Юрмаш. Продолжение |
25.09.2015 г. |
Мой край родной, оценят здесь обычаи народов, советы мудрых стариков. Сельская библиотека тем и отличается, что имеет свой шарм, который выражается в уюте, почти домашней обстановке и обилии цветов на окнах. Мы познакомились с заведующей Русско-Юрмашской сельской библиотекой № 17 Ольгой Воробьёвой. Ольга Николаевна показала нам стеллажи с аккуратными рядами книг и яркими надписями. «Литература – копилка культуры, мудрости и опыта», - гласил слоган, написанный крупными буквами, возвещающий о формате 2015 года. Скромно себя держащая, но общительная Ольга Воробьёва оказалась автором серьёзного проекта «Село Русский Юрмаш в истории Отечества» в категории «сельская библиотека». ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА она видит в том, чтобы • выявлять, собирать, обобщать, оформлять, сохранять и распространять историческое наследие села Русский Юрмаш; • проводить краеведческую работу; • содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привлекать к изучению своих корней (проведений экскурсий, лекций, бесед, познавательных программ по истории села); • осуществлять образовательную работу (патриотические, краеведческие уроки); • включить в деятельность библиотеки выставочную работу с использованием элементов найденных исторических сведений и документов; • исследовать новые и малоизвестные факты по истории села и использовать их в сельских мероприятиях; • заявить о нашем селе, как одном из возможных пунктов туристского маршрута в этноэкскурсиях по Уфимскому району. Точных сведений по истории образования села нет. На карте Оренбургской губернии село появилось в начале XVIII века. Ольга Воробьёва смогла выяснить, что около двух с половиной веков назад на Мишиной горе, в 20 верстах от уездного города Уфы появились беженцы. Они поселились на «свободной башкирской земле», основав село Юрмаш (Юрмашский Починок). Гора носила имя первого поселенца. Вокруг был густой лес. Под горой протекала речка. Ею не только проведена большая исследовательская работа, но и написан интересный, основательный исторический очерк. Привожу выдержки из него: «По одной из версий среди беженцев были не только русские, но и татары. Царское правительство разжигало рознь между народами. В результате национальной розни татары уходят от русских и выше по реке образуется другое поселение. Так Юрмаш делится на русский и татарский. По преданиям – Русский Юрмаш, в отличие от соседних деревень (например, в Крючевке – помещик Курчеев), всегда было селом без барина. Крестьяне-припущенники за пользование землей выплатили выкуп башкирам-вотченникам. Так юрмашские крестьяне стали владельцами земли. Была купчая, она хранилась у старосты Гурьянова, но вскоре была затеряна. Такая вот история. Есть упоминание о Русском Юрмаше в «Списках населённых мест Российской Империи» (1870). В селе находилось 129 дворов, жителей: 339 мужчин + 362 женщины. Имелись 2-х классное училище, ветряная мельница. Население было чисто русским. Занимались огородничеством, пчеловодством, изготовлением деревянных изделий. Школа в селе была основана в 1895 году. Размещалась она в простой деревенской избе. В 1904 году было построено здание церковно-приходской школы земской управой на средства населения Русско-Юрмашского прихода. В школе было 3 класса и обучалось в ней 60-70 учеников. Начинали учиться с 12-13 лет, а заканчивали в 15-16 лет. Существующая ныне церковь - это третий храм в истории села (считая от его основания). В 1769 году здесь построили первую деревянную церковь, которая просуществовала около 100 лет. Уничтоженное в 1850 году пожаром здание было заменено вторым – тоже деревянным. Согласно «Памятной книжке Уфимской губернии». Ч.II. (1873) - этот храм носил имя св. Великомученика Дмитрия. Притча: священник, дьякон и два причётника; на них из казны жалованья 258 рублей в год, земли 33 десятины; для священника есть церковный дом. Прихожане имелись в деревнях: Волковой, Березовке, Борищевой, Ильинке (ныне Крючевка), Холмской, Атаевой, Куяновой, Николаевке, Хуторе Боссе, Бурцевой и Куртачевой – 339 дв., 1034 м., 1090 ж. При церкви с 1862 года существовало училище, где обучалось 7 мальчиков. Любопытно упоминание хранившегося в этом храме антиминса, освящённого ещё в 1769 г. преосвященным Варфоломеем епископом Вятским и Великопермским (1764-1774). Возможно, этот второй храм был временным, поскольку уже в 1890-х годах началось сооружение каменного, завершившегося в 1900 (1903) году. Храм носил имя святого Дмитрия Солунского. Его архитектура типична для своего времени. С большой долей вероятности можно предполагать, что здание строилось по одному из «образцовых» проектов. В облике памятника чувствуются влияние христианских построек Византии и Азии. (Ширгазин А.Р. «Православные храмы Башкирии») В 1937 г. храм закрыли, а в 1967 г. снесли колокольню с девятью колоколами. Пытались взорвать, но церковь устояла. В годы советской власти в здании церкви были склад, затем размещались клуб и библиотека. Были и такие времена, когда церковь хотели взорвать. Небольшой скол на углу здания напоминает о том страшном времени. В 1992 году здание возвратили Уфимской епархии. К 1999 году колокольня храма приняла вид близкий к первоначальному. Во время восстановительных работ храм получил имя святого Серафима Саровского. В январе 2010 г. владыка Никон освятил храм и дал ему двойное название – в честь святых Дмитрия Солунского и Серафима Саровского». Ольга Воробьёва в интервью говорит о том, что ей особенно трепетна тема Великой Отечественной войны. Она предполагает сделать это направление ведущим в библиотечной деятельности. В подтверждение высказанной мысли Ольга рассказывает о ветеранах, живущих в селе. В школьном парке, в память о погибших в Великой Отечественной войне, воздвигнут обелиск (1981 г.), и в 1988 году заложена аллея памяти. Есть ещё одна достопримечательность в селе. Это небольшое озеро. В 1970-1977 гг. оно использовалось для орошения полей. Затем в озере только купались и ловили рыбу. Сейчас к нему сложно подойти, так как со всех сторон его «обрамляют» улицы села: Озёрная, Луговая, Центральная. Ирина Бакке. Фото Светланы Комковой |