Главная> Статьи > Очерки > Икона – проповедь для нас

Икона – проповедь для нас

 

svyt_sem.jpg

Пришедшая на ум русская поговорка «Бог любит труд» при взгляде на икону в доме Морозовых во время историко-православной экспедиции, предпринятой в Аскинский район РБ, оказывается, имеет и простое историко-логическое объяснение.

Маршрут очередной экспедиции, руководит которой историк храмов Уфимской губернии Павел Егоров, в июне пролегал в Аскинский район РБ. Как и в других районах, здесь история творилась и православными, и мусульманами. Некогда изобиловавший сёлами и храмами район сегодня не может похвастаться количеством сохранённых реликвий. Исключением является Свято-Никольский храм в Аскино, районном центре. Но членов экспедиции больше интересовала судьба православных святынь в сёлах района.

Первой основательной остановкой во время экспедиции стала встреча с жителями села Бурма или Новая Бурма. Супруги Морозовы радушно встретили гостей из Уфы. Разговор был долгий и обстоятельный. В этом селе некогда высился храм Вознесения Христова, а последний священник, отец Николай Елисеев, был арестован 20 ноября 1937 года и расстрелян. Морозовы Валентин Николаевич и Любовь Васильевна рассказывали о своей жизни неторопливо, взвешивая каждое слово.

Морозов Валентин Николаевич поведал, что его родители родом из Мишкинского района, а он сам родился здесь. В 1946 году пошёл в школу. Церковь в те годы ещё стояла, но уже не работала. После закрытия в церкви хранились веялки, потом находился зерносклад.

В разговор включается, добавляет и уже ведёт весь разговор Любовь Васильевна (в девичестве Запевалова):

- Не помню, чтобы в селе велись разговоры по поводу закрытия церкви.

Тот факт, что всякие разговоры о Боге в советское время не приветствовались, останавливал людей. Люди в душе переживали, страдали, но внешне старались соблюдать холодное равнодушие. Наталия, мама Любови Васильевны, рассказывала, что выбрасывали на улицу иконы, когда церковь зорили. Зорить церковь – значит разорять. Данный глагол смягчает силу происходящего события, щадит сердечную боль. Увы, глагол вышел из речевого обихода современного человека. Но это и подобные слова, нет-нет, да и встречаются в разговоре. Благодаря этому разговор окрашивается цветом истории российской.

Итак, когда уничтожали храм, сельчане брали иконы домой, спасали их.

Мама Любови Васильевны подобрала одну икону и оставила себе.

Любовь Васильевна показала нам ту икону. Она старинного письма и хорошо сохранилась. Икона называется «Труд Святого Семейства». На иконе изображено Святое Семейство: мальчик Иисус работает молотком, Мария прядёт, а Иосиф работает плотником. Икона может быть воспринята как художественная картина, воссоздающая образ времени. Не сентиментальная, пасторальная картинка, а реалистичная, бытовая сцена. В этом случае зритель, возможно, скажет, что это простой, незатейливый сюжет, не требующий глубокого осмысления. В действительности же за кажущейся простотой скрывается понимание смысла труда в жизни: «не получать пропитания от чужих трудов», а жить своим посильным трудом, не посягать на чужое, не завидовать, иметь терпение и получать радость от труда с благодарностью. Просто, но в жизни сложно и порой перевёрнуто с головы на ноги.

Сюжет иконы, по существующему объяснению, взят из «Книги об Иосифе Плотнике». Божия Матерь пряла «настоящий пурпур и багрянец» для завесы Иерусалимского Храма. Святое Семейство жило, как предписывал Закон Моисеев.

Мы стояли и смотрели заворожено на икону. Икону спасли, она продолжала жить. Закон Моисеев, заповеданный нам Создателем, не утратил своей силы и поныне. Труд находится в основе жизни человека. А вот храм Божий не спасли. Пустое место с разбросанными везде бутылками хранит скорбное молчание.

Ирина Бакке.

Фото Ольги Жарчинской

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования