Главная> Новости > Крест в алтаре исчезнувшей церкви села Казанка

Крест в алтаре исчезнувшей церкви села Казанка

vozddn003.jpgВ масштабе времени это случилось «вчера». Село Казанка Благовещенского района РБ процветало, жители трудились, отмечали праздники. В селе о размеренности православной жизни вещал колокол церкви во имя Казанской Божией Матери. Церковь была построена в 1886 году, и она была бревенчатая и красивая. Сегодня от 240 домов осталось четыре дома, пустуют поля и снесена церковь. Место, где стояла церковь, оказалось заросшим лесом. О церкви свидетельствует фундамент, который до конца по случайности не разобрали. Внутри фундамента проросли тополя, смородина, разрослась трава в человеческий рост. Казалось, церковное место пришло в запустение на времена вечные.

Со временем решили поспорить воспитанники Воскресной школы под непосредственным руководством отца Виктора Иванова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма. Ведомые историком церквей Уфимской губернии Павлом Егоровым они обнаружили место Казанской церкви, по имени которой и названо село. Не один раз дети с родителями выезжали на место, чтобы расчистить его для установки Поклонного креста. Когда крест был изготовлен, десант прихожан выехал на его установку.

9 июня несколько машин подъехало к деревне. Жителей деревни не было видно. Недолго думая, мужчины приступили к окончательной расчистке, освобождая место под крест. Всюду валялись ветки, спиленные деревья, сучья, природный мусор. Они наводили на мысль о безотрадности жизни, о человеческих потерях, о беспросветной нужде и лишениях. Над головами людей листвой шелестел ветер. Небо голубыми глазами внимало происходящему. Перистые облака пытались ослабить жар солнца. Деревья пристально наблюдали за действиями сильных мужчин, понимая, что они нарушили тишину времени, поглотившую храм.

Группа пантелеймоновских прихожан вместе с Павлом Егоровым отправилась вглубь села на поиски людей. Это оказалось весьма трудной задачей. Пройдя через ручей Пискун, женщины десанта добрались до дома, где проживала Алевтина Андреевна Стрижова, по мужу Двоеглазова. Алевтина Андреевна сразу проявила участие и согласилась рассказать о том, что ей рассказывала бабушка Елизавета, так как сама Алевтина Андреевна не застала церковь в селе. Она родилась, когда в ней располагался клуб. Вот, что она поведала по дороге к установке креста. Отец бабушки Елизаветы служил церковным старостой. Ему уже исполнилось 80 лет, когда властями было принято решение о закрытии храма. С ним не церемонились, но возраст сберёг его от ареста. Вместо него арестовали дочь, бабушку Елизавету, и отправили её в Рыбинск на строительство водохранилища. Ей дали срок 10 лет вместе ещё с двумя другими женщинами из села. Женщины таскали огромные камни на строительстве. Отец свою дочь не дождался, мирно скончался. А Елизавета вернулась через 7 лет. Маленькая подробность: из Рыбинска она пошла пешком в родную деревню. В разорении церкви особенно усердствовал Леонид Балыклов. Он сбрасывал колокола, ломал колокольню. Местный активист после всех событий удавился. Таков конец!

А в церкви благополучно разместился клуб. На месте алтаря находилась сцена, на которой пели и плясали. Алевтина Андреевна посещала клуб неоднократно. А бабушка Елизавета прожила 93 года, печалясь о судьбе храма.

К сожалению, Алевтина Андреевна ничего не помнит о последнем настоятеле храма, но она показала место, где находился поповский дом. Его нет, но на его месте растут два тополя. Однако за алтарём церкви сохранилась могила одного из предыдущих батюшек, пока безымянная. Церковную территорию некогда вместе с оградой и воротами ограждали берёзы. Они и сегодня веселят душу. Когда группа с жительницей Казанки подошла к церковному месту, мужчины уже установили крест. Он, словно исполин, высился над поляной. Длина креста четыре метра. Крест изготовлен из лиственницы. Здесь на месте Алевтина Андреевна продолжила свой рассказ. Когда зорили церковь, то иконы разбивали. Это случилось в 1930-е годы. В 80-е годы прошлого столетия разрушили клуб, но прежде в нём располагалось общежитие для рабочих. Сначала разобрали полы, потом стены, которые снесли уже на рубеже 1980-90-х, как вспоминали старожилы, ранее опрошенные Павлом Егоровым. В 2002 году оставались отдельные венцы брёвен над фундаментом, потом и их забрали. В хозяйстве всё пригодится. За Любавиной горой били роднички, которые чистили всем селом. Ну. А сейчас остаётся только вспоминать. После закрытия храма бабушки собирались по домам, чтобы творить соборную молитву. Климина Дарья, Волкова Мария, Ярочкина Лукерья – низкий Вам поклон!

Наконец, отец Виктор начал служить молебен по освящению креста. Все подтянулись и стали серьёзными. Только кукушка не замолкала. Она прокуковала долгую жизнь. Перед собравшимися людьми выступил Павел Егоров. Он отметил, что это уже 110-й Поклонный крест, установленный на месте порушенных храмов в пределах Уфимской губернии, что может служить показательным фактом. Дело необходимо продолжить, привлекая новые силы. Павел Владимирович привёл цифры из истории нашей губернии. Из 630 церквей сохранилось только 111. Статистика нерадостная, но радует, что православие прочно входит в нашу жизнь, а, значит, мы вернём нашу историю.

Ирина Бакке.

Фото Павла Егорова

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования