Эскадренный броненосец "Три Святителя" |
21.02.2010 г. |
Страны под флагом которых служил: Российская Империя Год списания с флота: 1922 Водоизмещение (надводное/подводное): 13 300 тонн Размеры: длина - 115,1 м ширина - 22,2 м осадка - 8,6 м Скорость хода: 17 узлов Дальность плавания: над водой - 2400 миль Силовая установка: 2 вертикальных машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов Вооружение: Торпедно-минное вооружение: 6 торпедных аппаратов 18" Экипаж: 26 офицеров и 705 матросов «Три Святителя» - линкор Черноморского флота додредноутного типа. Является развитием балтийского броненосца «Наварин», с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891, спущен на воду в 1893, вступил в строй в 1898. Модернизирован в 1911-12. Принимал участие в боевых действиях на Черном море в 1914 - 1916. В 1922 был разобран на металл. В начале 90-х годов XIX в. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов». При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении. Прототипом его послужил балтийский «Наварин». В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неразумного ограничения размеров - в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, намучившись с отечественными поставщиками брони для «Наварина» (Ижорский завод не только сорвал оговоренные контрактом сроки, но и вообще не смог изготовить 4 крупногабаритные броневые плиты для башен, из-за чего их пришлось перезаказывать заводу «Сен-Шамон» во Франции), «Три Святителя» одели в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода «Виккерс» - более прочную и своевременно доставленную. Наконец, в-третьих, уже в ходе строительства предусмотренные проектом 35-калиберные пушки главного калибра в круглых неуравновешенных башнях заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. И это несмотря на всё же имевшую место почти 900-тонную перегрузку и переуглубление на 0,44 м! В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец по праву мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира. В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с немецко-турецким линейным крейсером «Гебен» (англ. SMS «Goeben») у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года, однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием». 10 мая 1915 Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор. 20-минутный бой шел на дистанции 16 км. Большая дальность предопределила низкую результативность - в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие. В результате боя «Гебен» был вынужден отойти. В дальнейшем русские линкоры блокировали Босфор, поддерживали десантную операцию в Трапезунде, обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке. Последняя встреча черноморских линкоров с «Гебеном» произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошел в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги. В море линкоры додредноутного типа больше не выходили. http://www.nashflot.ru |