Главная> Статьи > Очерки > Это старинное село Кага

Это старинное село Кага

 Часть 1.

Я Вам хочу сказать

Сейчас, отныне –

Всем, кто сюда

Приедет и придёт.

Пусть эта маленькая

Капелька России

Не сто, а сотни лет ещё живёт! – так тепло и по-доброму сказала о своей родине жительница Каги Александра Сафронова.

КагаИстория Каги, старинного русского села в Белорецком районе, неразрывно связана с промышленным развитием Башкирии, а именно с металлургией. Имя Евдокима Демидова для истории Уральского края навсегда останется значимым и эпохальным. Согласно проведённым исследованиям известных уфимских краеведов Зинаиды и Георгия Гудковых Евдоким Демидов летом 1769 года построил на реке Каге плотину для пильной мельницы, установил 4 молота и пятого октября 1769 года начал на Кагинском заводе ковку железа из чугуна, доставляемого с Авзяно-Петровских заводов. «К концу 18 века на Кагинском заводе была заводская плотина и пруд, две кричных фабрики с 10 горнами и 5 молотами. При заводе имелись пильная деревянная мельница, кузница о 6 горнах, слесарная, меховая, хлебный магазин, церковь деревянная, заводская контора, один господский дом, деревянный госпиталь. В посёлке Кагинского завода было 137 дворов, проживало 664 души крестьян», - читаем мы в книге «Из истории южноуральских горных заводов ХV111- X1X веков» Г. и З. Гудковых. Дело отца продолжил сын Иван Евдокимович Демидов.

О перипетиях истории, о людских судьбах села состоялся задушевный разговор во время очередной историко-православной экспедиции автора строк с Фенапетовой Зинаидой Юрьевной, директором Кагинского Дома культуры.

Она поведала, что приехала в Кагу в 1981 году, где обрела семейное счастье и вторую родину. 17 лет Зинаида Юрьевна проработала в колхозе ветврачом, а в 2004 начала работать директором клуба. Для неё история села началась с истории культуры. В 60-е годы прошлого века в селе был хор, куда входило до 50 человек. Директор клуба, руководитель хора Лисовский Иван Антонович, стоял у истоков краеведения. Он бережно собирал воспоминания старожилов, этнографические предметы и впервые заговорил о восстановлении храма в селе. Сегодня в Каге успешно действует фольклорная группа «Дубравушка». Те, кому дорога народная песня и традиции, выступают на всех праздниках, принимают участие в традиционном ежегодном фестивале русской песни в Белокатайском районе РБ. Хору присвоен статус «народный хор». Зинаида Юрьевна сама поёт в составе хора, подбирает старинные песни. В краеведческом музее есть песенник – сборник старинных песен. На обложке сборника – надпись: «Московский Весельчак, народный, русский песенник». Москва, издательство Сытина, 1897 год.

Ой ты, береза, ты, моя береза!

Ой ты, кудрявая моя береза.

Я думала, думала,

Я гадала, гадала.

Ой ты, береза, ты, моя береза,

Ой, мы пьяны, а ты твереза!

Припев.

Не доехал мой муж до границы,

Растерял он шиты рукавицы!

Припев.

Ах, какой он бездомовник,

Не купил жене повойник.

Припев.

Добрался он до харчевушки,

Выпил там он три осьмушки.

Припев.

Ах, потерял он коня воронова.

Изругала я муженька милова.

Припев.

Муженек мой, да поразсердился,

В русу косыньку мою вцепился.

Припев.

Ох, ты, береза, ты моя береза,

Ох, ты кудрявая моя береза!

Припев.

Муж, потерявши добрую лошадку,

С пьяных глаз пошел еще в присядку…

Припев.

 

Часть 2.

Есть свои особенности в жизни местного населения села Кага. Например, отношение к чужакам. Если кто приедет со стороны, чтобы жить в Каге, он должен понравиться жителям. Если понравится, будут любить последа (местный говор). Зинаида Юрьевна пришлась ко двору, наверное, потому что у неё есть интерес к истории села. Она помогла в восстановлении музея, старается комплектовать экспонаты, чтобы сохранить историю села. кага

Экспозиция краеведческого музея рассказывает историю села с момента основания. 1740 – год основания села. Фотографии запечатлели добычу руды для Кагинского завода, вид завода, отправку продукции по реке Белой до Нижнего Новгорода на ярмарку. Завод славился железной проволокой. Он хорошо функционировал. Население села в 19 веке насчитывало 15 тысяч человек. Оно было пёстрым и пришлым: с Рязанской губернии, Калужской и Вятской. Зинаида Юрьевна показала икону, которой её мама благословляла на брак. На иконе надпись, что писана она в Калужской губернии. К сожалению, на сегодня представляется трудным делом намерение проследить родословные линии в селе, поскольку сами сельчане не помнят, откуда их предки.

Настоящим бедствием для села стал пожар 1911 года. Во время сенокоса по вине столяра горящее масло попало на стружку и воспламенилось. Из 800 домов села сгорело больше половины домов. Как написал в воспоминаниях Василий Иванович Ленский, родившийся в Каге, «стихийное бедствие огромных масштабов постигло рабочий посёлок Кагинского завода в июне 1911 года. В результате возникшего пожара сгорело более 550 крестьянских домов, полностью сгорел Кагинский проволочно-гвоздарный завод, доменная печь, плотина заводского пруда, лес, находящийся после сплава в пруду, школы, Земское управление, служебные и жилые помещения Заводоуправления, церковь (её колокольня) и многие другие строения. После этого пожара Проволочно-гвоздарный завод был построен в Белорецке. Рабочие кадры были в основном из Каги».

Все представленные в музейной экспозиции вещи – подлинные. Значит, ими когда-то пользовались, они служили людям. Заправленная покрывалом кровать, подзор, украшенный кружевом ручной работы, патефон, швейная машинка, самовар, полка-посудница (сдала семья Ивана Шардина, известного краснодеревщика в селе). На стене висят фотографии в рамках, на которых запечатлены реальные люди. Интересен экспонат, который был необходим в вечернее время, когда собирались жители по какому-либо поводу. Это лучина для посиделок. Лучина соединена с корытцем, куда в налитую воду падали огарки свечей. Или пистель – кузовок из лыка, куда продукты складывались для длительного хранения вместо холодильника. Ещё сохранился язык от главного церковного колокола, плуг, конно-подковные гвозди, гребешки для чесания льна,отлитые различной формы и декора утюги.

 

Часть 3.

Никольская церковь. КагаВ селе Каге с большой любовью относятся к фамилии Татаринов. Стерлитамакский купец Иоасаф Васильевич Татаринов и петербугский купец Фёдор Петрович Никифоров купили Кагинский завод. В мае 1862 года сильная весенняя вода разорвала Кагинскую плотину и разрушила Кагинский завод. После наводнения завод не работал. В 1862 году Иоасаф Татаринов продал свою часть Никифорову, но жить остался в селе Каге. Иоасаф Татаринов умер 54 лет от карбункула на шее, который вскрыл ему ротный фельдшер ланцетом. Перед этим дед ослеп, писал внук Дмитрий Татаринов. Особым уважением пользовался Иван Иоасафович Татаринов. Ему была доверена честь заложить первый камень в основание Свято-Никольского храма. Строительством храма занимался управляющий Кагинским заводом Иван Иоасафович Татаринов. Его могила и поныне внутри ограды.

При Кагинском заводе раньше находилась деревянная церковь Иоанна Богослова (1794). 1898 год для кагинцев ознаменовался строительством Свято-Никольского храма. Строили всем селом. Из зарплаты всех рабочих с каждого рубля брали копейку. Лес для строительства брали из здешних мест. Кирпичи для церкви тоже были свои, так как был кирпичный завод, - поделился своими познаниями в истории Сергей Николаевич Михайлов.

Храм вышел на зависть другим сёлам и деревням. Время и люди не смогли полностью уничтожить храм. Когда в советское время пытались разломать колокольню, то столкнулись с проблемой качества строительных работ. Колокольня не ломалась, так как кирпичи не разъединялись из-за прочности раствора. На изготовление раствора яйца собирали по всему селу. Сергей Михайлов добавил, что рассказывали, что нашёлся один местный, кто согласился снимать колокола в 30-е годы прошлого века. Ему родная мать сказала не делать этого, а то рука отсохнет. Он не послушался. У него действительно впоследствии рука отсохла. Божий суд не заставил себя ждать.

Колокольня простояла до 1953 года. Кузнецов Михаил Степанович уходил в армию, колокольня была, а когда вернулся в 1956 году, верх отсутствовал. Председатель колхоза Осипов составил липовый документ о том, что колокольня в ветхом состоянии и опасна для жизни. Он приказал ломать. Верх колокольни ушёл на строительство конторы для сплава в Авзянский леспромхоз в посёлок Бельский.

«Крылечко церкви было чугунное. Оно было сложено из кирпичей, а сверху лежал чугун», - вспомнила Вера Петровна Артемьева.

-- Утварь церковную растащили. Полы были чугунные, литые 60 х 70 см. Полы подогревались, - в разговоре принял участие Леонид Александрович Артемьев. Он пояснил, почему храм сохранился и не был полностью разрушен. Церковь превратили в зерносклад, потом она стала овощехранилищем. Картошку в ней хранили до 1960-х годов в подвале. В конце 60-х годов сделали клуб. В клубе фильмы показывали: «Судьба барабанщика», «Подвиг разведчика», «Чук и Гек». Наверху фрески сохранялись. Стены закрашивали. Чапаев с Петькой за пулемётом был нарисован на стене вместо росписи. Церковный двор сохранился. Изгородь была кирпичная. Кирпич воровали местные жители.

Это ведь тоже наша история, хоть и неблаговидная. Нам держать ответ и за это. Живущий в селе ветеран Великой Отечественной войны Михаил Петрович Седов как-то смягчил историческую боль: «Верх перекрыли, когда Свято-Никольский храм превратили в склад. Когда клуб был, на втором искусственном этаже Иван Антонович Лисовский, директор клуба, провёл реставрацию и оформил первую музейную экспозицию, тем самым частично сохранив росписи».

В настоящее время службы возобновлены, и храм переживает реставрацию. Так совместными усилиями сельчане восстанавливали историческую память села, отдавая дань уважения прошлому и внося назревшие общественные коррективы в неправедные действия людей.

 

Часть 4.

Артель, возглавляемая крестьянином Тимофеем Витушкиным, жителем села Каги, построила женскую церковно – приходскую школу (1901) и дом для второго священника (1902). История не стояла на месте в селе. Её вершили жители, которые думали о будущем, которые верили, надеялись и любили. Свято-Никольская церковь была заложена в Елани (на 5 частей жители делили Кагу: Усть-Кага, Замост, Елань, Центр, Бывшая пристань). На этом месте располагалась деревянная церковь, построенная в 1777 г. Евдокимом Демидовым, заводовладельцем. Церковь была освящена в 1778 г, позднее был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла, освящённый в ноябре 1794 г. Через 100 лет церковь обветшала. Оренбургская духовная консистория запретила проводить службы. Новая церковь, Свято-Никольский храм, построена тщанием местных прихожан и освящена 28 сентября 1898 г. с благословением преосвященнейшего епископа Владимира. Последний священник Иван Александрович Марсов был арестован в 1933 г.

Церковь до 1938 года пустовала. Затем в ней сделали избу-читальню. С 1941 по 1955 годы она служила как зернохранилище, затем она стала клубом, который в 1968 г. был преобразован в сельский Дом культуры. Заведовал клубом Иван Антонович Лисовский. Одну примечательную историю мне по очереди рассказывали старожилы села. Историю, которая в наши дни имеет продолжение. В 20–е годы в Каге свирепствовала холера. Во время мора холеры священником храма служил отец Сергий.

«Это случилось в начале 20-х годов прошлого столетия. Мы пережили мор – холеру, - рассказывает Зинаида Юрьевна Ферапонтова. - Люди умирали десятками. За ночь вымирала семья. Не успевали хоронить. Тогда священник приказал выкопать яму на кладбище для общей могилы. Жители крестным ходом пошли к роднику в Сажелке (святое местечко близ Каги, около горы, из-под которого бьёт целительный родник), отслужили молебен. После этого мор прекратился. С того момента оставшиеся сельчане дали обещание, что этот день навсегда останется в памяти и будет отмечаться потомками. Обещанный день – 21 августа отмечается в селе как престольный праздник».

Приехав в Кагу, я нашла временный приют на турбазе «Тенгри» и была приятно удивлена. Деревянное здание, где я находилась, имело историческую ценность, как и многие другие здания в селе. Сорокина Елена Васильевна, работница турбазы, объяснила:

- Здание, вернее несколько домов, объединённых местом и назначением постройки, где находится турбаза «Тенгри» построено в конце 19 века. Дом, где располагается столовая базы, имеет прямоугольную форму. Дерево основательное. Кажется, что оно неподвластно времени. Весь комплекс домов представлял собой земскую больницу, работал земский врач. Потом в советское время здесь находилась школа. Учились дети из Каги. В здании, где столовая базы, проходили уроки труда. Существованием больницы жители обязаны Ивану Татаринову. Будучи управляющим завода, к концу 19 века им отстроена больница, освящённая в 1904 году.

Нужно сказать, что о нём все жители говорят с особой теплотой. Это был удивительный человек. С него можно писать образ истинно русского интеллигента, просветителя, учёного-исследователя. Его жизнь – это пример беззаветного служения Отечеству. Старожилы до сих пор называют сосновую рощу, которая была высажена около завода на опытной площадке, Татариновской. Им были устроены около Кагинского завода опытные поля, где он собственноручно разводил и изучал злаковые культуры. «На свои деньги он построил в Кагинском заводе домну, гвоздарную фабрику, школу, больницу, амбулаторию и клуб, где читал лекции рабочим на самые разнообразные темы. Там же он устроил библиотеку и демонстрировал картины с помощью «волшебного фонаря», - писал в своих воспоминаниях сын Дмитрий Иванович Татаринов. Он же утверждал, что больница была устроена по самому последнему слову техники. Она состояла из отдельных корпусов, предназначенных для лечения внутренних болезней, глазных, заразных заболеваний. А также больница включала родильное и хирургическое отделения.

Так уж случается, что по воле человека появляются прекрасные памятники деревянного ли, каменного ли зодчества, но по воле того же человека эти памятники с жестокостью разрушаются. В данном случае все в селе уверены, что благодаря Александру Гончарову этот исторический комплекс сохранится. У работников «Тенгри» самое бережное отношение к истории. К тому же они предлагают традиционные виды активного отдыха русского народа: конные прогулки, катание на лыжах, санках, походы по живописным окрестностям, подъём на вершину горы. Изумительная природа, горный воздух в сочетании с историческим шармом сделают отдых в «Тенгри» незабываемым и чудесным. В интервью директор НП ЗО «Тенгри» Александр Станиславович Гончаров высказал пожелание увековечить имя Ивана Татаринова, отдать дань уважения труду предшественников, тем, кто стоял у истоков промышленной жизни в этом замечательном крае.

Ирина Бакке.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования