«ВАРЯГ» - КРЕЙСЕР ЗАГАДОЧНОЙ СУДЬБЫ. Исторический очерк. Часть вторая. |
05.04.2010 г. |
3. БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ В ЖЕЛТОМ МОРЕ В феврале 1902 г. «Варяг» пришел в Порт-Артур - в то время нашу главную военно-морскую базу в Желтом море. Трудные переходы и вынужденные стоянки в Карачи, Коломбо и других портах были вновь связаны с многочисленными поломками и отказами систем совершенно нового военного корабля, которому еще не доводилось принимать участия в боях. По утверждению зарубежных газет, «Варяг» выгодно отличался высокой скоростью, являлся одним из лучших кораблей своего класса и претендовал на первое место среди крейсеров иностранных государств. Что думал по этому поводу экипаж, измученный тяжелым переходом и бесконечными ремонтами, история для нас не сохранила. Командующий Тихоокеанской эскадрой остался доволен вооружением и щегольским видом нового крейсера и определил его… в вооруженный резерв. С одной стороны, это являлось обычной уловкой, к которой часто прибегали и по отношению к вполне боеспособным кораблям - чтобы сбить с толку разведку противника, а с другой - новый крейсер снова нуждался в серьезном ремонте и доводке вооружения. В мае, закончив переборку механизмов, «Варяг» начал кампанию - и в течение трех месяцев был в составе боевых кораблей эскадры. Однако в сентябре и октябре опять находился в вооруженном резерве. Основная причина снова заключалась в ненадежности судовых систем и в первую очередь - паровых котлов. По заключению квалифицированной комиссии, «…котлы Никлосса остроумны и представляются хорошими только в идее, в практическом же применении, кроме ряда затруднений и неисправностей, они ничего другого не дадут». Закончив очередной ремонт, «Варяг» начинает кампанию и в октябре совершает свой первый поход в Чемульпо. К тому времени на злоключения корабля обратил внимание командующий морскими силами в Тихом океане адмирал Е. И. Алексеев. Он назначает специальную комиссию, которая приходит к неутешительным выводам: предельной скоростью «Варяга» на короткое время следует считать 20 узлов, а на более продолжительное - 16… Начавшийся 1903 год проходит в непрекращающихся ремонтах. К этому добавилась новая напасть: адмирал допекает эскадру всевозможными шлюпочными, боевыми, пожарными и прочими учениями. Регламентация жизни эскадры достигла невиданного уровня, не оставлявшей места для инициативы командиров. Даже к «починке вещей команды» приступали по специальному сигналу с флагмана эскадры. В апреле «Варяг» участвует в совместном учебном походе эскадры, в качестве быстроходного разведчика, хотя быстром ходом он уже не отличался. И это был один из немногих примеров, когда «Варяг» исполнял свое непосредственное назначение - быстроходного разведчика при эскадре. Сам же поход вылился в бесконечную отработку всевозможных эволюций, маневров и учебных тревог, чем сильно смахивал на муштру новобранцев по отработке строевого устава. И снова крейсер «Варяг» подтвердил свою строптивость: у него возникли серьезные неполадки с машиной. Летом «Варяг» стоял в Порт-Артуре и опять был в резерве. В октябре «Варяг» все-таки поднял вымпел и вступил в кампанию, но уже в боевой окраске серого цвета, что по тем временам было новшеством в российском флоте. Однако положение осложнялось тем, что с «Варяга» уволилось в запас много офицеров и старослужащих матросов-специалистов, по своему нелегкому опыту отлично знакомых со строптивым норовом энергетической системы крейсера. К тому времени вероятность войны с Японией многократно возросла. Чтобы повысить боеготовность крейсера, специальные и общекорабельные учения, занятия и тревоги следовали одни за другими. Не прекращались и ремонтные работы. Однако на ходовых испытаниях в ноябре, специальная комиссия вновь выявила множество существенных недостатков. «Варяг» остался верен себе, и оставался самым строптивым крейсером на Тихоокеанском флоте. В середине января 1904 г. на всех броненосцах и больших крейсерах недоставало строевых офицеров, много было и молодежи, не имевших боевого опыта. Не был исключением и «Варяг», на котором только что пришедшие молодые мичманы составляли почти половину от общего числа офицеров. С ними упорно занимались старшие командиры и опытные специалисты, а до начала войны с Японией оставались уже считанные недели… По сведениям разведки, в Чемульпо и Сеуле создавались японские продовольственные и угольные склады, военные арсеналы, прибывали переодетые в гражданскую одежду солдаты и офицеры, готовили целый флот шаланд, буксиров и паровых катеров. Все это сопровождалось продуманной дезинформацией по дипломатическим каналам, а японские газеты в Корее писали о невозможности войны с Россией. Однако у русского командования уже не оставалось особых сомнений в подготовке японцами крупной десантной операции. На следующий день Япония разорвет дипломатические отношения с Россией, однако Русско-японская война уже началась… 4. ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД Начало Русско-Японской войны застает крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского порта Чемульпо. Остальные военные корабли, стоявшие на том рейде, принадлежали другим морским державам: Англии, Германии, Франции, Соединенным Штатам и Японии. В ночь на 26 января с рейда Чемульпо скрытно уходит японский крейсер «Чиода». И хотя для русских моряков его уход не остался незамеченным, однако все понимали значение такого маневра: до начала военных действий оставались считанные дни, если не часы. На следующий день «Кореец» покинул рейд. Не пройдя и двух миль, он встречается с японской эскадрой, шедшую двумя колоннами, одну из который и возглавлял крейсер «Чиода». В общей сложности японская эскадра насчитывала четыре крейсера и четыре миноносца, но в дымке виделось еще несколько кораблей. Оказавшись один на один с целой эскадрой, «Кореец» прошел между двумя колоннами кораблей, орудия которых были расчехлены, увернулся от нескольких торпедных атак и, не поддаваясь на провокации, вернулся на рейд. «Варяг» стоял на том же рейде, но был не под парами. На рейде появились три японских крейсера, а вскоре подошли и остальные корабли японской эскадры. Оба русских корабля приготовились к неравному бою, однако японцы медлили. Последняя задержка была связана с высадкой на берег японского десанта. Но как только десантная операция была завершена, японский флагман передал кораблям союзников России ультиматум: покинуть рейд Чемульпо. Утром 27 января 1904 г. командир крейсера «Варяг», капитан первого ранга Руднев получает через русского консула официальный ультиматум японского адмирала Уриу с требованием покинуть порт Чемульпо до полудня. Протесты союзников успеха не имели. Русские военные корабли оказались в ловушке. Рассчитывать же на помощь не приходилось: других боевых кораблей поблизости не было, что, несомненно, являлось стратегической ошибкой командования Тихоокеанского флота. Незадолго до 11 часов к команде крейсера обратился командир Руднев: «Никаких разговоров о сдаче не может быть - мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По флотской традиции моряки переоделись «в чистое», сознавая, что при сложившихся обстоятельствах им в живых не остаться. Корабельный священник отец Михаил отслужил молебен «За дарование победы». Вскоре «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. На бесстрашном крейсере взметнулся флажный сигнал по международному своду: «Не поминайте лихом!» Команды иностранных военных кораблей, построенные на палубах, отдавали честь российским морякам, их бесстрашию и беспримерному мужеству. Русские корабли шли в свой пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался». Виктор Аннинский Продолжение следует. |