Книга для нас и о нас. Иван Шмелев |
26.03.2018 г. |
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. Школьные весенние каникулы в нашей стране всегда проходят под знаком книги. «Неделя книги» - в таком формате для учащейся аудитории сотрудники библиотек, музейных учреждений организуют различные мероприятия и встречи с писателями. Но мало кто знает, что книжную неделю предваряет своеобразный праздник – День православной книги. В календаре ему отведено 14 марта. Просматривая календарь, я узнала, что решение учредить ежегодный День православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Могу уверить, что дата, конечно, не случайна. В этот день в 1564 году вышла первая печатная книга. Она называлась «Апостол». Книга была подготовлена к печати диаконом Иваном Фёдоровым при участии митрополита Макария. Книга представляла собой значительное издание, состоящее из 267 листов, отпечатанных на плотной голландской бумаге. Печать была осуществлена в две краски – чёрной и красной. Для текста использовали чёрную краску, а красной выделяли буквы. Каждая глава начиналась заставками с изображением либо кедровых шишек, либо виноградной лозы, либо диковинных плодов – ананасов. Первое печатное издание украшает гравюра, изображающая апостола – евангелиста Луку. В конце книги читатель мог прочесть слова Ивана Фёдорова: «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью…» Я же хочу предложить для семейного чтения в книжную неделю книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне». От себя скажу, что прочитав в первый раз эту книгу, я к ней стала возвращаться снова и снова. «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост…» Герой книги, маленький Ваня, ведёт рассказ от первого лица о своем детстве в дореволюционной России. Перед нашими глазами неторопливо, размеренно, со знанием и толком, проходят дни от одного праздника до другого, от начала Великого Поста до Пасхи. Ваня грустит, радуется, беспокоится, удивляется, восторгается, умиляется, тревожится… И всегда его переживания искренни и непосредственны. В какой-то момент начинаешь думать, что это не Ваня рассказывает, а ты сама живёшь в тех обстоятельствах. «Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полосам, от Бога, спускаются с неба Ангелы, - я знаю по картинкам…» Ваниным словам веришь, потому что их чувствуешь сердцем, своим сердцем. А какое описание Кремля! «Весь Кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – Святое, и нет никого людей. Стены с башнями – чтобы не смели войти враги. Святые сидят в соборах. И спят цари. И потому так тихо…» Сегодня роман «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва заслуженно входит в сокровищницу мировой и русской литературы. Иван Шмелёв родился в купеческой семье, в легендарном районе Москвы – Замоскворечье. Рос он в традиционной патриархальной среде, где религиозность составляла неотъемлемую часть быта. Если мы хотим вернуться к своим корням, то без чтения православной литературы нам трудно будет это сделать. Книгой восторгался писатель Иван Ильин: «…эту книгу написала о себе сама Россия — пером Шмелёва». Изображённое в романе Шмелёва — «это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Ирина Бакке. |