Главная> Статьи > Очерки > Жемчужина Феодосии

Жемчужина Феодосии

 «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья» (К.Паустовский. «Воспоминание о Крыме»).

 

oan-_feo.jpegЕсть в Феодосии район в южной части, который сохранил историческое название и привлекает множество туристов. Если кто бывал в Богом данном городе, то сразу догадается, что речь идёт о Карантине. Название пугающее. Соглашусь, ибо оно укоренилось в народе после печальных событий. В 1347 году на Кафу (старинное название города) могла обрушиться чума. В те времена интересующий нас район, который являет собой холм, представлял хорошо укреплённую Генуэзскую крепость. В этот год Золотоордынский хан Дженибек осаждал крепость. Он не смог захватить её силой, но с помощью катапульт забросал трупами умерших людей от чумы, вспыхнувшей среди его войск. Генуэзцы покинули крепость.

Конечно, Генуэзский период истории Феодосии довольно увлекателен и заслуживает самого пристального внимания, но мне хочется всё-таки сделать акцент на православной страничке феодосийской земли. Карантин в Феодосии - это район, в котором стоят храмы, дышащие историей. Действующей является церковь Иверской иконы Божией Матери. Дата основания внушает уважение и доверие, а внутри храма сохранились барельефы, изображающие святых и их деяния, выполненные старинными мастерами.

Здесь есть еще церкви Святого Георгия, Святого Иоанна Богослова и церковь Святого Димитрия. Храм Иоанна Богослова - армянская церковь. Она была построена, предположительно, в период расцвета строительной деятельности генуэзского средневековья. Церковь словно стоит в маленьком дворике с остатками колонн. Она сохранила остов, не смотря на разрушения. Вид церкви вызывает печаль и скорбь, но сильнее, наверное, чувство крепости духа, признания исторической правды в образе храма – служителя Бога. Можно узреть орнаментированную резьбу, кресты. Сохранились остатки алтарной абсиды более древнего храма. Церковь ждёт восстановления и реконструкции. Следующий храм, который сразу привлекает внимание – это церковь Св. Георгия Победоносца (14 в.). Его можно охарактеризовать, как древнюю греческую святыню, которая располагается на небольшом возвышении и удалении от Иверской церкви. Храм в XIV веке входил в состав православного монастыря. Церковь восстановили в 1968 году, как нам сказали, но внутрь мы не попали.

Жемчужиной Феодосии является церковь Иоанна Предтечи (1348 г.). Сегодня мы знаем её как церковь Иверской иконы Божией Матери. Православная святыня является одной из старейших церквей, сохранившихся на территории Крыма. Храм выстроен в стиле армянской архитектуры. Дата постройки вызывает сомнения, но плиты и фундамент говорят о том, что церковь существовала задолго до XIII века в византийский период. Тогда она являлась греческой православной церковью. Считается, что церковь построила в XIII — XIV веках на территории Генуэзской крепости армянская община города. Когда в Кафе появились османы в 1475 году, церковь стала Карантинной, а затем они её закрыли. Только в 1875 году храм был снова освящён Российской православной церковью в честь Иверской иконы Божией Матери.

Перед входом в храм я увидела надпись: «Православный храм – место особенного присутствия Бога на земле». К этому можно добавить «не просто особенного присутствия, а исключительно особенного». С неподдельным чувством душевного трепета я переступила порог церкви и обомлела, ибо я чудесным образом ощутила дуновение Любви и Нежности. Такое возможно в тех храмах, которые занимают более древние ступеньки на лестнице исторического развития общества. Существует мнение, что церковь датируется 8-9 веком.

Я сразу встретилась глазами с ликом Божией Матери Касперской. Икона удивительна письмом, заложенным авторским чувством восприятия Бога на земле. Она тоже старинная, потемнела со временем ликом. На ней - два ряда унизанных на нитку даренных колец, разных серебряных изделий. Это дар людей, испытавших помощь Божию в делах земных, заступничество Матери Божией. Интересно появление иконы в стенах храма. О нём рассказал Василий Истомин, служитель храма. В 90-е годы прошлого столетия, которые остались в памяти многих людей как годы с перебоями в продуктах, отсутствием зарплат, в храм пришла женщина и принесла свёрток. Она пояснила, что искала дома хоть что-то, что можно было бы продать, чтобы купить продукты и нашла среди старых вещей икону. Икона потемнела, трудно было различить, кто изображён на ней. Не зная, что с ней делать, женщина принесла икону в храм. Батюшка, конечно, икону взял и повесил, а женщине дал паёк из продуктов. Так Богородица помогла этой семье. Это и была икона Божией Матери Касперской. Через какое-то время все заметили, что икона обновилась, ликом посветлела. К ней потянулись люди. Молва быстро разносилась по городу и близлежащим поселениям. Жители шли к Ней, чтобы с молитвой попросить об исцелении, о разрешении проблем, о возможности забеременеть. Чудеса свершались! Затем люди возвращались, чтобы поблагодарить Матерь Божию и преподнести Ей свой дар. А сегодня на иконе «прорезались» лучики света. Матерь Божия Касперская внимает молитвам, являя Божию милость людям. Конечно, я не могла не увезти маленькую иконку с Образом Богородицы с земли, дарованной Богом на Черноморском побережье.

Икона поражает благолепием, но также благолепием веет от самого храма. Внутри вольно и свободно «дышит» история, история Любви и Верности. В углу храма старинная голландка, создающая уют и теплоту. Серый камень присутствует в облицовке, что делает интерьер скромным и милым. В стенах сохранились старинные гвозди. Церковь совсем небольшая. Мы бы сказали: «домовая». От этого ещё больше очарования и благообразия.

Ненавязчиво пел мужской хор. Он транслировался по радио и не мешал в молитвенном состоянии рассматривать роспись и крепить духовный ориентир в своей жизни. Душа обмерла и, казалось, что она отделилась от тебя и самостоятельно молится и радуется. А ты радуешься тому, что это твоя душа, и она будет с тобой. Такие вот ощущения!

Трудно оторваться от икон и вернуться в суетный мир. А церковный дворик – что оазис в пустыне, средоточие естественной прохлады в жаркий день. На ветках дерева висят маленькие пасхальные яички, сотворённые детскими ручками. Невдалеке памятник Афанасию Никитину, купцу-путешественнику и автору «Хождения за три моря». В этой церкви Афанасий Никитин молился в 1474 году по возвращении из Индии.

На клумбах благоухают цветы, особая гордость работников храма.

Василий Истомин не торопился нас отпускать. Каким чувством он увидел в нас благодарных слушателей? Он рассказывал о храме, о себе, о жизни в Феодосии. Сам он родом из Пермского края, а судьба забросила в эти края. Через какую-то сотню метров плескалось море. А, может, это было и не море, а небо? Оно слилось с морем воедино, как душа человека с телом.

В годы советской власти церковь закрыли, испортили фрески. Проведённая реставрация в 1996 году вернула достойный образ храма. Господь помог и в этом! Строение состоит из двух частей. Две части построены в разное время. Более старая часть квадратной формы имеет окна-бойницы и купол. В стены храма вмурованы хачкары — каменные плиты с различными изображениями креста, а перед входом под ногами лежат древние армянские надгробия. Есть плиты и с греческими именами. В одном храме история явила возможность единения людей, равенства перед Создателем.

Ирина Бакке.

Фото Маргариты Изотовой

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования