Главная> Статьи > Служение Отечеству > Поездка в г. Москву на выставку "Варяга" (2009 год)

Поездка в г. Москву на выставку "Варяга" (2009 год)

Ещё два дня назад между моей мечтой и её осуществлением было 1377 километров. А сейчас эта отдаленность сжимается до минут. И чем меньше их остается, тем больше меня охватывает чувство волнения. Я иду навстречу с ней, историей, которая, по жесткой иронии судьбы, стала мне близка по духу. Книги, интернет, телевидение только подогревали моё любопытство и теперь настал момент развязки.
Ласковое солнце и южный ветерок никак не стыкуется с моим настроем, которое всё больше утверждается от встречающихся на пути памятников воинам солдатам и морякам. Вид офицерского состава с флагами и венками, стоящего при входе в Центральный военно-морской музей (ЦВММ) города Москва, окончательно отрывает меня от мирного настоящего. Я не они, но есть ощущение единства и родства, даже появляются наивные мысли о присутствии у меня той же выправки и боевой подготовки.
Двенадцать. Восемь. Три ступени. Вот!
Огромный зал второго этажа музея. На стене развёрнута панорама Красной площади в момент парада Победы 1945 года. Изображение настолько велико по значимости и формату, что выставочные экспонаты смотрятся как его дополнение. Массовая игра света от ламп на всех отражающих поверхностях, окончательно рассеивает внимание. Но, эмоциональная возбуждённость, быстро отсеивает ненужное и мой взгляд падает на него. Так вот ты какой…
Флаг крейсера «Варяг», изрядно потерявший внешний вид, но приобретший славу Великого корабля! Стекло плотно прижимает пострадавший, но выживший гюйс к твердой поверхности и благодаря этому я вижу его натуральную величину и те, спасительные нити, которые связывают раненный флаг воедино. В них не состоявшаяся смерть и не продленная жизнь. Время уже давно унесло в прошлое тех, кто мог рассказать о том дне, 27 января 1904 года, оставив нам молчаливых свидетелей, о который Россия, к сожалению, надолго забыла. Флаг «Варяга» находился на носовом флагштоке, когда затопленный корабль был поднят японцами. Тому, что сегодня он здесь, мы обязаны музею корейского города Инчхон (Чемульпо). После семилетних переговоров, корейская сторона предоставила флаг для демонстрации его в городах Мурманск, Североморск, Балтийск, Севастополь, Новороссийск, Владивосток. В последнем, флаг сделает восхождение на одноименный современный ракетный крейсер, где напоследок, окунётся в родную ему, как сто лет назад, атмосферу Тихоокеанского флота. К сожалению, его возвращение в Корею - обязательство Российской стороны. Печально. А пока, я рядом с ним и с флагом канонерки «Кореец». В отличие от гюйса «Варяга», его «собрат» не пострадал, как и сама лодка. Изначально, ряд сложившихся боевых обстоятельств, сберёг её от снарядов японских кораблей. Но судьба распорядилась с канонеркой не в сторону жизни. И теперь, флаги, как их корабли, одновременно выбравшие гордую гибель, неразлучны.
Теперь, после «контр удара» по моему долгому и трепетному ожиданию и спада возбуждённости, я оглядываюсь по сторонам. На витринах, по обе стороны от флагов, выставлены экспонаты: Инчхонского городского музея (Республика Корея), ЦВММ (Санкт-Петербург), ГУК «Тульского областного историко-архитектурного и литературного музея» (Тула), Благотворительного фонда «Крейсер «Варяг» (Москва), Музея РДО ПК «Гардемарины» (Москва) и частных коллекционеров Денисова А.Г., Петракова В.В., Кирилина А.В., Ушакова А.Ф., Катаева В.И.
Личные предметы доблестного капитана Всеволода Федоровича Руднева и других членов команды, рукописи, награды, детали боевого оружия и корпуса корабля. Как мало оставила нам история на память о «Варяге», разбросав реликвии по разным точкам земного шара. Глядя на них, по детально, образное мышление вырисовывает картину трагической зимы и славной весны 1904 года.
Мое внимание привлекает иллюминатор крейсера, расположившийся на невысокой тумбе, слева от флага «Варяга». Следы страшных событий застыли на его стекле. Растрескавшись на сотни осколков, оно, под стать боевому духу корабля, крепко держится за стальным ободом. Даже стекло пропитано желанием жить. Нарушая правила поведения в музее и не пытаясь бороться со своим инстинктом, я кладу на него ладонь. Острые концы осколков придают поверхности шероховатость, но поселившийся в трещинах морской песок оберегает от порезов. Хотя, какие это пустяки, по сравнению с болью славных моряков, которой пропитана даже сталь. Мое воодушевление позволили ощутить в экспонате присутствие энергии. Не составило большого труда услышать шум от работы машинного отделения, ощутить холодный влажный ветер, почувствовать вкус морской соли и качку корабля от разыгравшихся волн. Теперь под ладонью тепло. Не знаю… Я ли, своим теплом согрела угасшую память, или она, впустила меня в те, жаркие события морозного дня?
Отсняв все экспонаты на фотокамеру, я снова бросаю взгляд на флаг. Таким я оставлю его в своей памяти, побитым, но не поверженным. Он будет жить в одном из уголков моей души и будет примером чести и доблести обычных людей, о которых осталась только память, соленная от слез и морской воды.

Материал и фотографии Светланы Комковой (г. Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования