Армянский мужской монастырь Сурб-Хач |
10.10.2018 г. |
В маршрут паломнической поездки по Крыму попал армянский мужской монастырь Сурб-Хач «Только у Господа и в Господе ты можешь найти себе мир душевный» ( преп. Никон, старец Оптинский) Часть 1. Продолжение следует.
Херсонес. Именно на месте этого древнего городища в Крыму со временем вырос Севастополь, эти места посещал апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. Известно, что в 988 году в Херсонесе князь Владимир венчался с Анной, сестрой византийского императора Василия II, армянкой по происхождению. Вместе с ней в Крым перебралось значительное количество армян-единоверцев: врачей, купцов, ремесленников, строителей. Согласно Википедии крымские армяне являются одним из древних народов полуострова. Расцвет армянской диаспоры Крыма пришёлся на период генуэзского правления на южном берегу, а местом наивысшей концентрации армянского населения стал юго-восток полуострова с центром в городе Кафа (современная Феодосия). В 1778—79 гг., практически все армяне Крымского ханства в количестве 22 тыс. человек, были переселены в низовья Дона. После присоединения Крыма к России в 1783 году, небольшая часть переселённых армян вернулась на полуостров. В 1944 году, как и многие другие народы Крыма, армяне были депортированы. В 1990-е годы депортированные армяне и их потомки активно репатриировались в Крым, или же просто иммигрировали на его территорию из других регионов бывшего СССР. В Крыму существует достаточно богатое армянское культурное наследие. В лесистых окрестных горах Феодосии находилось несколько армянских монастырей, самые известные из которых Сурб-Хач и Сурб-Стефанос. Много было в округе и соборов древневосточной армяно-григорианской церкви - ветвь христианства, в которой Иисус Христос почитается как Бог, а не Бог-Сын. Мужской монастырь Сурб-Хач возродил монашескую жизнь и ныне является действующим. В формате развития туризма по Крыму в наши дни организуется экскурсионная поездка в мужской монастырь Сурб-Хач. На экскурсии в монастыри и храмы, я полагаю, подбираются соответствующие гиды, чтобы они могли не только рассказать о красотах и чудесах, творимых на святых местах, но и приобщить туристов к духовным понятиям и основам веры. Наш гид и строил свой рассказ именно с этих позиций, что было особенно радостно сердцу. Мы слушали гида, внимали его рассуждениям, открыв сердца вечному и неизменному: - Армяне расселялись в Крыму с лёгкостью. По сравнению с их исконными землями здесь было спокойно от набегов кочевников. В XIII – XIV веках от Керчи до Алушты сформировалась Приморская Армения. В Старом Крыму сегодня располагается армянская община. Это потомки тех переселенцев. Армянам пришлись по душе крымские земли. Крым находился на стыке торговых путей, а армяне были хорошими торговцами. Они прекрасно ладили с людьми разных национальностей. Интересующий нас монастырь занимает территорию, куда без труда и быстро можно добраться из Феодосии, Коктебеля, Судака и Старого Крыма. Место очень живописное. Внешняя природная красота настраивала душу на принятие красоты духовной. Самое первое впечатление, которое монастырь произвёл на меня, было сродни ощущению твердыни и незыблемости христианской веры на земле. Ощущение непостижимым образом рождало строчки: Душа уже не ропщет, Не бунтует. Смиренно голову склонив, Я благодарен. ** Что Богу угодно, Неладно тебе. Что ладно тебе, На то милостив Боже! Ирина Бакке. |