открытия моста на остров Русский в 2012 г. возросло количество приезжающих в монастырь паломников. Для их приема и размещения на ночлег построена гостиница.

Монастырская звонница была составлена из корабельных рынд и чудом сохранившихся старинных церковных колоколов. Самый большой благовестник отлит в 1880-х гг. в Ярославле. Долгие годы он использовался военными на маяке в заливе Посьет для подачи звукового сигнала при сильном тумане. Колокол был передан монастырю при закрытии части в 2005 г..В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы Тихоокеанского флота, установленный в нескольких метрах от храма. В 2014 г. выбрано место для строительства главной монастырской колокольни, которая будет служить также святыми вратами – основным входом в обитель. Новая колокольня должна будет объединить существующие монастырские постройки в целостный ансамбль, став его архитектурной доминантой.

 

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования