Из записок музейного хранителя. Уфимская семья Еварестовых |
29.04.2018 г. |
В экспозиции и фондах Мемориального дом-музея С.Т. Аксакова г. Уфы находятся и бережно хранятся предметы из дома уфимского священника, святого новомученика Евграфа Васильевича Еварестова: два резных напольных зеркала, часы, диванчик, комод, дамский секретер и прочее. Эти вещи почти за тридцать лет существования музея срослись, стали единым целым с аксаковским домом и, несомненно, внесли свой неповторимый вклад в создание особой атмосферы, в том числе и духовной. Протоиерей Евграф Васильевич Еварестов (1858-1919), уважаемый и очень популярный священник в Уфе, был настоятелем Воскресенского кафедрального собора (ныне на его месте находится Башкирский драматический театр), ректором Уфимской духовной семинарии, депутатом Уфимской городской думы и пр. В 1918 -19 годах Е.В.Еварестов дважды приветствовал хлебом-солью и колокольным звоном легендарного полководца А.В. Колчака. За это вместе с духовенством собора, когда 9 июня Красная Армия окончательно заняла Уфу, был брошен в тюрьму и после многодневных издевательств и мучений расстрелян по приговору Коллегии Особого Отдела при Реввоенсовете от 30 ноября 1919 года. Дом Еварестовых в Уфе был широко известен. Находился он недалеко от Воскресенского собора по улице Александровской близ Большой Ильинской (ныне К.Маркса и З.Валиди). Супруга настоятеля Анна Васильевна, в девичестве Покровская, была наделена необыкновенным музыкальным талантом. Родители в течение нескольких лет нанимали для нее преподавателя, немца по национальности, который настаивал на продолжении образования в Европе и был уверен, что его ученица сделает блестящую карьеру как исполнитель, однако в шестнадцать лет ее выдали замуж. Музыкальные семейные вечера привлекали в дом Еварестовых любителей и ценителей фортепианной игры и пения. У Еварестовых родилось пятнадцать детей. По воспоминаниям графини Е.А.Толстой, «Анна Васильевна только ночью, когда засыпали малыши, умела находить время для работы над собой за пианино». Когда они подрастали, вспоминают родственники, их приобщали к игре на различных инструментах. Благодаря творческой атмосфере, царящей в доме, многие из них, а позже внуки и правнуки, стали музыкантами: Мария окончила консерваторию в Таллине, Екатерина – Бестужевские курсы и прекрасно играла на фортепиано, Иван любил скрипку, Василий – рояль, Николай стал оперным артистом. Согласно уфимским преданиям хор Воскресенского собора был так хорош, что жители города, «давно избалованные церковными хорами», ходили в него как в театр, чтобы насладиться великолепными голосами. Е.А.Толстая в своих воспоминаниях «Уфа. 90-е годы Х1Х столетия» свидетельствует, что «в Уфе в Соборном хоре пел Ф.И.Шаляпин». Е.В. Еварестов покровительствовал молодым талантам: многие, начинающие петь в его хоре, впоследствии становились солистами столичных театров. Среди них был и сын священника Николай Еварестов, выступавший на сцене Большого театра. Его коллегой и другом был знаменитый Иван Козловский. Еще один интересный факт: в хоре с 1914 года, «рукоположенный во диакона в Уфимский Воскресенский собор», пел знаменитый бас-профундо Максим Дормидонтович Михайлов. Большевики планировали уничтожить всю эту простую, трудолюбивую и талантливую семью. Мать пятнадцати детей, Анну Васильевну, вслед за мужем, арестовали и бросили в тюрьму. Условия там были так ужасны, что через год ее отпустили умирать домой от скоротечной чахотки. Старинные круглые часы, которые посетители сегодня могут видеть и слышать в Голубой гостиной музея, были свидетелями тягостной и страшной сцены. В осиротевший дом Еварестовых, где остались одни дети, пришли уполномоченные экспроприировать (грабить) имущество. По свидетельству потомков священника, «все вещи сбрасывались в одну кучу посреди залы. Забрали все, даже игрушки и детские варежки, несмотря на зимнюю стужу. Рядом с часами, над роялем, висела картина с изображением летящего по ночному небу ангела, - красноармейцы штыками выкололи ему глаза, а когда самая маленькая из детей бросилась к вещам за любимой чашечкой, она чудом избежала печальной участи ангела»(забегая вперед, следует сказать, что картина уцелела и сегодня находится в Уфе в доме правнучки протоиерея Е.В.Еварестова). Сразу же было зачитано вслух предписание – покинуть дом и ехать в ссылку в далекий Катав-Ивановск. Толпа прихожан провожала детей. Многие принесли самые необходимые вещи, чтобы малыши не замерзли в дороге, в том числе и большой ковер, которым их накрыли сверху. С собой старшая дочь Александра, заменившая впоследствии младшим братьям и сестрам погибшую мать, взяла чудом уцелевшие часы. На окраине Катав-Ивановска детям выделили заброшенный дом, где без дров, без теплой одежды и еды просто немыслимо было зимовать. Потомки Еварестовых хранят в памяти семейное предание о чудесном спасении и заступничестве самой Богоматери: в отчаянии Александра решила разом избавить от страданий младших детей, отравив всех угарным газом непротопившейся печки. Когда сознание стало туманиться, она вдруг увидела Богоматерь, которая говорила ей, что все будет хорошо. Из последних сил девушка бросила табурет в окно. Стекло разбилось, и все были спасены. А утром пришла телеграмма, в которой говорилось, что семья Еварестовых может вернуться в свой уфимский дом. Несмотря на тяжелые испытания, все дети выжили. Потомки свщмч. Евграфа Еварестова живут среди нас и сегодня, продолжая дарить окружающим тепло и добро, осуществляя свое родовое предназначение – делиться своим музыкальным талантом. В августе 2000 года правнучка Е.В. Еварестова – талантливая пианистка и педагог УУИ, заслуженный работник культуры РБ и РФ Наталья Александровна Латышева, передала в дар музею икону свщмч. Евграфа. Дочь ее Наталья Львовна – также преподаватель по классу фортепиано в Российской академии музыки имени Гнесиных. Сотрудники музея считают факт обретения вещей семьи Еварестова не случайным и называют Евграфа Васильевича покровителем дома знаменитого писателя.
Старший научный сотрудник и хранитель Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова Г.О.Иванова |