К 55-летию поэта Терентия Травника |
23.06.2019 г. |
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ:1964 – 2019 Каждый раз, оставаясь один на один с чистым листом бумаги с единственной целью, поработать над очередной статьей, ловлю себя на том, что, имея определенную тему и конкретные материалы для работы, иногда не знаю с какого края начать. В такой момент мне на помощь приходят слова поэта и философа Терентия Травника, вернее, его короткий, но емкий афоризм: «Начни – и начнется». Вот и сейчас, готовя этот очерк о нем, решаю начать с исследования дня и года рождения Терентия, в рамках отдельно взятой страны – Советского Союза. Было бы интересно узнать кто еще родился в этот день, какие события переживала страна пятьдесят пять лет назад. Листаю старые подшивки газет, всматриваюсь в фотографии на страницах журналов тех лет; думаю, размышляю, вспоминаю. Это действительно, увлекательное занятие, потому как многое из того, что произошло в стране в год рождения поэта, как оказалось, имеет самое непосредственное отношение к его сегодняшнему творческому пути, о чем и пойдет речь дальше. Итак, начнем... Поэт Терентий Травник (Игорь Аркадьевич Алексеев) родился 23 июня 1964 года в Москве. В этот же день, но в иные годы и в других городах и странах на свет появились: английский математик Алан Тьюринг; один из первых ведущих «Взгляда» и создателей независимой телекомпании «ВИD» Александр Любимов (1962), певец Валерий Меладзе (1965), французский музыкант и композитор Ян Тьерсен – бретонский мульти-инструменталист; жена Наполеона Жозефина Богарне (Бонапарт) (1763). Особое слово заслуживает русская поэтесса Анна Ахматова (1889-1966), родившаяся с Терентием в один день – 23 июня. В 2009 году поэт посвятил ей стихотворение-поздравление, назвав его просто: «Анне Ахматовой». В преддверии юбилея Терентия Травника и Анны Ахматовой сайт МЦБ имени М.А.Шолохова Аксайского района Ростовской области в Литературном календаре и календаре знаменательных дат под рубрикой «Писатели-юбиляры 2019 года» опубликовал фотоколлаж, посвященный поэтам. Внимательно листая календарные страницы, начав с 2019 года, назад к году рождения Травника, не переставала удивляться символичности событий 1964 года, перекликающихся с его сегодняшней творческой жизнью, чем и спешу поделиться с вами, мои читатели. Так, 11 апреля этого года на экраны СССР выходит фильм Георгия Данелия с символичным, на мой взгляд, названием «Я шагаю по Москве», продолжая и по сей день трогать своих зрителей чистотой помыслов молодых героев картины, навсегда запечатлев, присущую всем юным поколениям искренность, горячность, серьезность, и в тоже время, слегка наивность взглядов на жизнь. Такими были и молодые родители будущего поэта – Аркадий и Люся Алексеевы. Окрыленные рождением сына и полные светлых надежд, они также счастливо и смело «шагали по Москве» – вперед в будущее. Таким вырос и сын Игорь: любящим и хорошо знающим свой город: его улочки, дворики и переулки, никогда не упускающий возможности прогуляться по нему с друзьями, а то и в одиночку, также легко и просто «шагая по Москве». На удивление точно подметил в своем, ставшим знаменитым стихотворении, сценарист этого фильма поэт Геннадий Шпаликов то состояние, которое возникает в душе многих из нас после летнего дождя. Всякому москвичу или приезжему в столицу знакомы эти желанные легкость и свежесть, когда действительно «бывает все на свете хорошо» от того, что «просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь». Стоит отметить, что Травник создал не один десяток стихов, в которых каждая строчка дышит теплом и гордостью за свой город: Она была такой красивой – Столица нашего двора – Москва моя, что мне хватило Писать о ней не то что силы – Хватило лёгкости пера. Слагалось всё само собою На данном временем листе: Всё, что звалось во мне Москвою – От старины до новостроек – Входило в стиль: был почерк строен И даже кляксы были те… 23 апреля 1964 года заложено основание фирмы граммофонных пластинок «Мелодия» (ныне госпредприятие «Фирма Мелодия»). Несмотря на то, что сегодня грампластинки ушли в прошлое, Терентий, будучи композитором и музыкантом, лидером группы «Ноев Ковчег», записывает свои песни и мелодии в собственной студии «Lemur Records», оборудованной по последнему слову техники, а потому основание фирмы «Мелодия» в год рождения Травника, я воспринимаю символически. Пусть косвенно, но вполне возможно, что этот факт заложил в матрицу новорожденного москвича и музыкальные способности, и идею иметь собственную студию звукозаписи. Ведь с виниловых дисков именно этой компании началось его музыкальное воспитание и образование. Двигаясь дальше по датам и событиям 1964 года, отмечаю, что 1 августа – состоялась самая первая передача радиостанции «Маяк». С этого дня по всей стране каждые полчаса начали звучать в эфире ее позывные. Знакомые любому, они и по сей день соединяют сердца слушателей больших и малых городов. Сегодня существует множество радиостанций со своим аудиопочерком, ведущих трансляцию не только в эфире, но и в интернет-пространстве. В море сигналов можно уловить и позывные «ТЭТ-радио» – радио Терентия Травника, автором и главным редактором которого он является. На волнах станции транслируется его музыка, стихи, авторские радиопрограммы «Часы», «Культурное наследие России», рассказывающие об известных отечественных и зарубежных деятелях науки и культуры, и конечно же, детские передачи – увлекательные радиоспектакли по сказкам, срежиссированные и озвученные самим поэтом. В этом же году 1 сентября – впервые на телеэкране появилась передача «Спокойной ночи, малыши!» После своего первого выхода в эфир, она сразу полюбилась, завоевав сердца не только юных телезрителей того времени, но и их родителей. На удивительно доброй и милой передаче выросло не одно поколение советских детей. Идея передачи появилась у Валентины Федоровой , когда во время визита в ГДР она увидела передачу под названием «Песочный человечек». После ее возвращения из поездки, было принято решение создать и для советских детей телепрограмму, которую они любили бы смотреть перед сном. Первая заставка, появившаяся в 1964 году, была чёрно-белой и изображала часики с двигающимися стрелками. Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и художник Ирина Власова, всякий раз рисовала время заново, но вскоре передача стала выходить строго в 20-15, что и отразилось на заставке, вместе с нею исполнялась колыбельная «Спят усталые игрушки». Сегодня, эта знакомая всем песенка композитора Аркадия Островского, написанная на стихи Зои Петровой, по-прежнему собирает в означенное время у «голубых» экранов и ребят, и взрослых. Несмотря на то, что в наши дни появились новые вечерние передачи для детей, остающаяся, как и тогда в далеком 1964-м году, несомненно самой брендовой. Старейшая на отечественном телевидении пятнадцатиминутная программа «Спокойной ночи, малыши!», с ее неизменной музыкальной заставкой, с успехом выполняет возложенную на нее миссию добра и любви. Любимые ведущие этой передачи Виктор Ухин, Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Юрий Николаев, Валентина Леонтьева стали для детей всех возрастов чуть ли не родными людьми. Возможно, что именно эта, такая желанная для маленького Игоряши передача, сподвигнула уже взрослого Терентия к озвучиванию детских стихов и сказок в созданном им для юных слушателей пространстве «Детские универсиДеты». Заглавная буква «Д» специально выделенная в слове, подчеркивает детскую направленность этого интересного и всегда востребованного проекта Травника. Еще одно событие 1964 года привлекло мое внимание: 24 сентября в газете «Известия» опубликованы «Предложения по усовершенствованию русского языка». Будь они тогда приняты, сегодня все мы писали бы «доч» без мягкого знака на конце, а слова «жури», «заец» писали бы так, как слышим. Подобные «предложения» воспринимаются, как минимум безграмотными, а то и варварскими по отношению к родному языку. В настоящее время русский – один из языков не только европейского, но и мирового значения. Наряду с английским, французским, испанским и китайским он входит в число официальных международных языков. Трудно переоценить роль русского языка как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего нашего государства: он объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направление научным исследованиям. Не понаслышке знаю о трепетном отношении Терентия к русскому языку, о значении которого им написано немало статей. «Русский язык – это самое святое, что есть у России, – пишет он. – Благодаря великому и могучему, мы, собственно, до сих пор и представляем из себя суверенное государство. В русском языке находятся коды нашей независимости: в этом-то и весь секрет. А еще в нем – тайна русской гениальности, глубинности и трагедии одновременно…». На сегодняшний день Терентием Травником написано более ста книг, семьдесят шесть из которых издано. Это не только поэзия, в его животрепещущих статьях поднимаются вопросы как педагогики, так и философии, этики и социологии. Ряд книг готовятся к переводу на иностранные языки. На момент написания этого очерка на Официальном сайте поэта размещено более трех с половиной тысяч стихотворений, тысяча афоризмов и несколько сотен статей. Отрадно, что его творчество хорошо знают не только в России, но и за ее пределами. Современному человеку поэзия и публицистика Травника просто необходимы, как глоток чистой воды, структурирующий его внутренний мир. Вся литература Терентия нацелена на облагораживание мыслей и содействует правильному восприятию окружающей действительности. Член Союза писателей России И.М. Соловьева
|