"Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть первая. |
26.03.2010 г. |
1. Введение И возвратилась в дом Свой... Лк. 1, 56. 1.1. Православная икона в жизни человека Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку чувство реального присутствия Божия. Почитание, которое воздаёт человек её, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно не было, а восходит к Первообразу. Однако Божия Матерь удостаивает своим явлением не многих. Обратимся к святому Иоанну Кронштадскому: «Употребление святых икон…необходимо потому…что Господь, Пресвятая Богородица…недоступны нашему бренному зрению в их небесной чудной славе, а в св. иконах они доступны, осязаемы… Чрез почитание святых икон представляется и неученым людям наглядно, воспоминательно и поучительно наша святая, высочайшая и всеспасительная вера…». Главная функция иконы – молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, испускают благоухание, они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь; иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (икона Св. Николая Чудотворца из с. Утятское Курганской области), стоят в воздухе; иконы не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример – икона Чимеевской Божией Матери), останавливают пожары, как Абалацкая икона Божией Матери в г. Куртамыше. Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего исследования. Предлагаемый ниже материал расскажет об истории написания, сохранения и обретения вновь в Курганской епархии, очень редких списков (копий) с одной из самых таинственных, малоизвестных икон: «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская). Это первая явленная в ХХ веке чудотворная икона и ЕДИНСТВЕННАЯ, где Матерь Божия изображена как воительница, попирающая оружие, с платом, как Св.Вероника, всегда готовая прийти к нам на помощь, со Взрослым Сыном, акцентируя наше внимание на Образе Спаса Нерукотворного. 1.2. Значение иконы для Российского государства «Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте… все вновь начинать «ни с чего», из ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…» – писал великий русский философ Иван Ильин. В трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы. История доносит до нас множество таких примеров, так в 1395г. полчища Тамерлана повернули прочь от Москвы в день празднования иконы Владимирской Божией Матери. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, в Рождество 1813 г. последний наполеоновский солдат покинул пределы Отечества. А вот пример из новейшей истории ХХ века. В 1941 г., когда немцы были уже под Москвой, по совету митрополита Гор Ливанских Илии (ему явилась в огненном столбе Богородица), Верховный Главнокомандующий приказал обнести крестным ходом список чудотворной иконы Казанской Божией Матери вокруг стен блокадного Ленинграда, осажденной Москвы, а затем и Сталинграда. Враг везде был остановлен и разбит. Имеются свидетельства охранников, что И.В.Сталин перед наступлением 19 ноября 1942 г. в Сталинграде, ночью молился перед иконой Богородицы. На суд истории было поставлено всё: накануне севернее Сталинграда, немецкая танковая дивизия вышла на берега Волги – нефтяной артерии государства. В то время (1942 г.) под оккупацией фашистской Германии уже находилось около 40% населения (70 млн.), заселенной территории, сельскохозяйственных и промышленных ресурсов, т.е. положение было намного тяжелее, чем в Крымскую и Русско-Японскую войны, Тем не менее, была Великая Победа, а фашизм – повержен. Но есть примеры другого рода. Ужасающим равнодушием к православным святыням была отвергнута милость Божия в Крымскую войну 1853-56гг., и Россия вынуждена была заключить позорный для неё мир. Подобная история произошла и в Русско-Японскую войну 1904-05 гг. когда непослушание гласу Царицы Небесной привели к роковым последствиям на всё последующее столетие, а может быть, захватывает и настоящее время. Некоторые современные историки называют этот перелом начала века для страны: «русско-японский динамит». В памяти и сердцах православных России бережно сохраняется необыкновенная история святыни, предназначенной Провидением для оказания помощи русскому воинству в эти годы. Не будем забывать: в то время у либеральной публики, студентов считалось хорошим тоном посылать японскому микадо (императору) поздравительные телеграммы по случаю победы над русской армией в очередном сражении. Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы» была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи, с чем получила второе имя «Порт-Артурская икона Божией Матери». В литературе встречается и третье её название: С.А. Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням. Продолжение следует. www.kurgangen.org |