Издалека был виден купол церкви
Издалека был виден купол церкви,
И колокол звучал окрест,
И падало зерно на вспаханное поле
И громко плакал, народившись первенец.
Прошли года, и много изменилось,
Но вечна тема жизни и любви,
И омываемо водою Белой,
Родимое село, живи, цвети, расти.
Так писала о своем селе Мария Ивановна Печенкина.
У нас в епархии немного сел и деревень, где есть храмы, освященные в честь Рождества Христова. Один из них был построен в начале XIX века в селе Печенкино. Историк Уфимской епархии Иван Златоверховников писал, что храм этот был в селе уже вторым или третьим. «Время постройки первой деревянной неизвестно, вероятно, 1770-е годы - сразу по основанию села. Каменная Христо-Рождественская церковь построена вместо сгоревшей иждивением прихожан в 1820-38 годы. Имела также придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 5 октября 1826 года. Главный же престол во имя Рождества Христова был освящён 5 ноября 1838 года…»
Выходит, печенкинцы могли бы нынче осенью отпраздновать 185-летие своего храма. Но в отличие от трех других одноименных храмов - новодела в деревне Березовке рядом с уфимским аэропортом, вновь построенного в селе Бедеева Поляна или все же сохранившего свой вид и купола, многие годы восстанавливаемого фактически в одиночку протоиереем Алексеем Барминковым в Андреевке рядом с Толбазами, - для юбиляра печенкинский храм выглядит неподобающе. От прежнего благолепия сохранились лишь старые стены из крошащегося кирпича. Крыша уложена на средства спиртзавода еще в девяностые годы… Лучше всего выглядит алтарная часть. Внутри цела даже выемка для разжигания кадила, только вытяжка забита сверху... Вот ее можно показывать тем, кто сегодня проектирует и строит храмы, а то порой они и не догадываются, для чего эта пристройка к основной коробке, что там нужно, чтобы потом не ломали голову и стены…
Храм простоял почти сотню лет. Сменялись императоры и поколения, за эти годы многих настоятелей благодарные печенкинцы схоронили под мраморными плитами рядом с местом их служения. В 1829 году в селе при церкви Рождества Христова было основано церковно-приходское училище. А в октябре 1887 году открыли еще и приходскую школу. Приход тогда, как мне рассказали в сельской библиотеке, состоял из жителей села и 13 деревень, всего 4708 душ обоего пола.
Во многих селах и деревнях стоят памятники землякам, погибшим в Великую Отечественную, или как ее называют Вторую Мировую войну. А в Печенкино в годы Первой Мировой поставили часовню в память о воинах. Стояла она на другом конце села. К слову, к 60-ой годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне у храма учащиеся школы вместе с ветеранами посадили елочки. А когда вернули церковь, рядом с нею высадили березки. Старые люди рассказывали, что в Гражданскую примерно рядом с часовней хоронили и белых, и красных. Там будет установлен поклонный крест, который пока находится в церкви. Прошлым летом для его установки школьники собрали камни.
Помнят в Печенкино, что после Гражданской войны настоятелем церкви с 1919 по 1929 год был Гавриил Желвицкий, а в 1934 году, накануне закрытия, Валериан Василевский, а матушка его Елена Ивановна. Старостой церкви был Иван Терентьевич Печёнкин. Возможно, отцом священника Валериана был Павел Василевский, служивший в Печенкино вместе со священником Иполлитом Ардашевым в восьмидесятые годы XIX века.
Окормляющий христорождественский приход настоятель Марие-Магдалининского храма села Тарабердино протоиерей Евгений Ачилов на каждом богослужении также молится об упокоении душ священников Николая Назаретова, Михаила Бурдукова, Александра Грибановского и Григория Ильинского…
Известно также, что в 1857 году в церкви служили священник Михаил Максимович Светловзоров (Иоанн Ясенев), диакон Стефан Егоров Печеновский, дьячки Иоаким Будрин, Мефодий Фальковский, пономари Алексей Гребенев и Тимофей Попов… И о них молятся сегодня в Печенкино.
В 1935 году новые власти решили взять под контроль не только жителей, ставших колхозниками, но и их церковь. Постановление датировано 23 июня 1935 года. Летом 1936 здание стало домом культуры. Что интересно, купола тогда не тронули.
Купол над храмом сломали уже в семидесятые годы, а колокольню с куполом разрушили ранее. Стащили купол тракторами. Он был расписан изнутри ангелами… Не менее пяти колоколов созывали народ на службу.
О том, что колокольня здесь когда-то была, сегодня напоминает только красиво выложенный вход на нее из храма. А рядом заложенный кирпичами уже в новейшее время пролом, через который колхозники загоняли сельхозтехнику. Храм с шестидесятых годов был складом химических удобрений, которые насквозь пропитали стены.
Сохранились воспоминания, что многие из тех, кто активно ломал церковь, сломали одномоментно и свои жизни. Николай Привалов из села Емашево умер в тот же день. Жена его Акулина расщепляя иконы для растопки, занозила палец - умерла от гангрены…
Казалось бы, власти добились своего, народ забыл о Боге. Но это было внешне. Русские люди, как и их предки отмечали и Рождество, и Пасху. Рассказывали, что в Кушнаренково однажды Первомай прошел тихо, а в Пасху, следующий день по календарю, гуляло все село. Так же было и во многих деревнях.
После Божественной литургии, собравшей несколько десятков жителей, отец Евгений начал крестить. А я отправился в клуб, где находится библиотека, при которой есть также небольшой музей. И все это благодаря тому, что живет в Печенкино сельский библиотекарь Людмила Александровна Шерстобитова. Она не только энтузиаст библиотечного дела, которое по вниманию властей к ее труду должно отойти в прошлое, она организатор детских мероприятий, собиратель и хранитель разнообразной информации о своих земляках. Она и познакомила меня с творчеством Марии Печенкиной.
Задумайтесь над этими словами:
Родимый дом, отец и мать.
Пока земля стоит под небесами,
От этих слов нам некуда бежать.
Так сохраним любимое богатство,
Пусть будет вечным тот союз
Где дерево и дом, обнявшись будто братья,
Где о свободе птицы им поют.
Людмила Александровна и есть тот самый хранитель, которого Мария Печенкина хочет видеть в каждом земляке.
Шерстобитова делилась воспоминаниями печенкинцев. Рассказывая о советском времени, В.Г.Чуклин припомнил о таком случае: «В те года всех заставляли вступать в партии и отрекаться от церкви, ну и я, работая в колхозе, не мог не войти в партию. Зимой это было. Переезжал я на тракторе через Белую, и подо мной лёд треснул. Православный человек что бы в этот момент сделал? Молился бы! Ну и я, молясь, автоматически достал партбилет и выбросил его. Вот до сих пор жив».
То, что вера не умерла, стало ясно в конце ХХ века, когда церковь вернули Уфимской епархии. Местные жители очистили храм и земли возле него от химикатов. 15 лет назад 27 апреля 1997 года печенкинцы впервые собрались вместе отпраздновать в нем Пасху.
Шерстобитова собирала подписи односельчан, обращалась с письмами помочь восстановить храм к разным начальникам. Стучалась она порой в те же самые двери, куда стучался с такими же просьбами и отец Евгений.
Он пытался найти реставраторов, но денег на это никто не дает. Глядя на крошащийся кирпич, вдыхая вместе с печенкинцами так и не выветрившийся запах химических удобрений, я думал, если бы в нашей епархии был отдел архитектуры, можно было бы решить, сберегать ли это строение или построить новый храм, сохранив по возможности алтарь прежнего. Ведь даже если найдутся деньги, выдержат ли эти стены вес купола? Нужно также учитывать, что с северной стороны к церкви приближается овраг…
Протоиерей Евгений Ачилов говорит, что в Печенкино прихожан порой больше, чем в Тарабердино, куда приезжают и кушнаренковцы. Надо отметить, что по найденным данным за 2002 и 2009 годы, жителей в селе стало больше на 47 человек.
Утром по воскресеньям Галина Токарева открывает храм, даже если отец Евгений служит в Тарабердино. Даже зимой в неотапливаемом храме зажигаются свечи, творится общая молитва, читаются акафисты.
Чувствует Людмила Шерстобитова, что храм здесь нужен не только бабушкам. Видел я школьников на литургии в Христорождественском храме. А у нее летом был кружок «Благовест», куда ходило два десятка мальчишек и девчонок. Вот и дети в своих сочинениях, собранных ею в библиотеке, пишут о том, как они понимают Бога, делятся впечатлениями после побывавшего в этих краях крестного хода, рисуют иконы, мастерят поделки к Пасхе... Учат молитвы и даже замечают, что крестоходцы пели так, а их бабушки поют молитвы иным распевом. И как бы ни было трудно, знаю, все они сейчас готовятся к Рождеству, и мечтают, что ангелы снова здесь будут под куполом.
452472, РБ, Бирский район, с. Печенкино, ул. Советская, 17
В.КНЯЗЕВ
На снимках автора: Христорождественский храм в середине XX века и в начале XXI. На службе. В библиотеке.
Фоторепортаж с Установки поклонного креста 2015 год
|