«ВАРЯГ» - КРЕЙСЕР ЗАГАДОЧНОЙ СУДЬБЫ. Исторический очерк. Часть четвертая. |
05.04.2010 г. |
7. ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ Как уже было сказано, доблестный командир «Варяга» был произведен во флигель-адъютанты, что, несомненно, являлось знаком особой монаршей милости и весьма значимым авансом для блистательной военной карьеры. Однако судьба распорядилась иначе: в октябре 1905 г. В. Ф. Руднев за революционные «беспорядки» во вверенном ему флотском экипаже и «сочувствие» к неблагонадежным матросам попадает в немилость. Ему всё же дают чин контр-адмирала, но увольняют со службы «с пенсией по положению» (то есть - по воинскому званию капитана I ранга, а не адмирала. - Прим. авт.) Опальный адмирал возвращается в свое небольшое имение в Тульской губернии, где после тяжелой болезни и умирает в 1913 г. Ему было 58 лет... Тем временем японцы решили поднять «Варяг». Их не смущали ни штормовые ветры, ни сильные течения приливов и отливов. Однако мало того, что это оказалось технически сложной задачей, так и сам русский крейсер вновь проявил свой несносный характер. Вопреки ожиданиям, подъемные работы заняли больше года, обошлись японской казне в миллион иен, и только в октябре 1905 году непобежденный крейсер удалось поднять. Корабль был отремонтирован и затем введен в строй ВМФ Японии под названием «Сойя». Однако на корме, под японскими иероглифами, было сохранено историческое название гордого крейсера - «Варягъ». Для столь неординарного решения, идущего вразрез с традициями морских держав, потребовался «высочайший рескрипт» самого императора Муцухито. И это недвусмысленно указывает на то, как высоко оценили потомки японских самураев героизм российских моряков, поразивших их своим бесстрашием и презрением к смерти. Японцы использовали крейсер «Сойя» не только как учебный корабль, но и как наглядный пример для воспитания своих моряков в традициях высшей самурайской доблести. Каждую новую команду кадетов или матросов-новобранцев, прибывающую на легендарный крейсер, командир выстраивал на палубе и объявлял им, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшегося сдаться и принявшего бой с целой японской эскадрой. К этому также следует добавить, что после Русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командира легендарного крейсера наградило орденом Восходящего Солнца. И создание музея, увековечивающих память бывших военных противников, и тем долее - награждение командира вражеского корабля высокой государственной наградой за то, что он потопил их миноносец и покорежил несколько крейсеров, случай исключительно редкий и идущий вразрез общепринятым традициям абсолютного большинства стран. Но не всех: у японцев совсем иной менталитет и потому их правительство смогло подняться над условностями и, наградив военным орденом своего бывшего противника, тем самым дало высочайшую оценку его личного подвига. Следует пояснить, что на протяжении многих веков самураи вели между собой ожесточенные войны, в ходе которых и был сформулирован их кодекс чести - Бусидо. Согласно этому кодексу, высшей доблестью для воина является беззаветная смелость, искусное владение оружием, безукоризненное следование своему долгу и презрение к смерти. Видимо, именно эти качества и усмотрели они в характере Руднева. А то, что он являлся их врагом, - для них мало что меняло. Главное - что по своему духу он оказался таким же самураем, как и они сами, а таких противников японцы уважали и восхищались их мужеством. Их многовековая история знает и куда более радикальные примеры признания доблести врага. Например, известно немало случаев, когда врагу, сумевшего в честном бою убить самурая, в качестве награды отдавали… вдову убитого им самурая. Случалось, - что и вместе с детьми, если таковые у нее имелись. Любопытно, но дети, которых он и сделал сиротами, к нему относились хорошо и не считали его причиной несчастья, постигшей их семью. Наоборот: виноватым в такой непростой ситуации они считали своего родного отца - за то, что тот оказался слабее и позволил себя убить. 8. ПУТЬ ДОМОЙ Лишь в 1916 г. Япония согласилась продать несколько бывших русских кораблей, в свое время захваченных ею в качестве военных трофеев (во время Первой мировой войны Япония была союзницей России. - Прим. авт.) 27 марта на кораблях, после их освящения, были торжественно подняты кормовые флаги, гюйсы и вымпелы. Среди них был и крейсер «Варяг», который провел в плену почти 10 лет, и за который Россия уплатила 4 миллиона иен. На этот раз героический крейсер был укомплектован командой гвардейского экипажа. «Варяг» был в запущенном состоянии, и неотложного ремонта требовали едва ли не все системы, устройства и механизмы. Артиллерийское же вооружение и вовсе находилось в плачевном состоянии. И вновь во всех отделениях, на всех палубах и в трюмах начались нескончаемые ремонтные работы… В середине июня из Владивостока вышел линкор «Чесма», за которым следовал тяжело нагруженный крейсер «Варяг». Наши корабли ждал долгий и небезопасный путь на юг, потом на запад, через Суэцкий канал в Средиземное море. К тому времени давно пылала Первая мировая война, а подводные лодки Германии наносили большой урон странам Антанты. Но едва тот поход начался, как «Варяг» снова заартачился: аварии следовали одна за другой, и гвардейский экипаж не выходил из затяжных ремонтных авралов… Создавалось впечатление, что за 10 лет японского плена «Варяг» настолько проникся самурайским духом, что не хотел покидать Дальний Восток. К концу августа русские корабли пришли в Аден, где уже чувствовалось дыхание войны, и где они вновь перекрасились в боевой цвет. Далее корабли шли в боевой готовности: огни погашены, переборки задраены, у заряженных орудий дежурят комендоры. Не смотря на мучительную жару и высокую влажность, боевые учения не прекращались ни на день, даже тогда, когда проходили Красное море. Как и прежде бесконечные ремонты не давали экипажу ни сна, ни отдыха: на этот раз «Варяг» шел на одной машине. 8 сентября отряд вышел в Средиземное море. Здесь пути разделились: линкор «Чесма» направился в Александрию, а крейсер «Варяг» - путанным маршрутом, постоянно совершая противолодочные маневры, в Ла-Валетту, далее - в Тулон. В районе Балеарских островов нервы моряков были напряжены до предела - это излюбленное место охоты германских подводных лодок, и как раз во время стоянки «Варяга» в Тулоне ужасную катастрофу там потерпел крейсер «Галлия», вместе с которым погибли и две тысячи солдат. Но, видно, судьба уготовила для гордого крейсера какую-то другую смерть: во всяком случае, никакого ущерба от кишащих в Средиземном море германских подлодок он не понес… В начале октября «Варяг» выходит в Атлантику. Постоянно меняя курс, он всё дальше уходит от берегов Африки и только на полпути к Мадейре поворачивает на север и ложится на генеральный курс. И вновь «Варяг» всеми силами противится судьбе: из-за поломок крейсер идет на одной машине. Вблизи Ирландии он попадает в жестокий шторм, получает течь и едва не отправляется на дно. То ли самоотверженность команды спасла корабль, то ли сам гордец посчитал, что гибель не в бою нанесет ущерб его славе, но вода пошла на убыль, крен уменьшился. Удалось «Варягу» избежать и встреч с немецкими подводными лодками. Хотя английский транспорт, шедший в его кильватере, был взорван германской подлодкой. Исправив повреждения и пополнив запасы, «Варяг» вышел в море и вскоре ошвартовался у причала в Глазго. Здесь крейсер подготовили к службе в Арктике, в сухом доке очистили и покрасили подводную часть, проверили руль и винты. Вскоре «Варяг» вновь выходит в море. 17 ноября он, наконец-то, добирается до России и бросает якорь в Екатерининской бухте у Александровска (ныне Полярный). Виктор Аннинский Продолжение следует. |