Главная> Статьи > Очерки > В дар Богу и церкви. Храм Иоанна Предтечи (село Андреевка)

В дар Богу и церкви. Храм Иоанна Предтечи (село Андреевка)

 

Эту икону Казанской Божией Матери написали в Сергиево-Троицкой Лавре», - показывала и рассказывала Вера Ивановна Пономарёва, жительница села Андреевка Илишевского района РБ.

В очередной раз, отправляясь за историей храмов Уфимской губернии, историк Павел Егоров вместе со своей группой соратников сделал остановку в селе Андреевка Илишевского района. Они встретились с Верой Ивановной Пономарёвой, которая охотно и с желанием (что не так часто встречается) поделилась воспоминаниями о своей семье. Ведь жизнь любой семьи ярко и однозначно высвечивает жизнь страны.

- Моя мама Елизавета Александровна 1902 года рождения была певчей на клиросе, - начала она свой рассказ. Участники экспедиции удобно расположились в доме Веры Ивановны, где царит порядок и домашний уют, созданный в течение долгих лет руками старательной хозяйки. Столы и тумбочки покрывают ажурные салфетки, а на диване и стульях сидят мягкие игрушки.

- Мама умерла в 90 лет. Она прожила длинную и интересную жизнь в Андреевке. Село начало существовать в 17 веке.

Въезжая в село, первым делом узнаёшь, что село Андреевка появилось в 1627 году. Об этом говорит поставленный не так давно столб с надписью. Село входило в Бирский уезд Уфимской губернии. Сегодня действующий, храм Иоанна Предтечи, село Андреевка был освящён в 2004 году. Храм реставрирован полностью на средства благотворителя Р.Р. Сафина, уроженца соседней деревни.

- Я не знаю, откуда мои предки, - продолжила Вера Ивановна рассказ. - На месте деревни был лес. Приехал первый житель по имени Андрей. По его имени и была названа деревня. Затем появилась церковь. В селе на протяжении всего исторического развития находилась одна единственная церковь – во имя Иоанна Предтечи. Она строилась и достраивалась в течение долгого времени. Мамин отец Вострецов Александр Маркелович мальчиком возил на лошадях кирпич из Груздёвки. Кирпич для строительства храма доставляли на баржах по реке Белой. Всё, что я помню, я узнала из рассказов мамы. Престольный праздник в селе всегда отмечали 20 января. Праздновали всем селом целую неделю. Для нас он остаётся престольным до сих пор.

Павел Егоров поясняет, что этот праздник - Собор Иоанна – Предтечи и Крестителя Господня. - Меня в этом храме крестили. Он был закрыт в 1937 году. Храм разоряли местные жители. Вася Пензин сбрасывал кресты с купола. Потом он шёл по улице, упал и умер. Мама говорила: «Кресты сбрасывал, умер на дороге, как собака». У него было прозвище Вася Шерстяной. Абсолютное большинство икон погибло, их сожгли. Одна бабушка принесла икону Пантелиймона, якобы сохранённую после разграбления из алтаря.

Голос Веры Ивановны стал печальным. Она на какое-то время задумалась, а потом вновь стала рассказывать:

- У храма были могилы. Мама показывала могилу Иоанна Зиновьевича против алтаря. Он считался предсказателем и жил при храме в сторожке. После него в сторожке жили Закаляпины. Иоанн, например, предсказал приезд Дуни, сестры тёти Кати. Она приехала беременная, родила мальчика. Он сказал, что ребёнок жить не будет. Мальчик умер. Старец Иоанн умер, наверное, до 1917 года. Своего жилья у него не было. Он приходил к моей маме домой. Его всегда накормят, а он вытащит из кармана 3 копейки, натрёт монетку о бумагу, монетка отпечатается и отдаст бумажку маме со словами: «Вот за чай». А монету снова уберёт в карман. На церковной территории в 1957 году сажали парк. Парк сажали всем селом. У каждого учреждения была своя аллея. Я тоже сажала деревья. Бугорок могилы исчез.

Вера Ивановна прервала воспоминания. Она поспешила на кухню, чтобы поставить чай и угостить гостей, как было принято всегда на Руси. Накрывая на стол, она, словно из глубин памяти вынимала сведения, рисующие картинки из жизни дореволюционной Андреевки.

- Раньше, мама рассказывала, что после праздничной службы матушка и батюшка ходили к ним в гости. Семья Веры Ивановны жила в доме напротив церкви. Батюшка говорил: «Александр Маркелович, иду к вам похристосоваться». Моя бабушка их угощала. Они сидели в горнице и беседовали. Отец мамы умер в 1925 году, а ей исполнилось 23 года. Бабушку раскулачивали, в 1939 году отправили в Сибирь. После закрытия храма в ней сделали школу. В школе существовал только один класс. Я училась в нём несколько месяцев. Церковь не отапливалась, поэтому и в школе было холодно. Нас перевели в другую школу на вторую смену. Затем в церкви было зернохранилище, а потом его превратили в сельский клуб, где показывали кино. Какое-то время в церкви даже были открыты магазины и быткомбинат.

После закрытия церкви моленным домом стал дом Сергея Ивановича Ожгихина и тёти Маши. У них собирались верующие. Дом был под секретом. Он располагался в переулке. Собирались в 50-е годы. Он был единственным моленным домом. Когда все умерли, то дом снесли. На месте дома потом была почта, сбербанк. Купол, колокольню церкви снесли в 1950-х годах. Николай Иванович Басистов, директор МТС, просил не сносить. Сносили тракторами. Я работала в МТС, в это время шла с работы. Снесли сразу враз. В Андреевский приход входили деревни: Трикол, Шидали, Верхний Менеуз. Мы и не заметили, как быстро Вера Ивановна накрыла на стол. Она накормила нас вкусным обедом, не забывая о цели нашего приезда. Разговор продолжился за столом.

- Раньше в селе ходили крестным ходом. Улица Чеверёва так и называлась Церковная. Даже после переименования люди продолжали называть её Церковной. У нас части села назывались Мамашкино, Зыряне, Штанинка. Были также Воздвездной лог, Верхяя урема, Нижняя урема, Постниковский лес южнее Андреевки. По ту сторону реки Белой леса мы называли Кугарчин, Кулак. Мы переправлялись за ягодами. Это тоже была Андреевская территория. В 1967 году выстроили дамбу, лес снесли. Возле Белой есть озеро, которое называлось Яшкино. Ещё был Ванькин лог, куда мы ходили по ягоды. Собирали черёмуху, малину, смородину.

Вера Ивановна подарила группе книгу «Село Андреевка. Прошлое и настоящее». Составители книги – Р.К.Нуртдинов и В.В.Михайлов. Книга появилась благодаря финансовой поддержке Администрации Илишевского района. Село Андреевка самое древнее поселение русских на территории района. Но книга, к сожалению, содержит всего одну статью «Церковь и школа», в которой говорится, что о церкви известно с 1877 года. Она была воздвигнута на средства прихожан. В ней находилась копия иконы Казанской Божией Матери. Церковь являлась и центром просвещения. Позднее появились земские школы. Небольшая информация.

Но есть в книге страничка, посвящённая дяде Веры Ивановны. Гавриил Владимирович Локтев погиб в небе во время боевой операции по прикрытию переправы через реку Днестр. За проявленный героизм членам авиационного экипажа в марте 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Г.В.Локтев был награждён орденом Ленина.

Вера Ивановна была не просто прекрасной рассказчицей, она повела участников экспедиции к другим старожилам, рассказ которых тоже дополняла и корректировала. Так, мы узнали, что староверы не участвовали в разгроме церкви. Они отличались усердием в работе. Работали плотниками, горшечниками. Улица староверов – это улица Пушкина, бывшая Мамашкина. В Андреевке пять дворов были староверческими. У них были крестьянские дома, молились двоеперстием.

В селе остался один старинный кирпичный дом. Это кладовая купеческая. Пекарня находится в здании старинного склада. Дома строили без фундамента, кирпича не было. На баржах привозили кирпич по Белой. Был свой только кирпич-сырец для закладки печей.

Вместе с Верой Ивановной группа побывала и в самой церкви.

- Я помню купольную роспись при входе. Значит, купол был. А пол был каменный. Фрески были, но их заштукатурили. Здесь находилась библиотека, - Вера Ивановна уверенно ходит по церкви и торопится досказать, о чём забыла вспомнить. – Здесь находилась сцена, как будто алтарь был отсечён. А эти колокола отливали в Воронеже. Люстру, церковную утварь заказывали через Софрино.

Она подвела членов группы к иконе Казанской Божией Матери. В глазах Богородицы светились доброта и сердечность. Эта икона появилась вместо старой, утерянной. Ведь второй престольный праздник в Андреевке – Казанская. Вера Ивановна с теплом в голосе говорит, что икону заказали её дочери. Она написана на липовой доске. В детстве они танцевали в церкви, превращённой в клуб. Конечно, то были другие времена, и руководствовались мы другими соображениями. Но, если мы можем что-то изменить в своём понимании, то необходимо это сделать. Дочери Веры Ивановны пришли к такому же выводу. Сей щедрый дар, сделанный от души, будет служить людям. А, значит, милость Божия будет множиться!

Ирина Бакке.

 P.S. Историко-православная экспедиция в село Андреевку Илишевского района РБ завершилась. Её можно считать удавшейся. Собран интересный материал, краеведы познакомились со старожилами села, объяснили цели приезда и сбора информации. Но точку на этом поставить рано. В ходе анализа привезённого материала выявилось, что в подаренной группе историков книге содержится исторический ляпсус. Конечно, проще всего обвинить авторов книги в незнании истории села, в игнорировании документальных источников. В книге авторами неправильно указана дата постройки церкви во имя Иоанна Предтечи. Она построена в селе Андреевке в 1821 году. Данная дата зафиксирована в Справочной книжке Уфимской губернии за 1873 год (часть 2, стр.51). Книжка была издана в Уфе в 1873 году. Оставим неточность на совести времени, когда торопились скорее публиковать книги, громогласно заявлять о достижениях района, забывая, порой, о необходимости лишний раз проверить исторические исходные. Зато ещё раз и ещё раз мы убеждаемся в важной аргументации своевременности организации подобных экспедиций, чтобы сохранить для будущих поколений историческую правду, а для современного поколения внести ясность.

Павел Егоров.

Фото из архива 2003-2004 гг. Павла Егорова

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования