Главная> Статьи > Служение Отечеству > "Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть вторая.

"Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть вторая.


2. Краткая историко-культурологическая справка о чудотворной иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской)

2.1. Написание иконы, её история с 1904 по 1938 гг.
Накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу, участнику обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в Порт-Артур. 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала русско-японской войны, этот благочестивый человек (матрос Феодор) прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о чудесном явлении монахам.
Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу мастер П.Ф. Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса.
Само изображение Пресвятой Богородицы необычно. Она изображена на небесно-голубом фоне Порт-Артурского залива стоящей на скрещенных самурайских кривых мечах. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние – коричневым. С правой стороны изображен Архистратиг Михаил, а с левой – архангел Гавриил. Над ней ангелы держат царскую корону, еще выше на облаках – Господь Саваоф. Образ венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь».
Размер иконы вместе с рамой составил 2 аршина 1,5 вершка (около 149 см) в высоту и 1,5 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы составляли: 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину.
По другим данным:
• Размеры иконы: высота 124, ширина 82см. Пропорция этих размеров ровна 0,66 и соответствует пропорции размеров иконы на фотографии 1904г.
• «Образ был написан на золотом чеканном фоне – сообщал в 1904 г. читателям журнал «Русский паломник»...
Эмалированной вязью на иконе было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
В феврале 1904 года началась военная компания. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По прошению начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, которому императрицей Марией Феодоровной было поручено доставить икону к месту военных действий, святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур.
Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве.
После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один офицер – Николай Николаевич Федоров, 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году – делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг – доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.
В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы (в натуральную величину), писанная на медной доске (была и такая! Авт.) масляными красками.
Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был сдан, Россия потерпела поражение. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».
26 мая 1905 г. Порт-Артурская икона, возвращенная из действующей армии, была внесена во Владивостокский кафедральный собор. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом, помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905г. (Владивостокские епархиальные ведомости.1905, №24). После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа после разрушения храма затерялись.
Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В.Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом.
Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия Агаева, отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. Как известно, единственный путь (Транссиб) пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить (а кто хочет, пусть опровергает), что если священник скончался при проезде через нашу местность, то и утраченная икона могла здесь задержаться. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.

Продолжение следует.

www.kurgangen.org
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования