Поэтесса из посёлка Серафимовского |
06.05.2015 г. |
Стихи поэта, считает журналист, работавший редактором отдела социальной жизни газеты «Туймазинский вестник – Ленинский путь», Гульнара Батырова, - это всегда дневник его жизни. В них, как на озёрной глади, отражается судьба. И если судить по стихам, то жизнь Агафьи Марковой похожа на огромную голубую планету, где хомячки беседуют с котами, птицы рассказывают о своём житье-бытье, ветер дремлет на ветке, а у тишины есть своё покрывало. В 1998 году была издана книга стихов Агафьи Марковой «Проходят годы через нас». Листая страницы книги, добрым гостем вместе с ней отмечаешь праздники её души. В каждой строчке – её волнения, тревоги, любовь, цветы и душистые травы. Она в стихах такая разная: то нежная, почти прозрачная, как осенний лёгкий ветерок, то строгая, почти суровая, и каждая её строка бьёт по сердцу. Её мир – это мир самых разных ощущений. Любую, даже самую крохотную боль, о которой говорит поэтесса, любую, еле заметную тоску, о которой щебечет птичка, читатель ощущает через её стихи. Её стихи живые, выпуклые, их даже можно ощущать на вкус и цвет. Они, то пахнут мёдом, то ромашками, иногда…кровью животных, о которых Агафья Фёдоровна пишет с особой любовью. Прочувствовать боль другого человека, порою совсем незнакомого, провести через себя боль каждой берёзовой веточки, каждого листочка, услышать прощальные слова погибающего дерева, приласкать солнечный лучик, поздороваться с синичкой, «помочь любому муравью» - вот её удел. Она сильная и хрупкая, как лесная…фея. И в мае живёт, и живёт в декабре. Воюет со злом, воздаёт доброте. Так характеризует творчество Агафьи Марковой Гульнара Батырова. Как говорит о себе поэтесса сама, стихи пишутся. Они, может быть, несколько другие. Меньше о любви, и больше о природе и людях, но в каждом – большая любовь к жизни, которая в цветке, в человек со всеми его страстями. Жизнь продолжается, не смотря на ненужные войны, жестокости и битвы за власть. Мы просто живём: любим, радуемся, грустим и печалимся, растим детей, добываем нефть или строим дома. И очень редко думаем, что каждая минута неповторима. Жизнь многогранна. В ней есть место и стихам, и песням, тем, которые написал ты сам или кто-то другой, но они близки тебе, греют твою душу. Всего-то и надо. Чтоб жизнь вас держала Всегда на плаву, Чтоб небо дарило Одну синеву, Чтоб стены не «ели», Не «грызла» тоска, Чтоб солнце не пряталось За облака, Всего-то и надо, Чтоб гордое «я» Собой окружали Семья и друзья. Чтоб вы отдавались Желаньям благим, Чтоб вы улыбались Себе и другим. Чтоб вас не страшила В кудрях седина, Чтоб вы не жалели Для друга вина, Чтоб руки лишь ночью Могли отдохнуть, Чтоб чистая совесть Давала уснуть. Всего-то и надо Любить и жалеть, И вместе со всеми О ком-то скорбеть. Не надо бояться Далёких дорог, А хитрость и ложь Не пускать за порог. Всего-то и надо Не ныть, не стонать, В печалях своих На других не кивать, Надеждам оставить Открытую дверь. Ведь жизнь – Череда и наград, и потерь.
Пожелания Пусть будет добрым ум И умной доброта. И бездуховной пусть Не будет красота. Пусть будет, как любовь, Победною борьба, И из счастливых дней Счастливая судьба Гармония – основа мирозданья. Она всегда таит воспоминанья Былых эпох в строении планет, Потухших звёзд ещё идущий свет. Поэтика стиха, звучание аккорда, Из капилляров свитая аорта. И дай Вам Бог гармонии любой В делах, поступках и в себе самой. Расти, но взрослеть не спеши. Взросление – плен для души. Считай свои годы и дни, Но детство в себе сохрани. Оно в повседневность твою Пусть вносит живую струю, Не даст, поскользнувшись, упасть Отсюда, где ты родилась.
Книга жизни. Книга жизни. В ней листы, Как на кладбище кресты. Не под каждым бугорком Тот, кто был тебе знаком. Но у каждого была Даль, которая звала, И надежды и мечты, Как весенние цветы. И не все сбывалось, нет. Но за ночью был рассвет. На повтор Ложилась новь, И была своя любовь. Если б не было её, Не пахали бы жнивьё, Не растили бы садов, И не строили б мостов. Но она была везде: В сердце, в песне, в борозде, Там, где чистая вода, Там, где радость и беда. Книга жизни. Пусть она Будет вечностью полна, Где и неба синева, И сердечные слова.
Мир этому дому Мир этому дому Отныне до века За то, что хранит он В себе человека. Мир - крыше у дома На долгие годы За то, что укрыла От злой непогоды. Мир – окнам за свет От горячего солнца. Пусть их никогда Затемнять не придётся. Мир – двери любой И любому порогу, Что нас провожают В большую дорогу, А после встречают Усталых с работы – Для доброго дела Хватило б охоты. Здоровья хозяйке, Хозяину тоже. Здоровья любому, Кто в дом этот вхожий. Пусть дети растут И по жизни шагают, И пусть их дороги Домой возвращают. Мир – пашне и лесу, И зверю, и лугу. Пусть добрые вести Проходят по кругу. Пусть люди живут И душой не стареют, Любовью и дружбою Всё одолеют. Мир – синему небу, Зелёной планете И тёплому хлебу, И доброй примете!
Вера Вера. Верю. Не верю. Если верю, то жду. А не верю – неверью Тоже место найду. Если верю, то ночи Мне светлы, как и дни. В вере нет двоеточий, Только точки одни. Доказательств не надо, Почему и зачем. Вера – это награда, Что даётся не всем. Вера в Бога, в идею, В торжество доброты Чью-то душу согреет Средь мирской суеты. Поменяет местами И свободу, и плен, На колени поставит И поднимет с колен. Жизнь – всегда повороты, Их не видно во мгле. …Надо верить во что-то, Чтобы жить на земле.
Спешите делать добрые дела! Спешите делать Добрые дела, И постоянно Делайте их в будни. Природа нас Недаром позвала На праздник жизни, Радостный и трудный. И место есть На празднике всему, И песни есть, Которые не спеты, И есть вопросы Как и почему? На них ещё Не найдены ответы. И родники есть, Затоптанные, есть И при последнем Издыханьи реки, Есть подлостью Поруганная честь, И старики, И дети, и калеки. А сколько Равнодушия вокруг По принципу: «Меня бы не касалось», И всё не сразу это И не вдруг Скудело, и ветшало, И ломалось. Миллионер вы Или без гроша, Возможности неравные, И всё же Лишь добротою Полная душа Почувствует, Увидит и поможет. Нас бездуховность К краю привела. Но, чтобы не упасть И удержаться, Спешите делать Добрые дела И в звании человека Утверждаться.
«Агафья Маркова родилась 22 февраля 1929 года в деревне Берёзовка Ишимбайского района Башкортостана в многодетной семье. Детство Агафьи, - делится в интервью Нина Пеняева, - прошло на природе, поэтому она занимает главную часть в её сердце. Затем семья Марковых переехала в Ишимбай. Война уже застала их там. Агафья закончила школу. Сразу после войны она поступает в Уфимский нефтяной институт. Во время учёбы молодая девушка встречает своего избранника и выходит замуж. Новоиспечённая семья, отучившись, по распределению едет в посёлок Серафимовский. Агафья Фёдоровна работает заведующей лабораторией Цеха научно-исследовательских работ НГДУ «Октябрьскнефть». В их семье рождается двое детей: дочь Ольга и сын Александр. Ольга работает педагогом в Стерлитамаке, а Александр живёт в Прибалтике. Сегодня мы пишем этот материал в память увлечённого поэзией человека, доброго наставника, жителя нашей республики, чья жизнь красной строкой вписывается в историю России. Она жила от души: писала стихи, а этот дар у неё был от матери Анны, пела и плясала в художественной самодеятельности, участвовала в работе Клуба «Серафимовский вестник», вырастила детей и любила мужа. Бренный мир она покинула в 2007 году и оставила о себе добрую и завидную память». Нина Константиновна Пеняева была дружна с Агафьей Марковой. В своё время она посодействовала изданию сборника стихов ишимбайской писательницы. Ирина Бакке. |