Главная> Статьи > Служение Отечеству > Летопись флагов российских

Летопись флагов российских

Летопись флагов российских С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг — значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием — острожеком.
В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей — «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами — клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.
При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России — изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» — св. Георгия Победоносца — стали считать и покровителем всего государства Российского.
Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена — поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.
Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога¬тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» — сражение было проиграно.
У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках — стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав — 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.
Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин — великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» — красный, в других — как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, с которым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.
Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми.
Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие — из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».
После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа — знамения — получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV—XVI веках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван III стал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий III уже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».
В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.
При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.
Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник — откос — пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя — свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.
В 1552 г. русское войско предприняло поход на Казань. Летописи повествуют, что царь Иоанн Грозный, прибыв к стенам осажденного города, повелел «хоругви христианские развернути, сиречь знамя, на нем же образ Спасов». Далее в летописи уточнялось, что «знамя писано по камке ладутной червчатой», т. е. было багряным. После захвата Казани у стяга «Всемилостивейшего Спаса» был отслужен торжественный молебен, и царь приказал соорудить церковь на месте, где стояло знамя во время осады города. Этот исторический стяг сохранился до наших дней в Оружейной палате Кремля. Он имеет длину 4 ар¬шина 2 вершка (около 3 метров), высоту 2 аршина 2 вершка (1,5 метра). Образ Христа вышит золотом, серебром и шелком по алой тафте; в откосе расположены два креста и пять звезд; кромка обшита золотом с малиновым шелком.
В Оружейной палате хранится и Великий стяг Ивана Грозного 1560 г. Это лазоревое полотнище с откосом сахарного цвета, кайма брусничного цвета, а вокруг откоса — макового. На полотнище большой темно-голубой круг с образом Христа Спасителя и белый круг с изображением св. Михаила на коне.
В коллекции реликвий Оружейной палаты имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1582 г. покорил Сибирское ханство Кучума. Полотнища стягов имеют длину более 3 аршин (2 метра); на одном вышиты образы Христа и св. Михаила, на двух других — лев и единорог, готовые к бою. Известно еще несколько древних русских знамен, но ни одно из них нельзя назвать государственным. Рисунки на полотнищах оставались религиозными: изображались ангелы, апостолы и пр. Самой распространенной, традиционной эмблемой древнерусских стягов становится образ Нерукотворного Спаса. Его лик на стягах, как и на иконах, обладает ярко выраженными национальными чертами. У него открытое чистое лицо, мудрые глаза страдальца — в манере письма та же величественная гармония, благодаря которой рублевская школа древнерусской живописи получила мировое признание.
В начале XVII века русское государство оказалось на краю гибели — воспользовавшись ослаблением внешнеполитического положения России, в ее пределы вторглись польские войска. Патриоты разослали по городам грамоты с призывом объединиться. Народное ополчение сплотилось под знаменами князя Дмитрия Пожарского. В Оружейной палате хранится одно из этих знамен: на прямоугольном красномалиновом полотнище изображены архангел Михаил и Иисус Навин.
В октябре 1612 г. войска народного ополчения с развернутыми знаменами под звуки боевых рогов ринулись на штурм стен Москвы, захваченной врагом. Польские захватчики были разгромлены. В 1613 г. царем был избран Михаил Федорович Романов. Так знамена Пожарского открыли путь к российскому престолу династии Романовых. В XVI веке на Руси появились небольшие знамена с длинными косицами — прапоры. Это были личные стяги родовитых людей. Позднее появились так называемые значки — стяги меньших «начальных людей». О флагах Руси сохранилось интересное свидетельство Адама Олеария — члена Гольштинского посольства, посетившего Москву в 1634 г. Повествуя о въезде в столицу турецкого посольства, он пишет, что встречающие русские полки имели шесть цветных знамен. Царские телохранители выступали под белым атласным знаменем с двуглавым орлом, увенчанным тремя коронами. Существование этого знамени подтверждается и документами: оно есть в Описи оружейной казны 1638 г. «За тем были три синия с белым, из которых на одном нарисован был гриф, на другом улитка, а на третьем рука с мечом. Потом из красной камки, с изображением двуликого Януса, и наконец последнее знамя сплошь красное, без всякого изображения».
При начале царствования Алексея Михайловича знамена сохранили свой прежний облик и украшались священными изображениями. Шитье и изготовление знамен достигли высокой степени совершенства. В Оружейной палате хранится знамя 1653 г., под которым царь ходил на Смоленск, Вильно и Ригу. Полотнище из тафты червчатого цвета украшено тончайшей вышивкой, лик Христа очень выразителен, исполнен решимости и силы. В царствование Алексея Михайловича в 1654 г. с Россией воссоединилась Малороссия (Украина). В семью российских знамен влились лазоревые стяги украинского войска гетмана Богдана Хмельницкого. К 1795 г. с Россией была воссоединена Белоруссия. Этот момент характеризует окончательное установление Российского государства на его древней основе.
При дворе Алексея Михайловича обосновалось много иноземцев. Не без их помощи на русские знамена оказала влияние западноевропейская геральдика. На полковых и ратных знаменах утвердились изображения орлов, грифов, львов, змей, химер и девизы на латинском языке.
В 1668 г. появилось знамя нового типа — «Гербовное знамя». Огромный белый стяг с алой каймой был украшен в центре двуглавым орлом. Вокруг орла расположились гербы московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский. По кайме были вышиты гербы псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и полный титул царя. При различных церковных и придворных торжествах это знамя служило в качестве гербового государственного знамени. В дневнике Иоанна Корба — секретаря австрийского посольства, описавшего религиозный праздник Богоявление в Москве в 1698—1699 гг., читаем: «Против ограды, где митрополитом совершалось водосвятие, воздвигнут был столб. На этом столбу стояло с государственным стягом то лицо, которого счел достойным этого почета царский выбор ... Стяг этот — белый, на нем сияет вышитый золотом двуглавый орел».
К царствованию Алексея Михайловича относится первое упоминание о государственных цветах и государственном флаге России. Это событие связано с постройкой первого русского корабля в селе Дединово, с подготовкой первого заграничного плавания. Намечаемый выход российского корабля в заморские страны потребовал ознакомления с международными обычаями и соблюдения их. В документе 1667 г. «Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено...» командир корабля «Орел» просил отпустить материю на флаги и добавлял : «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя». Из документа явствует, что командир первого русского судна не знал государственного флага России, но утверждал, что корабли плавают под государственными флагами.
Царю Алексею Михайловичу по этому поводу была подготовлена справка «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были изображены флаги библейских двенадцати колен израилевых, а затем флаги морских держав Англии, Дании, Швеции и Голландии. После этого 9 апреля 1667 г. Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики». Этим указом царь подтвердил государственными цветами России красный, белый и синий. Позднее геральдисты в своих исследованиях указывали, что сочетание красного, синего и белого цветов издавна было в московском гербе, где на красном поле изображался св. Георгий в синей мантии на белом коне. Рисунка флага по документам установить нельзя. По-видимому, полотнище имело синий прямой крест, два белых и два красных квадрата по диагонали и было обшито красной каймой. Это предположение подтверждается многочисленными крестовыми знаменами русских войск.
Приказом царя 24 апреля 1669 г. командиру корабля «Орел» предписывалось также «поставить на носу и на корме по орлу и на знамени и на яловчики нашивать орлы же». Корабль был построен, спустился по Оке и Волге до Астрахани, но здесь был сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Следующие документальные свидетельства о российских флагах относятся уже к эпохе Петра I, объявившего себя императором. И здесь история флагов тесно связана с кораблями, с морским флотом. В этот период нельзя отделить историю государственного, национального флага от истории купеческого или военного флага. По обычаям того времени корабли всех стран несли флаг — символ своего государства. Перед Россией стала проблема такого флага, и Петр I решил ее с присущей ему энергией. Вначале Петр I сохранил белое знамя с орлом. Перед Азовским походом выбор царя пал на красный стяг «с которым знаменем блаженные памяти Великий Государь царь и Великий князь Иоанн Васильевич, всея Руси и самодержец, победил бусурманские народы и покорил в Русскую державу Казанское царство». Но на кораблях в Азовском походе в качестве кормовых, стеньговых и бушпритных были трехцветные бело-сине-красные крестовые флаги. Это подтверждают многочисленные гравюры петровского времени.
Сохранился большой флаг, подаренный Петром I архангельскому архиепископу Афанасию в 1693 г. Это полотнище с равными бело-сине-красными горизонтальными полосами, в центре которого нашит золотой двуглавый орел со скипетром и державой в лапах под тремя коронами: двумя царскими и одной императорской. Наибольший интерес представляет собственноручный рисунок Петра I, сделанный, вероятно, в 1700 г. перед Керченским походом, изображающий два флага. Полотнище верхнего флага разделено на три горизонтальные полосы с указанием цветов: белое, синее, червлено. Нижний флаг такой же, но поверх трех горизонтальных полос наложен косой андреевский синий крест. Связано это с учрежденным в 1699 г. первым российским орденом св. Андрея Пер¬возванного. Кроме того, соединение крестом четырех углов полотнища флага символизировало объединение Россией флотов четырех европейских морей — Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.
К самому началу XVIII века относится, пожалуй, первое появление рисунков флагов России в иностранных официальных источниках. В 1700 г. амстердамский издатель Пьер Мортье выпустил книгу с гравюрами морских кораблей разных типов, которая содержала также двенадцать таблиц флагов разных стран. Работа в 1705 г. была переиздана Давидом Мортье и известна как «Книга о флагах» Карла Алярда. Таблицы книги имели рисунки трех флагов «царя Московского». Это были упоминавшиеся бело-сине-красные флаги с прямым крестом, с двуглавым орлом и косым андреевским крестом. В 1709 г. перевод «Книги о флагах» был издан в России. Имеются подтверждения тому, что Петр I лично просмотрел и откорректировал подготовленную к печати работу. В русском издании все три флага «царя Московского» сохранились.
Петр I ввел еще несколько новых флагов и собственноручно составил описание их: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис, в левой Синус Финикус и пол Синуса Ботника и часть. Ост-Зее»* (* Палас Меотис — Меотийское озеро, т. е. Азовское море; Синус Финикус — Финский залив; Синус Ботника — Ботнический залив; Ост-Зее — Балтийское море).
«Флаг белый, через который синий крест св. Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия крещение».
«Торговый флаг из трех колороф вышеописанных составлен, то есть белой, синей, красной». Документы подтверждают, что вначале орел на царском штандарте изображался только с тремя картами морей, и лишь в 1703 г. после выхода России на Балтику появилась четвертая карта. К описанию штандарта Петр I сделал следующее пояснение о гербе: «Сие имеет начало свое оттуда когда Владимир монарх Российский свою империю разделил 12ти сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе сей герб св. Георгия, но потом царь Иван Васильевич когда монархию от деда его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб Империи принял и княжеский герб в груди оного поставил».
Изображение св. Георгия с копьем со времени Ярослава Мудрого было повернуто вправо, якобы на восток, а с 60-х годов XIX века развернулось влево, якобы на запад. Одни исследователи объясняют это геральдическим уточнением, другие связывают с ликвидацией восточной татарской угрозы государству и необходимостью зорко следить за западными соседями.
Для торговых судов был утвержден бело-сине-красный флаг без рисунков. Известно, что в те времена торговый флот, как правило, плавал под национальным флагом.
Утвержденные Петром I российские флаги сохранились надолго. Под их славными бело-сине-красными полотнищами 27 июня 1709 г. русские войска разбили шведов под Полтавой, в период Семилетней войны с боями прошли Восточную Пруссию и 9 октября 1760 г. вступили в Берлин. Немеркнущей славой озарили русские знамена чудо-богатыри Суворова. Под русскими знаменами 26 августа 1812 г. войска Кутузова насмерть выстояли в Бородинском бою. Турецкий Осман-паша был поставлен на колени перед русскими знаменами в Плевене (Плевне)... Флаг с белым полотнищем и синим косым крестом — андреевский — на несколько веков стал кормовым флагом боевых кораблей флота России. За боевые отличия кораблям жаловали георгиевский флаг — андреевский флаг, в центре которого нашивался щит с изображением св. Георгия. Первым кораблем, удостоенным георгиевского флага, стал корабль «Азов». Георгиевский флаг был пожалован героическому бригу «Меркурий». Андреевский флаг был святыней доблестного русского флота. Под этим флагом ходили в кругосветные плавания корабли Беллинсгаузена и Лазарева, Крузенштерна и Лисянского, совершали дальние вояжи суда Чирикова, Беринга, Коцебу, Головнина, Литке, Невельского. Под «славным андреевским флагом» обессмертил свое имя в неравном бою с японской эскадрой крейсер «Варяг». Под этим флагом вели ожесточенные победные бои эскадры прославленных адмиралов Сенявина и Спиридова, Ушакова и Нахимова, под этим флагом русские моряки выиграли Чесменское, Синопское, Наваринское и многие другие крупные морские сражения и тем самым вписали славные страницы в историю нашего отечества.
Флаг с белой, синей и красной горизонтальными полосами долгие годы считался государственным, национальным.
Неожиданное изменение русского флага произошло при Александре II. Указом от 11 июня 1858 г. был утвержден «рисунок гербовых цветов» Российской империи. Указ объявлял, что полотнище флага должно иметь три горизонтальные полосы: черную, желтую и белую. Новые «национальные» цвета России геральдически объяснялись так: верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному орлу и желтому полю Государственного герба, а нижняя белая полоса — кокарде Петра I и белому всаднику св. Георгию.
Интересно отметить, что подписи царя на рисунке и описаний флага нет. Указ был утвержден Сенатом по словесному докладу министра императорского двора графа В. Адлерберга.
Высочайшее решение об утверждении новых «национальных» цветов России не было понято русским народом. Наряду с черно-желто-белым флагом сохранился и бело-сине-красный. Многие передовые люди того времени ратовали за восстановление в правах древнего бело-сине-красного флага, объясняя появление черно-желто-белых цветов немецкой ориентацией. Появление на флаге двух новых «национальных» цветов — черного и желтого — трудно было объяснить. Черный цвет никак не соответствовал характеру русского народа и всегда олицетворял в России траур, скорбь, печаль, смирение, монашество и схиму. Желтый цвет — олицетворение золота, также совсем не типичен для русского народа; широко известно, что на Руси с древнейших времен наиболее распространенным ценным металлом было серебро. К вопросу о флаге вернулись через 25 лет. Министр внутренних дел граф Толстой представил царю два флага: черно-желто-белый — как национальный и бело-сине-красный — как торговый. Александр III повелел иметь в России «один единообразный флаг, состоящий из цветов белого, синего и красного». 7 мая 1883 г. царский указ официально предписал: «чтобы в торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, со¬стоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов». На Руси эти цвета имели следующие символические значения: белый — благородство, откровенность; синий — верность, честность, безупречность, целомудренность; красный — мужество, смелость, великодушие, любовь.
Историческое объяснение национальных цветов находили в полном титуле царей Российской империи — «всея Великия и Малые, и Белые России». Красный цвет соответствовал великороссам, синий — малороссам, белый — белорусам.
http://www.intur.biz
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования