Главная> Статьи > Очерки > Православные зарисовки в Крыму

Православные зарисовки в Крыму

Александр Невский особо почитается не только русичами. Православные зарисовки в Крыму. Старый Крым, июль 2019.

Часть 1.

i1mgp6334.jpgК особой исторической милости можно отнести то явление, что многие святые земли русской почитаются во многих государствах и наоборот. Ярким примером тому является образ Николая Чудотворца. Но мне хочется назвать имя Святого благоверного князя Александра Невского. Это имя любимо и свято не только для русского народа, но и для болгарского народа. Сейчас особенно остро стоит вопрос о единении славян в мире в ответ на вызовы времени. Этот вопрос остаётся волнительным и для Крыма, поскольку он имеет отношение к болгарской части населения полуострова.

У болгар есть замечательная пословица: «Човек има една родна майка и одна родина». Даже незнающие болгарского языка понимают, что речь идёт о единственной в жизни человека родной матери и родины. Так сложилось исторически, что болгарская государственность зародилась на балканских землях, но отдельная часть населения болгар ответила на приглашение Екатерины II переселиться в тогда присоединённый к России Крым. Так, болгары влились в состав крымчан, и данная пословица обрела для них новый смысл. Они привезли с собой традиции, устои жизни. Конечно, не всё так легко складывалось на новой родине, но они обрели надежду на счастье в жизни, ибо в те времена болгары находились под страшным гнётом Османской Порты. Бог явил милость! Болгары – родные нам по духу люди. Крымская земля приняла их, и они не потерялись в массе людей, а внесли весомый вклад в развитие края.

Болгарская слобода возникла в Старом Крыму в начале 19 века. Первые переселенцы прибыли в Старый Крым в 1801-1802 годах. Для устройства болгар Старокрымская армянская ратуша отвела 86 десятин земли в трёх километрах от города. Каждая из 59 болгарских семей получила полторы десятины. Выделенной земли оказалось недостаточно. Рядом находились обширные земли Армяно-Григорианского монастыря во имя Святого Георгия. В 19 веке так назывался средневековый армянский монастырь Сурб-Хач. Ввиду острого недостатка пахотной земли и почти полного отсутствия лугов и пастбищ болгары стали пользоваться пустовавшей монастырской землёй и городскими пастбищами, чем вызвали недовольство жителей Старого Крыма. Начались конфликты. Департамент государственного хозяйства, Херсонский военный губернатор и местные власти были на стороне колонистов, так как монастырём эти земли не обрабатывались, а переселение болгар в другие места было сопряжено с большими издержками и грозило разорением самих колонистов. В 1824 году 514 десятин монастырской земли вблизи Старого Крыма были переданы болгарскому обществу. На территории этих земель находился «плодоносящий виноградный сад, именуемый венгерским». Новый этап переселения болгар в Крым пришёлся на 1829-1830 годы, что было связано с очередной русско-турецкой войной. На этот раз в Старый Крым прибыли торговцы и ремесленники. Последняя волна болгарских переселений в Крым приходится на начало 1860-х годов, когда в Старом Крыму поселили болгар из Северо-Западной Болгарии (И.Левичев, А.Тимиргазин. «Коктебель. Старый Крым. Путеводитель», 2012).

Болью в сердце отзываются беды болгар. На их долю выпало немало тягостных испытаний. Эти беды не закончились с переселением болгар в крымские земли. Депортация болгарских семей в 1944 году ярко продемонстрировала, насколько трепетна жизнь, зависима, как вера легко переходит в отчаяние, если нет духовного стержня. Слаб человек и порой настолько ничтожен! В такие минуты раздумий мне хотелось опереться на чьё-то плечо, спрятаться за спиной надёжного друга. Я поднимала глаза к небесам и обращала свой взор к немому рыцарю – моему стражу. Куда бы я ни пошла, то обязательно увидела бы его, справа или слева, впереди или сзади. Он всегда есть – Агармыш, верный друг, благородный рыцарь. Он здесь, готов придти на выручку, указать верный путь, показать направление, успокоить встревоженные мысли и приласкать спокойствием и надёжностью, исходящими от него.

Наверное, Агармыш вселял уверенность и переселенцам из Болгарии. Болгары обосновались здесь на жизнь долгую, вечную. Я, тая щемящую нежность в сердце, разглядывала дома по улице Абрикосовая. Это современное название улицы. Здесь жили болгары-переселенцы. Улица находится в части города, которая так и называлась «Болгарщина», место компактного проживания болгар. Старожилы помнят это название. В ней до сих пор между новых каменных домов сохранились старые болгарские мазанки. Во дворе дома можно увидеть старый колодец с металлическим барабаном. Как он выглядит? Внизу - круг из плоского камня с крышей. Крутящийся деревянный цилиндр с металлической ручкой позволяет набрать воды. Сам дом имеет прямоугольную форму. Стены дома белёные. Крыша черепичная. В Старом Крыму изготавливали черепицу. Черепичный завод находился за Красным селом. У дома традиционно две кирпичные трубы на крыше. Внутреннее убранство болгарского дома тоже было простым. Как мне рассказали, в центре дома стояла колонна несущая. Дом, конечно, был с печкой. У печки были низкие полати, где можно было спать или сушить семечки, например. На углу улицы Абрикосовой и Третьего переулка в глаза бросаются современные красивые металлические ворота, украшенные гроздьями винограда. За оградой – старинный дом, имеющий традиционно две трубы на крыше. Болгарские мазанки-пятистенки были простейшим жилищем крымских болгар. Кирпичи изготавливали в районе горы Бор-Кая (меловая скала). Форма полученного кирпича называлась «кълъп» или калыб, что с тюркского переводится как форма. Небольшие дома строились на фундаменте из бутового камня на глиняном растворе, саманных стен и деревянных перекрытий с крышей из черепицы, так называемой татарки (И.Левичев, А.Тимиргазин. «Коктебель. Старый Крым. Путеводитель», 2012).

В советские времена улица Абрикосовая составляла часть улицы Ленина. В месте, где сегодня улица Ленина поворачивает в переулок, ведущий к Успенскому храму, было болгарское кладбище. От этого кладбища осталось предание да несколько раздробленных надгробных плит и больших камней. Обширный пустырь, кое-где поросший редким кустарником, используется в качестве выгона для скота. Печальный факт!

В 1884 году старокрымские болгары собрали средства и построили каменную часовню. Часовня была освящена во имя Александра Невского. Вход был боковой с улицы, и он был единственный. Потом появился в Старом Крыму каменный собор. Сам епископ Таврический и Симферопольский Феофан освятил собор во имя Александра Невского, который в советское время разрушили. Он находился на Красной площади, где сейчас стоит бюст Александру Невскому. А Александровская часовня стала Успенской церковью, которая выжила в тех суровых испытаниях. Она действует и поныне, окормляет духовно часть старокрымчан. В настоящее время возобновлено строительство нового храма во имя Александра Невского.

Перед Успенским храмом (бывшая Александровская часовня, повторюсь) находится старый церковный фонтан, на котором едва просматривается надпись с именем болгарина Петра Михайлова из села Малко Тырнова, который построил этот фонтан в начале 19 века. Вода в фонтан поступает с горы Агармыш.

Если пройти вниз по улице Свободы, то дорога приведёт к источнику Святого Пантелеимона. Грунтовая дорога вьётся в изгибах и поворотах, чтобы потом вывести к речке Чурук-Су. То уже тихая окраина Старого Крыма. За речкой на невысоком горном склоне, и расположились часовня и источник Святого Пантелеимона. Сохранилось предание, что икона явилась людям, плавая на воде источника. Старая часовня, возведённая на этом месте, сгорела вместе с иконой в 1949 году. Новая часовня была открыта для прихожан в августе 2001 года. К источнику приходят за водичкой жители Старого Крыма и гости города. Здесь тихо, и в уединении молитва, возносимая святому, приобретает иной смысл, нежели в суете города. В часовне можно поставить свечи. 9 августа проводится служба с водосвятием в память святого великомученика и целителя Пантелеимона, который претерпел мученическую кончину за Господа и прославился великими чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Источник и часовню окружает красивая ограда. На каменном парапете с иконы на приходящих людей проникновенным взором взирает Святой Пантелеимон.

Часть 2.

Ещё в Старом Крыму была Георгиевская церковь. У подножия горы Агармыш за современным Торговым комплексом «Солхат» (историческое название Старого Крыма) стояла церковь во имя Георгия Победоносца. На 8 мая жители Старого Крыма собирались в церкви на праздник Святого Георгия. В своё время об этом рассказывала жительница города, которая жила по улице Красноармейской, и помнила о праздновании Георгиевского дня. Сейчас на месте церкви – карьер, где добывают щебень. Надежда Ивановна Бальжик, этническая болгарка, жительница Старого Крыма, так рассказывала о болгарских традициях:

- Праздники зависели от календаря земледельческих работ. Новый год отмечали 14 января, отмечали масленицу, 1 марта. На масленицу разжигали большой костёр, и я тоже через него прыгала. Отмечали Пасху. На Пасху всегда покупали сандалии на лето. Их носили в течение года. Если сандалии изнашивались, тогда я сидела в зиму дома и на улицу не ходила. В отсутствие сандалий надевала вязаные из шерсти обувки с низом, подшитым кожей. Они назывались царвули. Кожа могла быть овечьей (терлицы) или свиной. Зимой дети на улицу не ходили. На Георгиев день 8 мая вешали качели на дерево. Болгарские иконы были под стеклом в ризах позолоченных или посеребрённых.

После Георгиева дня отмечали Троицу. Полы устилали полынью, к двери привязывали ветку ореха. Потом травы сохраняли. Если болели, то заваривали травы. До Троицы было принято двери ночью не открывать, не купаться в реке, водоёмах, так как приходили русари. Дети могли впускать в сумерках только родителей, возвращавшихся с работы. Летом отмечали День Иоанна Крестителя. Собирали ночную воду, сохраняли до Крещения. С этого дня разрешали рвать абрикосы. Затем отмечали Ильин день, потом Спасы, Успение Богородицы. 8 ноября – Димитров день. Резали барана и готовили в печи с рисом. Запечённый баран приготавливался и на Георгиев день. Были ещё День пастухов, День земледельцев. День святого Георгия был праздником для земледельцев. До Троицы не косили траву.

Отмечали посты. Готовили колево, плетёные калачи. 9 день после Велик дня – Мёртвый (поминовение усопших). Мы посещали могилы родных. Мама на коромысле несла торбы. В одной – пасха, куличи, яйца. В другой – картошка запечённая. Я несла бутылочку с водой и базилик сушёный. Поливали могилы водой, базилик разбрасывали. У могил обменивались продуктами на помин души умерших, чтобы в Царствии Божиим наше угощение было перед ними. На кладбище кормили родителей, ставили свечи. Всё своё раздавали, отдавали кладбищенскому сторожу. Уносили домой, что давали другие. На могилах ставили каменные кресты из песчаника, ракушечника. Крест был без фото, только фамилия, имя, даты рождения и смерти. Между могилами прокладывали дорожки, ставили лавочки. Поверх даты на крест вешали венок из искусственных цветов.

Свадьбы играли только осенью после уборки урожая. Не к добру было летом играть свадьбу. Свадебное платье должно быть длинным и белым. Приданое готовила сама невеста. В приданое входили подушки, покрывала. Украшали вышивкой в технике «болгарский крест». Невеста готовила для семьи постельные принадлежности, одеяла. Также за ней была кровать и гардероб. Она ткала на станке, пряла, вязала. У меня тоже был станок в родительском доме, только он остался в деревне. У меня есть семейная фотография, на которой - мама в свадебном наряде, ей 16 лет, и папа, который был на 7 лет старше. Фата широкая и длинная. Она покрывает спину. На голове – венок из искусственных цветов, как шапочка. Отец - в домотканой рубашке с воротом – разрезом, украшенным вышивкой. Свадебный букетик цветов на пиджаке.

Много общего в традициях болгар и русских. Знакомясь с историей Старого Крыма, я не находила в общении с ними отчуждения, затаённой обиды. Трудолюбивый народ! Он принял нашу историю, нашу боль и вместе с нами понёс все тяготы испытаний, выпавших на долю России.

Крымская история

Посвящается возвращению болгар в Крым после депортации 1944 года…

Здесь история живёт, второпях,

Не лукавя, не бранясь,

Философски отнесясь к горю, радости, печалям.

Торопя не скорость дней,

А стремглав несясь вперёд,

Возвращает она нам

То, что некогда забрав, Р

астеряла, позабыв полюбить и сохранить.

Позабыла уберечь от невзгод и непогоды

Чёрным морем принесённую,

Чайкой белой окрылённую

Дружбу нежную, людскую,

Поселившуюся здесь, в Феодосии.

Дружбу крепкую и разноязычную.

Дружбу ласковую и привычную.

Чтобы в гости: «Добре дошъл!»

С хлебом-солью приходить.

Дружбу тёплую и цветастую

В сарафанах и чукманах,

Подпоясанную кулане и русскими поясами.

Дружбу, украшенную и цветами, и тесьмой,

Покрытою калинкеркой и женским платком.

Дружбу, взращенную на полях,

Среди ръжи и кукурузы.

Обожжённую в лучах солнца крымского, полудённого.

Дружбу сладкую, морем бархатным,

Лайкучкой и розой упоённую.

Дружбу виноградную, ароматную,

Сочен, терпкую и пикантную.

Дружбу радостную и заздравную

«За болгар, за россиян!»

 

Ирина Бакке.

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования