"Порт-Артурская икона на земле Зауральской" Николай Павлов. Заключение. |
26.03.2010 г. |
4. Заключение На данное время (2009г.) в России открыто четыре дореволюционных иконы: 1.Владивостокский храмовый образ, 1904г., полноразмерный 1240х760 мм. Перспектива – голубой фон. Детали во многом соответствуют оригиналу иконы, хотя есть и отличия. Обретена (куплена) икона в Иерусалиме в антикварной лавке в 1998г. паломниками из Владивостока. Находится в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери во Владивостоке. 2. Московский уменьшенный список иконы, написанный после 1906 г. Детальная проработка неполная: отсутствует периметрическая надпись «...10 000 богомольцев...» и другие фрагменты. Предполагается, что написана икона после 1906 г. (Журнал «Морской сборник»№2 за 1994 г.). Находится в Церковно-археологическом кабинете (а это фактически музей общероссийского уровня) Московской Духовной академии и семинарии. Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад. 3. Далматовский уменьшенный список, 1904 г. Живописная копия (895х595х30 мм), 52% от площади оригинала, пропорция размеров (отношение ширины к высоте) ровна 0,66. Имеется знаменитая периметрическая надпись: «...и 10 000 богомольцев…». Перспектива – голубой фон (как у Владивостокского образа, возможно, написаны одной школой иконописцев). Исполнена в 1904 г., сохранность хорошая, историческая судьба неизвестна. Можно предположить, что такой список мог быть сделан только непосредственно с оригинала. Обретена икона в д. Денисовой Частоозерского района Курганской области при сломе дома, пожертвована богомольцами в Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь 8 марта 2004 г., ровно через 100 лет (точно до месяца) после написания в Киеве чудотворной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». 4. Мишкинский храмовый список, 1906/08 г. Живописная копия, близка к оригиналу по размерам (1070х750х30 мм), а также по площади поверхности: 79%, пропорция размеров составляет 0,69. Является более поздним списком иконы, не имеет периметрической надписи о «…10 000 богомольцев», имеет некоторое отличие в деталях (один меч, нет дерева, горящего города), перспектива – золотой чеканный фон, сохранность хорошая. В центре надпись: «Подобие образа Пресвятой Богородицы», т.е. изначально писалась как копия, уже после 1906года, предположительно в Киеве. В 1908 г. была пожертвована при освящении и открытии Свято-Троицкого храма в с. Мишкино. В 1936 г. после закрытии церкви и ареста настоятеля о. Василия (Половинкина) была сохранена прихожанами и возвращена во вновь открытый храм в 1948 г., где и находится по настоящее время. В 2009 г. отнесена к ряду святых, наиболее чтимых икон епархии, вместе с тремя другими чудотворными иконами (об этом дальше и подробно). В результате проведенного исследования можно сделать вывод: Промысел Божий сохранил и открыл нам на территории нашей Курганской епархии два исторических списка чудотворной Порт-Артурской иконы Божией Матери имеющих глубокое промыслительное значение. * * * Наша Курганская область была образована в феврале 1943 г. из бывших административно-территориальных частей губерний Российской Империи: Оренбургской (уральской), Пермской (уральской, а фактически европейской), Тобольской (сибирской), а на юге у границы с Казахстаном, узкой полоски земли Оренбургского Казачьего Войска. Наверное, лучше всех географическое положение курганцев выразил в стихах местный поэт Леонид Куликов: «Что такое зауралец, – вам в Кургане скажет всяк: левым боком он уралец, – правым боком сибиряк...». Действительно, до сих пор историки и географы ломают голову, к какой местности отнести жителей Курганской области. Мы знаем, что в доперестроечные времена весь притч и верующие области входили в Свердловскую и Курганскую епархию. Курганская и Шадринская епархия учреждена 22 февраля 1993 г. (ровно через 50 лет после образовании области, точно до месяца) и объединяет приходы и монастыри на территории современной Курганской области при правящем архиерее, ныне почившим в бозе епископе Михаиле. В нашей области нет полезных ископаемых как на Урале, нет нефти и газа как в Сибири. Но зато у нас есть около 100 приходов и 4 монастыря. Далматов Исетский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в селе Чимеево имеют наибольшую известность. В этих монастырях сохраняются общероссийские святыни, поэтому сюда не иссякает поток паломников, приезжающих за благодатью из соседних областей. Автор бывал в этих обителях и лично свидетельствует это. И еще, у нас в Курганской епархии есть люди, простые сельские прихожане, живущие в различных частях области, сохранившие (может быть единственные в России) списки чудотворной иконы Порт-Артурской в проклятые богоборческие времена. Символично, что один список был обретен на территории бывшей Тобольской губернии (с. Частоозерье) и пожертвован в населенный пункт бывшей Пермской (г. Далматово), а другой как был в населенном пункте бывшей Оренбургской губернии (р.п. Мишкино), так там и остался. Следовательно, современная Курганская область, составленная из трех бывших географических и административных частей Российской Империи, а ныне скрепленная ещё и духовно обретенными образами «Торжества Пресвятой Богородицы»из разных концов области, могут считаться отдельной географической, административной и культурной частью России:ЗАУРАЛЬЕМ. Вызывает глубокое благоговение, что наши Далматовский и Мишкинский списки иконы Порт-Артурской Божией Матери в отличие от Владивостокского образа, который большую часть столетия провел в эмиграции в Гонконге вне России, пережили вместе с земляками – зауральцами на своей земле весь этот противоречивый и жестокий ХХ век. А ведь в этом веке были: времена «нового Нерона» по преследованию православного христианства, ужас двух Мировых войн, братоубийственная революционная «Хиросима»1917 г., раскулачивание, репрессии, голод, перестройка, развал страны. Но ведь и кроме этого: создание современной для своего времени промышленности, тяжелейше-кровавая, победная поступь наших солдат в сердце Европы в 1945 г., «блицкриг» в войне с Японией (23 дня), фантастическое в 10 лет восстановление народного хозяйства после войны, атомный паритет, выход в Космос, 40-летняя мирная жизнь, всеобщая грамотность, доступное высшее образование и медицина, вновь открываемые храмы… Закончено исследование. Щемящие вальсы-прощания времен Русско-Японской войны до сих пор волнуют нас так, будто мы снова на гулких морозных вокзалах провожаем своих сестер и братьев на желтые сопки Манчжурии, на зеленые берега Амура... По мере изучения истории образа «Торжество Пресвятой Богородицы», читатель, мы мысленно побывали на фортах Порт-Артура, выходили в море из Владивостока, любовались иконописью в Киево-Печерской Лавре, прошли узкими улочками Иерусалима, наблюдали наши зауральские равнины с березовыми колками из окна вагона на Транссибе при поездке в Мишкино, поклонились мощам преподобного Далмата... Хочется надеяться, что наши зауральские Порт-Артурские иконы во второе столетие их истории вместе с земляками – курганцами и всем русским народом вступили и пройдут ХХI век достойно. А Далматовские святыни: икона «Успение Богоматери», шлем и кольчуга, будут вновь обретены и вернутся на своё место – в монастырь. В надежде на осмысление ошибок прошлого, на духовное возрождение народа, для развития исторического сознания православной молодежи автор, по мере своих сил и возможностей, исследовал историю образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) и написал этот очерк. Закончить хочу словами мудрого пастыря, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). «Вдумаемся: скорби и беды, терзающие Россию, не с того ли начались, что русский народ утратил свое духовное единство, отрекся от тысячелетних святынь и заветов предков? Плачет сердце, глядя на истерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа, взирая на позор некогда Святой Руси. Объединимся же под сенью родных святынь, сбросим иго чужебесия и безверия, разврата и губительной гордыни. Молитесь, кайтесь в грехах, будьте терпеливы в скорбях и мужественны в исповедании Истины. Вслушайтесь в голос совести своей. Се – глас Божий. Последуйте ее велениям. Тогда Господь сказавший: Хотением не хочу смерти грешника, но якоже обратитися и живу были ему – помилует и спасет Россию». Николай Павлов, Курган, 2007-2009 www.kurgangen.org |