"Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Часть пятая. |
26.03.2010 г. |
3. Чудотворная икона в Курганской и Шадринской епархии 3.1. Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре В начале марта 2004г. я предпринял паломническую поездку в Далматовский Свято-Успенский монастырь. 8 марта 2004 г. в Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава, о. Тимофей, брат Игорь (сейчас о. Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание). После окончания Литургии старики развернули сверток, и мы все изумились: показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым мне сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми. Догнал их уже на полпути к вокзалу и сразу спросил: «Откуда вы люди добрые?». Они ответили, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они собрали деньги и решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место – Далматовский монастырь. Далматов монастырь. Литография начала ХХ века. В центре – храм «Всех скорбящих радость» куда была пожертвована икона. В настоящее время монастырь восстанавливается. Ехали они сначала автобусом до Петухово, а затем электричками до Кургана и Далматово. Я поблагодарил этих порядочных людей и попрощался с ними. Этот необычный образ глубоко запал мне в душу. Чуть позже в журнале «НАУКА и РЕЛИГИЯ» №12 за 2003г. я впервые прочитал про эту икону. Долго размышлял и 6 ноября 2006 г. на праздник иконы «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», являющийся престольным праздником Скорбящинского храма, я вновь приехал в монастырь. Здесь с благословения игумена отца Варнавы, наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря, решил предпринять собственное историческое исследование. Отец Варнава подарил мне цветную фотокопию образа и посоветовал съездить в р.п. Мишкино в церковь. По его информации там так же имеется подобный список. Постепенно я стал собирать материалы. Две прекрасных книги по теме: «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г. и «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., привез мне в подарок из Москвы писатель В.Н.Носков, он же посоветовал отразить все осмысленные материалы в краеведческом очерке. Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ-АРТУРСКАЯ), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива – голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона – Владивостокская. Место обретения нашей – дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки. Как икона оказалась в Частоозерье? Один Бог ведает. Могла попасть из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока (может тот самый список, который был отправлен в Порт-Артур и утерян?). Автор выдвигает версию, что икона попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05 гг. Можно предположить, что эта икона – уменьшенный список, переданный из столицы в 1905 г. А.В. Андерсин-Лебедевой через полкового священника о. Алексия Агаева в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался на пути в Манчжурию, а где? – неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями могла оказаться в нашей местности. Продолжение следует. www.kurgangen.org |