Главная> Статьи > Служение Отечеству > «ВАРЯГ» - КРЕЙСЕР ЗАГАДОЧНОЙ СУДЬБЫ. Исторический очерк. Заключение.

«ВАРЯГ» - КРЕЙСЕР ЗАГАДОЧНОЙ СУДЬБЫ. Исторический очерк. Заключение.


9. ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

В ноябре 1916 г. «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и назначен флагманским кораблем «Отряда судов обороны Кольского залива». Многие корабли вновь созданного соединения нуждались в ремонте, в том числе и «Варяг».
История повторилась: как в 1903 году в южном Порт-Артуре, так и спустя 13 лет на севере России, слабость ремонтной базы флота повлияла на судьбу «Варяга», и его было решено отправить на ремонт в Англию. Одновременно с ремонтом предполагалось перевооружить крейсер новыми орудиями. Поэтому с него снимали старые 152-миллиметровые орудия - для отправки в Петроград, а 76-миллиметровые - для вооружения кораблей Северной флотилии.
Тем временем и до северной глубинки начали доходить слухи об убийстве Распутина, о хлебных волнениях в столице и о многом другом, что предвещало грозные перемены. 25 февраля 1917 г. «Варяг» снялся с якоря и взял курс на Англию. В числе пассажиров корабля были русские летчики, направлявшиеся на стажировку к союзникам, английские и французские офицеры. Вез крейсер и царский орден для французского президента. Однако история сыграла злую шутку: пока высокая награда была в пути, Россия перестала быть монархией. К вечеру 4 марта крейсер пришел в Ливерпуль. Наутро командир объявил об отречении Николая II и о формировании Государственной думой Временного правительства. Настроение и среди офицеров, и среди нижних чинов было тревожным. Что по этому поводу думал «Варяг», людям уже не узнать. Но предположить можно. Видимо, его мятежная душа не желала мириться с положением, унизительным для его воинственного духа: остаться беспомощным и безоружным в столь смутное время. Что может быть для крейсера хуже, чем бессмысленная гибель? Только гибель бесславная… «Варяг» стоял в доке, корабельная жизнь продолжалась обычным распорядком. Правда, из утренней молитвы исчезло упоминание о царствующем доме. Через два дня, в сопровождении русского консула вернулся командир крейсера «Варяг». Он умолчал о мятежах в Кронштадте и Гельсингфорсе, зато поздравил экипаж с обретенной свободой и объявил, что с этого дня и к званиям младших чинов добавляется слово «господин». Беспорядков не последовало: и господа офицеры из потомственных дворян, и господа матросы, ставшие таковыми по решению какого-то Временного правительства, с большой тревогой следили за пугающими событиями в России.
В конце марта адмиралтейство Великобритании определилось со сроками и стоимостью ремонтных работ: 12 месяцев и 300 тыс. фунтов стерлингов. И потому адмиралтейство советовало оставить крейсер в Англии до конца войны под охраной, а офицеров и команду отправить в Россию.
В апреле и мае разъехалась команда «Варяга»: 300 человек - в Америку, принимать закупленные корабли, почти все остальные - в Россию. Большую часть военного имущества и вооружения отправили в Россию. Вскоре на корабле оставалось только десять моряков для его охраны.

10. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕФОЛТ
После Октябрьского переворота новое Советское правительство объявило о выходе из империалистической войны. В ответ Британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли. В числе этих кораблей оказался и разоруженный «Варяг». Вскоре корабль был переведен в военную гавань и арестован, Андреевский флаг на корме был спущен и заменен военно-морским флагом Великобритании.
За предыдущие 17 лет крейсер «Варяг» был дважды подданным России и один раз Японии, теперь же, и совершенно неожиданно − стал подданным Британии. Нет, не зря его мятежная душа так противилась уходу из Тихого океана, не зря…
В середине марта 1918 г. русских моряков освободили из тюрьмы и на португальском пароходе отправили в Мурманск. Сам же «Варяг» вместе с другими русскими кораблями оставался в английском плену.
Так как Советское правительство категорически отказывалось от уплаты долгов царской России, то «Варяг» был продан на слом. Однако на этом его история не закончилась: в 1920 г. по пути к месту разделки на металлолом он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья.
Это официальная версия. Но можно предположить и другую. С самого своего рождения крейсер «Варяг» обладал непростым и гордым характером: он не боялся врагов, но его воротило с души, когда его начинали гонять из порта в порт как самоходную баржу, нагруженную сверх всякой меры. Он в едином порыве со своим бесстрашным экипажем шел на верную гибель и при этом считал, что ничего более достойного для боевого корабля быть не может. Но был категорически не согласен закончить свою жизнь на заводе, где его, безоружного и беспомощного, порежут на куски. Такая смерть представлялась ему позорной… Он провел в японском плену много лет и потому знал, что если кто-то или что-то мешает самураю выполнить свой долг, то у него остается только один способ сохранить свою честь - сделать себе харакири.
Именно так легендарный крейсер и поступил: он выбросился на скалы и вспорол себе днище. Разыгравшаяся непогода способствовала такому решению - в Ирландском море разразился шторм. Ураганный ветер свистел в его мачтах, огромные валы сотрясали его корпус, а «Варягу» разгул стихии представлялся громом салюта, которым его когда-то встречали, а теперь - провожали. И единственное, о чем он действительно жалел, так это то, что в такой ответственный момент он остался безоружен. Душа настоящего самурая живет в его разящем мече, также как и душа «Варяга» жила в его грозных орудиях…
Первоначальные попытки снять корабль оказались неудачными, и он в течение нескольких лет оставался во власти стихии. Летом 1923 г. сразу несколько английских и германских фирм сообща пытались снять «Варяг» со скал. Но это им не удалось: крейсер «Варяг» остался верен своему воинскому долгу, сдаваться на милость мародерам не пожелал и намертво застрял в расщелине между скал.
Тогда была предпринята варварская попытка с помощью взрывов и газорезок отделить кормовую часть, содержавшую самый ценный отсек - машинное отделение. Однако сделать этого не удалось. К осени 1924 года от корабля оставался перебитый пополам остов, его кормовая часть была под водой, а носовая - была намертво заклинена скалами. В следующем году мародеры отступили: легендарный русский крейсер, изувеченный их стараниями до неузнаваемости, сдаваться не собирался. Ему ли сдаваться какому-то портовому сброду, если он не пожелал сдаться целой эскадре? А ведь японская эскадра под командованием адмирала Уриу была противником, достойным во всех отношениях, противником, понимавшим, что такое доблесть, честь и служение воинскому долгу…

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Непроста и загадочна оказалась судьба героического крейсера. Его останки упокоились на мелководье Ирландского моря, но его боевой дух остался непобежденным.
Что же касается славы, то крейсер «Варяг» является самым прославленным кораблем в истории Российского военного флота. Его подвигу посвящено много книг и статей, песен и фильмов, мемориальных досок и памятников… И нет сомнения в том, что с годами их станет еще больше.
И это правильно: надо знать и бережно хранить свою историю. Надо любить свою Родину, помнить своих героев, не жалевших для нее, а значит - и для нас, ни сил, ни талантов, ни жизней. И потому мы, живущие сегодня, должны быть достойны их светлой памяти, которая будет жить в наших сердцах всегда.
Также как душа легендарного крейсера всегда будет жить в знаменитой песне, которую невозможно слушать без внутренней дрожи и пронзительной гордости за российский флот:

Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


С того легендарного сражения минул век, но сопричастность к совершенному подвигу россияне чувствуют и поныне, также как и испытывают чувство гордости за своих героев. И можно не сомневаться, что слава русских моряков не померкнет в неторопливом течении грядущих столетий и неведомых нам грядущих свершениях. Вовсе не случайно потомки бесстрашных самураев в далеком теперь 1904 году так зауважали непобежденного противника: настоящая воинская доблесть и беззаветная преданность своему долгу в Японии ценится очень высоко. И потому нет никаких сомнений в том, что и по прошествии веков воинская доблесть и беззаветное служение долгу останется высшей добродетелью военных моряков.

P.S. 30 июля 2006 года, в День Военно-морского флота России, над местом непосредственной гибели «Варяга», взвился Андреевский флаг. А на шотландском берегу, в местечке Ленделфут, появилась мемориальная доска, увековечивающая память легендарного русского крейсера. Как и морякам, кораблям не ведомо, ни где они совершат свой подвиг, ни где упокоятся с миром.

Виктор Аннинский
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования