Главная> Статьи > Очерки > Теперь это Пермский край

Теперь это Пермский край

 

biyva00003.jpgПодъезжая на машине в составе очередной исторической экспедиции к границе с Пермской областью, Павел Егоров, главный историк Уфимской митрополии, определял задачи на данную поездку. В плане экспедиции - проезд по Новопетровке, Владимировке, Лидино, Биявашу и иным сёлам и деревням, которые некогда входили в границы Уфимской губернии.

Программа экспедиции определялась по заранее составленному Павлом Егоровым маршруту для определения судьбы храмов, оплота православия на некогда Уфимской земле. Как всегда, участники поездки встречались с местными жителями, расспрашивали, записывали, составляли анкеты. Кто-то вспоминал охотно, правильно осознавая, что жизнь человека неотделима от церкви и установленного Богом порядка, а кто-то не утруждал себя воспоминаниями или просто отмахивался от пришельцев, как от назойливых мух. Всякое случается! Господь всем нам судия, мы же с интересом присматривались к людям и старательно фиксировали всё, о чём узнавали.

Так, Сысолина Анна Анатольевна 1937 года рождения, проживающая в селе Бияваш, вспоминала:

- Я родилась в Осиновке, что в 2-х километрах от Бияваша. Крестили меня в селе Лидино в церкви, от которой остались одни развалины. В Осиновке церкви не было. Родители мои ездили в церковь в Русский Сарс, где престольными праздниками являлись Рождество Христово, Покров. В Осиновке же родители с другими жителями деревни крестным ходом ходили по полям в засуху и молились на дождь. Осиновки теперь больше нет. В последние годы в Осиновке оставалось три дома. В Бияваше я живу с 1983 года. Вышла замуж за биявашского жителя и переехала. Это было цветущее село с красивым храмом. Но когда приехала в Бияваш, то в церкви находился зерносклад, так как она уже была закрыта волею советской власти, поддержанной народом.

В село постепенно возвращается прежний традиционный уклад. В Бияваш приезжает батюшка и службу ведёт у родника, над которым недавно сделали крышу с надписью над иконой «Св. Пантелеймон». Анна Анатольевна называла старинные названия Барская Толока в Осиновке, Грязнушка-поле, Больничное поле в Бияваше. В Осиновке сохранилось озеро, в котором раньше мочили липу. Мы слушали, а на нас смотрели святые с икон в красном углу по обычаю. Знатная это была божница со старинным, ещё родительским крестом во главе, как было заведено нашими прадедами. Божницу украшало полотенце, кружево на котором вывязывала сама хозяйка. Сохранив частичку рода в своей семье, простая женщина бережно хранила и воспоминания, а, значит, и нашу историю.

А вот другая история, связанная с той же церковью в Бияваше. Рассказывает Кокотова (Тарханова) Галина Павловна 1947 года рождения, живущая на улице с важным названием «Школьная». Она и работала в школе.

- Я приехала в Бияваш в 1966 году. Церковь стояла, хоть в ней и не велись службы. Сохранились купол, звонница. А ведь церковь была освящена в 1892 году. Росписей в церкви уже не было. Стены были серые. Но церковь продолжала служить людям. Там находился колхозный продуктовый склад. Внутри было холодно от пола – пол был выложен плитняком. Почему я знаю? На склад я ходила за продуктами. Думаю, что церковь использовали сразу под склад. В клуб её не превращали, как случалось во многих других сёлах. На месте, где раньше располагался алтарь, была яма – видны были ходы под землю. Видимо, ребята лазили, искали клады. Возможно, ходы в гражданскую войну использовались. Двери были металлические. Они качались, ужасно скрипели. Всё бы ничего: стоит и стоит церковь. Но на звонницу лазили дети. Пол был каменный. Страшно было, ведь школьники могли разбиться. Однажды я шла из интерната. Вижу, что очередной раз залезли мои ребята и даже моя дочь. Мальчик по фамилии Киселёв залез с гармошкой. Он играл на ней и громко смеялся. Я остановилась. Звонница качается из стороны в сторону, неимоверно скрипит. Я своей дочери кричу: «Слазь, Наташа!» Потом из дома позвонила председателю колхоза Владимиру Григорьевичу Сергееву и сказала, что лучше убрать церковь, чтобы не случилось трагедии. Мы планировали построить новую школу. В этом мы увидели для себя спасение. Вместо церкви возвести новую школу. Сейчас все говорят, что мы совершили неправильное действие. Я и сама переживаю. Но тогда никто не предлагал никакие варианты по сохранению церкви. Не нашлось среди жителей защитников храма, словно застыло время, превратилось в безмолвие. Единственно, в чём я вижу для себя оправдание – это в том, что новая школа стоит не на месте церкви. Церковь стояла за спортплощадкой, где сейчас складируется уголь. Это был 1987 год. Председатель колхоза взял на себя ответственность (в этом надо отдать ему должное) и сам на тракторе совершил разрушительный, печальный акт. Но он настоял, чтобы сделали насыпной грунт для школы. Место церкви целое, пустое. Церковный фундамент не трогали. 2 декабря 1990 года начались занятия в новой школе. В 1991 году школу официально открыли. Школу освятили зимой. Я пригласила отца Геннадия Плохова из Аскино. Сейчас на месте церковной калитки, как заходить на церковную территорию, стоит большой деревянный крест, установленный в память церкви. История села богатая. В 1832 году в селе была церковно-приходская школа, в ней преподавал батюшка. Значит, была и другая школа, предшественница нынешней. В селе был свой винокуренный завод, была смолокурня. Известный помещик Зеленцов, живший здесь, оставил о себе добрую память. Остались помещичьи дома. Зеленцовский пруд выкапывался вручную. В Зеленцовских домах находились амбулатория, аптека. Земская школа, которая стояла на горе, построена была Зеленцовым. У Зеленцова была купальня. Зеленцовский пруд выкапывался вручную. В имении помещика был прекрасный сад. Жители выкапывали деревья, акацию, чайные кусты и пересаживали к себе. Калашники – так называли жителей Бияваша, потому что они торговали калачами. Здесь же находилась ярмарка. В Бияваше до сих пор жива старая Базарная площадь. Сюда приезжали отовсюду из Башкирии.

Галина Павловна задумалась, затем продолжила:

- Странное видение было однажды. Как-то летом стояла я у окна. Напротив – дом Пачиных. Вдруг вижу на небе – две головы с белой бородой, будто священники. Кричу об этом дочери. Неожиданно наплыла туча, закрыла картину. Ещё кто-то говорил, что в Бияваше крест виделся на небе.

К чему было это видение ей, она не знает. Сегодня она на заслуженном отдыхе. В свободное время она вышивает крестиком иконы. Вышивает и думает, вышивает и вспоминает, вышивает и мечтает. 

Ирина Бакке.

Вопросник для тех, кто хочет помочь в сборе истории родного края

 

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования