Главная> Храмы > Никольская церковь (с. Кананикольское, Зилаирский р-н РБ)

Никольская церковь (с. Кананикольское, Зилаирский р-н РБ)

Село возникло, как и другие заводские посёлки Южного Урала, в связи со строительством медеплавильного Кананикольского завода братьями Мосоловыми на землях арендованных у башкир Бурзянской волости Уфимского уезда. Контракт на сооружение завода Мосоловы заключили в 1751 году, а плавки меди на нём начались в 1753 году. В ходе Крестьянской войны 1773-1775 гг. завод неоднократно подвергался нападениям бунтовщиков и 5 июня 1774 года он был полностью разорен башкирцами, часть населения уведена и продана в рабство киргизам. Кананиколь2021-02-04_21-56-32.jpgский завод был восстановлен только в 1777 г. Его производительность до конца XVIII века была невысокой.

Негативно на производстве металла сказалось и освобождение крестьян от крепостного права, ибо сие увеличило расходы на перевозку руды, древесного угля и т.д. Кроме того, к середине XIX века истощилась и рудная база завода. В 1871 году Кананикольский завод был закрыт окончательно. Местное население занималось выжиганием древесного угля. В советское время на основе завода была организована пилорама. К концу ХX века ни одного из заводских строений не сохранилось, о существовании завода можно судить лишь по отвалам шлака близ плотины. Сама плотина также не сохранилась (лишь на фотографии да на любительском рисунке с неё).

На территории села, раскинувшегося по высоким крутым берегам речки Каны, сохранился лишь один памятник истории и культуры – Никольский храм.

Первая деревянная Николаевская церковь построена в Кананикольском заводе в 1754-56 годах вместе с основанием Кананикольского завода. Оренбургским краеведом иеромонахом Валентином (Коробовым) даётся дата постройки нынешней Николаевской церкви в посёлке Кана-Никольском – 1796 год. Скорее всего, это дата построения новой церкви. Ибо церковь, как и завод, очевидно была уничтожена в период Крестьянской войны 1773-75 годов: разорившие завод иноверцы не могли не уничтожить беззащитного храма (суть множество примеров в других местностях, подвергшихся подобной участи).

* * *

В 1868 году была проведено поновление, и в основных чертах храм приобрел современные черты.

Метрическия книги церкви в госархиве сохранились за 1903-16 годы. В -1917-18- гг. здесь служили священники Иоанн Модестов и Филипп Стибунов, в 1920 г. только Стибунов. В приходе имелись деревни и хутора: Ивано-Кувалат, Русский Бердяш, Надеждинская, Березовка, Журавлевский, Кушак, Александровский, Щербаков, Текаль, Кузьминовский. В 1930-х годах вновь реконструкция – для приспособления под клуб сделан пристрой и надстроен второй этаж, где разместилась библиотека с читальным залом. Второй этаж был разобран в конце 1960-х годов.

Объемно-планировочное решение храма:

Храм представляет собой одноярусное, двускатное, деревянное строе¬ние с металлической кровлей на высоком бутовом основании.

Предположительно, использован способ соединения брёвен: «в лапу», так как промежуточные и угловые врубки скрыты в одной плоскости с горизонтальной обшивкой фасадов храма, ограниченной по углам накладными элементами в виде пилястры из вертикальной доски, упирающейся в линию карниза с пластичным выносом. Планировочная структура храма сохранилась: алтарь-пятиугольник с более поздним пристроем, храмовая часть, трапезная, притвор. К южной стороне храмовой части также примыкает поздний клубовский пристрой, выполненный из обшитого деревянного сруба.

Линию перемычки оконных проёмов, выполненных с использованием митровой арки (проём с двумя симметричным скатами в завершении, повторяют оконные наличники с фронтонным завершением и фартуком в основании. Подлинные оконные заполнения выполнены с арочным изгибом.

Сохранился контур козырьков над боковыми входными группами храмовой части с высокими и широкими крыльцами. Можно предположить, что двускатные козырьки опирались на деревянные стойки.

В конструкции перемычки широких (около 2-х метров) дверных проёмов боковых входов храмовой части также использована митровая арка. Оконные проёмы первого яруса, с высокой посадкой, ритмично распределены по всему периметру здания храма, включая алтарь (юго-восточная и северо-восточная плоскости пятигранника) и притвор. Храм привлекает к себе классическими пропорциями, приближенными к каменной архитектуре и цельным композиционным решением.

В процессе эксплуатации, здание храма претерпело значительные утраты таких элементов как: главки с крестами, дверные заполнения, ко¬зырьки, крыльца, наличники. Деревянное здание храма имеет бутовый цоколь (высотой около 1метра), обшитый деревянной доской по горизонтали, с вентиляционными отверс¬тиями (оконцами).

Цветовое решение храма отсутствует: поверхность деревянной обшив¬ки храма, потемневшей от времени, имеет ветхое состояние.

Согласно анкете, разосланной по районам в 1997 г.: «Церковь закрыта в 1930 г., сохранилась, пустует». По сведениям старожилов, пустует здание примерно с начала 1980-х годов.

По некоторым сведениям, в селе также имелась вторая церковь или часовня (при кладбище?) – Казанско-Богородская, построенная около 1863 года.

* * *

Никольская церковь села Кананикольскаго была выявлена как здание-памятник году работником НПЦ по охране памятников истории и культуры Егоровым П.В. 1994 году после получения списков недействующих церквей из Совета по делам религий от В.П. Пяткова. Выявление было подтверждено в 1998 г. экспедицией заместителя директора НПЦ Лебедева А.И. с группой архитекторов.

Историческую Справку составил историк Государственного бюджетного учреждения культуры Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Егоров П.В.

 

Адрес: 453683, Зилаирский район, с. Кананикольское.

Дополнительная справка

В 1751 году началось строительство Кананикольского медеплавильного завода купцами, выходцами из Тульской оружейной слободы, братьями Мосоловыми на землях арендованных у бурзянских башкир. И в 1754 году там была построена деревянная церковь, которая в 1761 году освящена, как Богородицкая. В 1774 году во время Пугачевского восстания церковь была сожжена и в дальнейшем восстановлена. Но, согласно традициям, уже с новым названием. В метрических книгах XVIII века она зарегистрирована в 1786 году, как Николаевская церковь Кананикольского завода. В 1868 году храм реконструировали и до 1937 года в нем совершались богослужения. 27 октября 1937 года последний священник этого храм Боголюбов Михаил Александрович был арестован и 5 января 1938 года расстрелян. Здание храма было переоборудовано под клуб, а на месте алтаря поставлена сцена. С конца 1970 годов, здание пустовало и временно использовалось под склад пиломатериалов. Указом Архиепископа Никона с 1 июля 2010 года настоятелем храма назначен иерей Тимофей Юсупов. С этого времени начали проводиться церковные службы, первая в здании разрушенной церкви, на которой присутствовало более 50 человек, последующие в молебных домах и началась организация прихода. Решением приходского собрания от 27 октября 2010 года решено воссоздать Приход Никольского храма с. Кананикольское.

 

 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования