Протоиерей Сергий Четвериков "Божий Покров над Русской землей". |
20.03.2010 г. |
О вере во Христа
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Теперь часто приходится слышать слова, что закончившаяся война есть вторая отечественная война русского народа, а первой будто бы была война 1812 года с Наполеоном. Это совсем не так. Отечественные войны мы начали вести с XIII века, и все они были для нас успешны. Такой прежде всего была в XIII веке борьба Александра Невского со шведами и немцами за неприкосновенность восточного побережья Балтийского моря, ознаменовавшаяся победами русского оружия в Эстонии и в устье реки Невы. Такой была в XIV веке борьба вел. кн. Дмитрия Донского с татарами, закончившаяся разгромом мамаевых полчищ на Куликовом поле. В XV веке милостью Божией Матери Русская земля была чудесным образом спасена от страшного нашествия Тамерлана. Москвичи на коленях встретили святую икону Богородицы, плакали и молились: "Пресвятая Богородица, спаси Землю русскую". Тамерлан, по неизвестной причине, повернул фронт и ушел обратно в Азию. В том же XV веке, при царе Иване III, России снова угрожало татарское разорение с Юга. Вооруженные силы стояли одна против другой на берегах речки Угры. Дело закончилось совершенным освобождением от татарского ига без кровопролития. В XVI веке, при Иване Грозном, были покорены последние татарские царства - Казанское, Астраханское и Сибирское; Русская земля окончательно освободилась от врага, 300 лет угрожавшего ей с Востока. С XVII века опять начинаются натиски с Запада. В смутное время поляки захватили Москву и укрепились в ней. Спасение пришло снова от горячего молитвенного подъема духа - из Троице-Сергиевской Лавры. Вдохновленные ее воззваниями и воззваниями Святейшего Патриарха Гермогена, сидевшего в тесном заключении в Кремле, русские люди очистили от врагов, пришедших с Запада, Кремль, Москву и Россию. В начале XVIII века, при Петре Великом, шведы захватили Украину и дошли до Полтавы. И снова милостью Божией и Покровом Божией Матери враг с позором был изгнан за пределы Русской земли. В чудных стихах наш великий поэт А. С. Пушкин описал знаменитую Полтавскую битву. Наконец, в начале XIX столетия, Наполеон во главе всей вооруженной Европы дошел до самого сердца Русской земли и водворился в Московском Кремле, но милостью Божией с великим позором вынужден был бежать оттуда. Этот момент истории описан другим нашим великим поэтом М. Ю. Лермонтовым. Все это были победы не только русского народа, русского оружия. Нечем нам хвалиться. Это были великие дела помощи Божией, что и было отмечено на выпущенных по этому случаю медалях словами из Священного Писания: "Не нам, не нам, а имени Твоему воздадим хвалу". И вот сейчас. Страшнейший враг, нахлынувший с Запада с целью ограбить нас и разорить, изгнан с величайшим для него позором. Как же „не сказать: "Слава Богу, помиловавшему нас еще раз". Все эти поразительные события истории не могут не говорить нам о существовании особого промысла Божия над нашей Русской землей. Господь посылает ей тяжкие испытания, но Господь же посылает ей и спасение, чтобы она не забывала Бога, хранящего ее. Видимо, Господь хранит ее для какой-то великой цели и великого будущего, которые откроются в свое время. Все совершается по какому-то определенному плану и порядку. Нет ничего случайного в истории нашей земли. Она проходит определенный, намеченный ей путь, смысл которого откроется в свое время. И этот смысл может быть и положительным и отрицательным. Это покажет будущее. Сам большевизм, утвердившийся на нашей земле, может послужить и тому и другому. То, зачем гнались наши интеллигенты, пришло к ним в лице большевиков, от которых они убежали за границу говоря: "Мы не этого ожидали". Да, мы не этого ожидали, но Господь все устраивает так, как нужно. Очевидно, русскому народу надо пройти и через большевизм, чтобы по-новому и с новым сознанием всем вместе вернуться к Богу. Все наше прошлое ясно показывает, какой спасительной силой была всегда для нас христианско-православная вера, наша жизнь со Христом в Церкви. И это значение Церкви сказывалось не только в храмах и проповедях, не только в монастырях, но и в повседневной будничной жизни. Приведем пример. В XIV веке, когда жил преподобный Сергий Радонежский, один из полоцких князей спрашивал Тверского епископа Симеона: "Где быть тиунам, судьям нашим на том свете?" Епископ отвечал: "Там же, где и князьям". - "Как так, - удивился князь, - тиун неправо судит, берет взятки, делает зло, а я что делаю?" Епископ отвечал: "Если князь добр, милует народ, для того выбирает и начальника доброго, богобоязненного, умного и правдолюбивого, то и князь будет в раю и тиун будет с ним. Если же князь живет без страха Божия, не милует христиан, властелина ставит злого, нерассудительного, лишь бы тот добывал ему куны (деньги), пускает его, как голодного пса на падаль, губит людей, то и князь будет в аду и тиун его будет там же". Этот разговор князя с епископом, при всей обыденности и кажущейся незначительности, полон глубокого содержания и значения. Такими краткими, случайными беседами воспитывалась народная совесть. Такие беседы представляют собой явление однородное со всероссийским подвигом преп. Сергия. То, что у преп. Сергия, которого посещали сотни и тысячи людей, совершалось во всенародном масштабе, то здесь совершается в объеме незначительной домашней беседы. Но такие домашние беседы в православном русском народе, во всех его углах и слоях, от князя до крестьянина, и в мире и в монастырях, и в храмах и на дому происходили десятки и сотни тысяч при всякой интимной встрече пастыря с пасомыми. Неужели же это происходило бесследно? Конечно, нет. Так совершалось христианское просвещение русского народного духа. И таким образом, независимо от церковных проповедей, у преп. Сергия, у заурядных батюшек, у православных епископов, в простых домашних или церковных беседах совершалось одно общее Божие дело - всенародная воля, в лице каждого отдельного православного христианина; направлялась к одной общей цели - познанию воли Божией, к готовности исполнять ее, к согласованию личной индивидуальной воли и жизни с правдой Божией. Так воспитывался и создавался христианский дух русского народа. Отдельный случай, отдельная беседа могут казаться делом случайным и незначительным, мимоходным, но несколько бесед во всех концах Русской земли, в течение десятков и сотен лет незаметно воспитывали в русском народе христианское самосознание, которое сказывалось в нем в самые решительные моменты русской истории, в его отношениях к иноземцах и иноверцам. Это не было простое или недружелюбное отталкивание от них. Это было их восприятие в духе Христовой правды, в духе Христова учения. Отсюда ясным становится духовное воспитательное значение православной у веры для русского народа. А мы удивляемся, откуда у русского народа обнаруживаются черты народа-богоносца, о которых говорит Достоевский. Они обнаруживаются от того духовного сокровища, которое он носит в груди своей, и знаком которого является святой крест. Они обнаруживаются от его православия. В этом же заключается огромное духовное и воспитательное значение русских монастырей - там русский народ постоянно слушает за богослужением чтения о трудах и подвигах православных святых: святом Алексии, человеке Божием, святом великомученике Георгии, святителе чудотворце Николае, преп. Марии Египетской, святой Нине Грузинской. Все это западает в душу народа, умиляет его, трогает, воспитывает. А придет трудный исторический момент, и обнаруживается великая народная сила, о которой так хорошо и правдиво писал Некрасов, которая воспитана в русском народе повседневным, тихим, незаметным трудом Православной Церкви. Из этого ясным становится огромное значение русских монастырей, в которых русский народ повседневно слушает за богослужением чтения о трудах и подвигах православных святых, слышит выдержки, избранные места из книг православных подвижников - Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Златоуста и других. Все это не могло и не может проходить бесплодно и бесследно для слушателей, оставляя в их сердцах глубокий след, хотя и не всегда ясно сознаваемый. Русский народ умеет слушать и запоминать. Такова та духовная школа, тот народный университет, в котором столетиями воспитывался русский православный дух. Эта школа не осталась и не останется для народа бесследной. В ней воспитался его православный дух, которого не имеет западная христианская Европа. Если большевики по своему воспитанию, по своей оторванности от Православной Церкви, по традициям заграничных наставников и руководителей не понимают, не признают и отвергают религию, в этом нет ничего удивительного - они прошли иную школу. Как русскому народу чужды Карлы Марксы, так социалистам чужды Аввы Дорофеи и Иоанны Лествичники. Это естественно. Достоевский все это прекрасно понимал и чувствовал, когда написал свои замечательные слова о том, что "инок победит в России безбожника". Достоевский прошел и опыт большевиков, и опыт верующего народа. И на его слова можно положиться. Все это дает нам твердое основание думать, что русский народ не захочет до конца "обезбожиться" и остаться в духовной пустыне - без Бога, без Христа, без Христовой Православной Церкви, без храма Божия, без Святых Таинств, без причастия Святых Тела и Крови Христовых, без заупокойной молитвы. Зная это, будем и мы духовно вооружаться и крепнуть в неразрывном единении с матерью Православной Церковью, которое явится для нас источником духовной силы и крепости, терпения и выносливости в грядущие, еще более страшные времена, предсказанные Христом Спасителем. Да укрепит нас Господь и да поможет нам, должным образом подготовившись, достойно, мужественно, в полном единении духа, с верой, надеждой и любовью в сердце, с непоколебимой преданностью Христу, Богу и Церкви вступить в эти будущие, тяжкие времена последних страшнейших мировых событий, наступление которых, по слову Божию, неизбежно и которые потрясут Вселенную небывалыми испытаниями. Протоиерей Сергий Четвериков. |