Главная> Статьи > Служение Отечеству > "Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть четвертая.

"Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть четвертая.


Современное почитание иконы

Только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление знаменитого образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской), а ведь прошло более 100 лет.
История Порт-Артурской иконы продолжается. Ввиду почти полного отсутствия в стране настоящих исторических списков образа, выполненных до 1917 года, сейчас иконописцы массово выполняют заказы на современные копии (новоделы). В основном Порт-Артурскую икону заказывают епархии Дальнего Востока, Вооруженные Силы России, в особенности флотские корабельные экипажи.
После долгих раздумий знаменитый иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006г.г.) написал новый список известной иконы – перспектива: золото-чеканная. Вероятно, работа была достаточно точно выполнена, согласно сохранившимся описаниям. Работает над списками и иконописец Патриархии из Палеха: Стефан. Пишут иконы и замечательные художники из Хабаровска Павлишины, но про них далее и подробно.
Единственный пока в России Храм Порт-Артурской иконы Божией Матери открыт в апреле 2003 г. в г. Владивостоке на ул. Постышева, в здании бывшего кинотеатра. По эскизу Виктора Александровича Обертаса с помощью Марфо-Мариинской обители (ст. Седанка Приморского края) возведен иконостас, обшитый голубой материей, по сахалинской традиции. Первая литургия совершена на Пасху, 27 апреля 2003 г. Заложен подобный храм и в г. Екатеринбурге.

Неполная география современного прославления образа:
• Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященным 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели.
• В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида, и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре, затем был отслужен благодарственный молебен в русском посольстве в Пекине.
• В мае 2003 г., икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
• По благословению оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях. Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу.
• В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России.
• 9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия 11, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве.
• Сын иконописца М.С. Осипенко (тоже Михаил) сопровождал икону, написанную отцом, по православным приходам Австралии.
• Со списком иконы боевой сторожевой корабль «Магаданец», впервые за 20 последних лет в нашем военно-морском флоте, прошел Великим Северным Морским путем из Калининграда на Камчатку.
• В марте 2008г. в Кургане была остановка грандиозного Крестного хода «Под звездой Богородицы», посвященного историческому объединению РПЦ. Это был один из 8 крестных ходов, которые сошлись в Москве 10 июня 2008г. Участники вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Архангельска, Афона (Греция), Иерусалима (Израиль). Во всех Крестных ходах несли списки образа «Порт-Артурской Божией матери».
2.3. Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях) Порт-Артурской иконы

Слово исследователям
Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин): «О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писанная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год, выпускаемый издательством «Красная звезда». Кстати, такой дарственной надписи нет и на тех копиях иконы, которые были выпущены в последние годы в Москве.
Более полные сведения об иконе обнаружила приморский краевед Н. Г. Мизь при изучении «Владивостокских Епархиальных ведомостей» за 1904-1995 годы, хранящихся в архиве краевой библиотеки».
  Нелли Григорьевна Мизь (краевед, член Общества изучения Амурского края: «Готовясь к визиту Патриарха в 1998 году, мы стали разыскивать описания Владивостокских святынь, что бы заказать их копии. Особенно интересовались судьбой появления иконы Порт-Артурской Божией Матери…».
«О возвращении иконы во Владивосток в 1904г. нет никаких сведений. Журнал «Морской сборник» (1994. № 2), рассказывая об истории Порт-Артурской иконы, сообщил, что «ныне она хранится в Московской Патриархии». (В Церковно-археологическом музее МДАиС хранится небольшая копия иконы - прим. Иеродьякона Иннокентия).
«…О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно…».
Как видим о сохранившихся списках иконы до 1917 года Владивостокским специалистам ничего не известно. Убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших дней или они чрезвычайно редки или, что скорее всего вероятнее, они просто не открыты для искусствоведов и не описаны в специальной литературе. В некотором роде мы восполняем этот пробел.
Хронология создания иконы и написания списков (март-ноябрь 1904 года):
• Март 1904г. Написание иконы в Киево-Печерской Лавре, иконописец П.Ф. Штронда;
• Апрель 1904г. Исполнение копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С.Петербурге для других храмов, установление списка в монастырском храме.
• Исполнение уменьшенной копии иконы во Владивостоке, неудачная попытка переправить её в Порт-Артур. Дальнейшая судьба её неизвестна.
• Исполнение другой уменьшенной копии иконы для А.В. Андерсин-Лебедевой в столице. Кончина в 1905 г. на пути в Манчжурию, где-то на Транссибе, священника о. Алексия Агаева, сопровождавшего эту икону. Дальнейшая судьба списка неизвестна. Но позже, в 1907г. Анастасия Васильевна все-таки возложила на могилу брата в Порт-Артуре другую, полноразмерную копию иконы.
В ноябре 1904 года, по распоряжению Святейшего Синода, Митрополит Санкт-Петербургский Антоний указывает Ново-Девичьему монастырю вынести из собора копию Порт-Артурской иконы и запрещает писать новые копии. Это объясняется вот чем, цитирую письмо Синода: «Икона по своему начертанию, имеет особенности, не принятые в православной иконописи…», «…был обман и что на ней Святая Троица разделена».
В это же время Синод отказал ещё двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромолитографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому массовой печати и распространения не было, следовательно, большая, православная Россия с этим образом была не знакома.
Следовательно, живописные, полные по деталям копии (с надписью «… и 10 000 богомольцев…») официально снимали всего 8 месяцев в1904 г.
В январе 1906 г. Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись «… и 10 000 богомольцев…».
Далее, цитирую: «… После войны икона постоянно находилась в Владивостокском Успенском соборе. Без согласования со Св. Синодом с нее было сделано множество копий…».
Как видим, всё же писали ещё списки, только, видимо, без периметрической надписи «…и 10 000 богомольцев…», а происходило это, я думаю, основном, в Киеве, где митрополит Флавиан и дал разрешение. Следовательно: без периметрической надписи списки могли выполнятся только начиная с 1906 г.
Февраль 1907 г. Определением Синода офицеру Н.Н.Федорову (истинному христианину, который единственный из всех как-то пытался доставить оригинал в Порт-Артур), уже посмертно было отказано в просьбе получить копию Порт-Артурской иконы. Вот так.
На этом официальная переписка Святейшего Синода по поводу иконы оканчивается. Надо заметить, через 100 лет стало ясно, что сей образ, пережил и Российскую империю и Священный Синод того времени, имеется в виду, как руководящий центр Русской Православной Церкви, ведь сейчас – Патриаршество.
Итак, известно, что до ноября 1904 г. было снято какое-то количество полных по деталям копий в натуральную величину (основной тип). Количество копий, конечно, неизвестно, но вероятно столько, сколько могла написать одна иконописная мастерская за 8 месяцев – не более 8-10 списков, по изученной литературе, они встречаются более часто, чем уменьшенные.
До последнего времени было известно о существовании только несколько дореволюционных икон, написанных маслом:
• Находящаяся во Владивостоке полноразмерная икона (или копия?), купленная в Иерусалиме в 1998 г.
• Московская копия (не полная, без надписи по периметру, следовательно, написанная после 1906г.), тип – уменьшенная. Находится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии
• Написанная во Владивостоке в 1904 г., тип – уменьшенная. Была предпринята неудачная попытка доставить её в Порт- Артур. После икона затерялась. Где сейчас – неизвестно.
• Написанная в 1904г., тип – уменьшенная. Принадлежала А.В. Андерсин-Лебедевой. Была передана в 1905 г. священнику о. Алексию Агаеву, который умер на пути в Маньчжурию. Следы образа потеряны.

Продоление следует.

www.kurgangen.org
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования