Главная> Статьи > Служение Отечеству > Из истории военных храмов-памятников

Из истории военных храмов-памятников


Древняя Русь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях или героях издавна возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала. Подобная многозначность проистекала из смыслового значения храма.
В православном мировосприятии храм - это модель Богоизданной Вселенной в ее духовном завершении, образ Царства Божия на Земле. Здесь человек чувствует себя частью Вселенной, участником мирового исторического процесса, продолжателем дел предков. Здесь пробуждаются его национальные и патриотические чувства.
Храм - это обращение человека к Богу, молитва, воплощенная в камне, благодарение Бога за его заступничество и в то же время памятник народному подвигу. Мемориальная функция храма находит свое выражение в посвящении его тому или иному христианскому празднику, чудотворной иконе или святому, в день памяти которого произошло решительное событие военной кампании или крупная победа. Таким образом, престольный праздник храма совпадает с днем празднования победы.
Главная и наиболее гуманная задача храма-памятника - это моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Дмитириевская суббота, день Усекновения головы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.
Церкви и монастыри издревле являлись хранилищами реликвий, представлявших особую духовную ценность. Подлинными сокровищницами были монастырские библиотеки, где хранились древнейшие рукописи, книги религиозного и философского содержания, образцы церковно-славянской литературы. Ризницы постоянно пополнялись богатыми вкладами, нередко имевшими мемориальное значение и свою мирскую историю. Часто эти реликвии выставляли на всеобщее обозрение и становились объектами паломничества. Первыми на Руси "мемориальными музеями" были, по-видимому, сохранявшиеся при монастырях кельи подвижников. Так, в Троицком Комельском монастыре святым местом почиталось дупло древа, в котором прожил три года основатель монастыря преподобный Павел Обнорский. Монастыри и храмы были лучшим местом для хранения военных реликвий. Сюда по возвращении из походов помещали чудотворные иконы, прославленные в боях, победные хоругви, иконостасы походных церквей. Здесь же хранились и реликвии, связанные с героями сражений. Так, в Дмитриевом Ряжском монастыре хранился посох героя Куликовской битвы Пересвета, среди реликвий Александро-Невской лавры был маршальский жезл Петра I. Позднее храмы стали пристанищем военных трофеев, боевых наград. Сам факт помещения в храм военных реликвий придавал им новое духовное значение, как бы приобщая эти символы военной доблести к Царству Божию, подчеркивал богоугодность военных подвигов на благо Отечества. Среди военных реликвий наибольшей популярностью пользовались прославленные во время военных действий чудотворные иконы. В большинстве своем это были иконы Божией Матери. Культ Богородицы утвердился на Руси в XII в., в княжение Андрея Боголюбского, учредившего праздник Покрова Богородицы, символизирующий ее особое покровительство русским землям.
В 1170 г. в Новгороде был введен первый праздник в честь иконы, прославленной в бою. Когда враги подступили к стенам города, архиепископ Илия повелел вынести на городскую стену икону Знамения Божией Матери. По преданию, во время штурма вражеская стрела попала в икону, она повернулась ликом к городу, и враги, охваченные страхом, отступили.
Чудотворные иконы-заступницы нередко сопровождали русских князей во время военных походов. Андрей Боголюбский всюду брал с собой Владимирскую икону, его внук, князь Василий Ярославич, возил с собой Федоровскую икону, признанную чудотворной после победы над татарами в 1272 г. В тяжелое время татарского владычества эти иконы были важнейшими памятниками доблести русского народа, вдохновлявшими его на новые схватки с могущественным врагом. В борьбе с татарами покровителями русских полков были Владимирская, Донская и ряд других икон Божией Матери. Во время польско-шведской интервенции прославились Псковско-Покровская, Казанская, Тихвинская иконы. С борьбой за укрепление России на Дальнем Востоке связано прославление Албазинского образа Божией Матери.
В XVIII-XIX вв. в связи с ростом мирского сознания количество новопрославленных военных икон резко падает. Из наиболее известных - Касперовская икона. По преданию, она защитила Одессу от врагов во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Одна из последних, связанных с военными событиями, - Порт-Артуровская икона Божией Матери. Написана она была в Киеве по указанию матроса-севастопольца, рассказывавшего о том, что ему в декабре 1903 г. было видение Божией Матери, повелевшей передать эту икону в Порт-Артур, дабы обеспечить победу русскому оружию. В мае 1904 г. икона была привезена во Владивосток, но доставить в Порт-Артур так и не удалось.
Прославление "военных" икон происходило в период патриотического подъема русского народа, его борьбы за национальную независимость. В это же время строилось наибольшее количество храмов-памятников.
Историческое значение храмов-памятников выражалось и в определенном архитектурном стиле. Так, полковые храмы и памятники освободительной борьбы строились, как правило, в русском стиле, а для храмов, связанных с освобождением славянских народов, характерен византийский стиль.
В начале ХХ в. окончательно сформировались основные функции храма-памятника, и наметилась тенденция к их разделению: собственно храм, музей военной доблести, памятник, пантеон героев.
В конце XIX в. далеко не все армейские полки имели свои постоянные церкви. Строительство их было связано с определенными трудностями как финансового, так и организационного характера. В 1900 г. особой комиссией, созданной при Главном штабе, был разработан образцовый проект полковой церкви достаточной вместимости и сравнительно невысокой стоимости. Это - небольшая пятиглавая церковь с трапезной и высокой шатровой колокольней, выполненная в "кирпичном" стиле. Первая такая церковь была построена в 1901 г. в Новом Петергофе для Каспийского пехотного полка, а уже в декабре 1901 г. состоялось высочайшее повеление: "Установить на будущее время к исполнению правило, чтобы... православная церковь в виде отдельного здания была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты".
В 1901 г. на нужды церковного строительства в Военном ведомстве было отпущено 200 тыс. руб., в 1902 и 1903 гг. - по 450 тыс., а в дальнейшем ежегодно отпускалось по 100 тыс. По всем военным подразделениям развернулось активное церковное строительство. За это время появилось столько полковых храмов, сколько их не было построено за два предыдущих столетия. Для всех новых армейских полковых церквей образцом для подражания, несомненно, оставались гвардейские столичные храмы. В каждой из них считалось необходимым устройство небольшого мемориала. Ближайшим поводом к этому стали события русско-японской войны.
Героическая оборона Порт-Артура дорого обошлась России. Русская армия потеряла около 27 тыс. убитыми и ранеными, после капитуляции крепости свыше 30 тыс. попало в плен. В память погибших однополчан во многих храмах устанавливались мемориальные доски; как реликвии этой войны хранились полковые иконостасы и иконы, сопутствовавшие полку во время боев. Так, в церкви Александра Невского Ивангородского пехотного полка хранились иконы святых апостолов Петра и Павла и святого Николая Чудотворца. Они находились в походной церкви во время обороны Порт-Артура, а после сдачи крепости были сохранены рядовыми Волковым и Сахаровым и вместе с ними находились в плену. По окончании войны и возвращении солдат из плена иконы были переданы в полковую церковь, как святыни, разделившие судьбу воинов полка.
После войны, когда погибшие русские воины остались лежать в чужой земле, было решено увековечить их память установкой мемориальных досок в приходских храмах на родине павших. Проект был разработан художником-архитектором С.О.Овсянниковым по инициативе Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Под надписью "За веру, царя и Отечество живот свой положивших в войну с Японией в 1904-1905 гг." обозначалось имя погибшего, место его рождения и наименование части, в которой он служил. Венчало доску скульптурное изображение двуглавого орла с вензелем Николая II. Такие поминальные доски появились в начале нашего века во многих приходских храмах, напоминая о прихожанах, погибших в боях за Родину. Наиболее тяжелые испытания в этой войне пришлись на долю русских моряков. К 28 июля почти вся Тихоокеанская эскадра была уничтожена, остатки ее блокированы в Порт-Артурской бухте. Отправившаяся на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра З.П.Рождественского подошла уже после падения Порт-Артура. 14-15 мая в Цусимском проливе произошло морское сражение, закончившееся полным разгромом русской эскадры. Почти все корабли были уничтожены, некоторые были потоплены своими командами, не желавшими сдавать их противнику. Только в этом сражении погибло более 5000 моряков и более 800 человек ранено и контужено.
Горем и болью отозвалась трагедия Цусимы в сердцах многих русских людей, потерявших в этой войне отцов, мужей, сыновей. Сразу после войны встал вопрос о необходимости создания мемориала, где были бы собраны дорогие реликвии, куда, как на родную могилу, могли бы прийти родственники погибших и просто люди, пришедшие поклониться подвигу героев и вспомнить их в своей молитве. Было решено строить храм - памятник погибшим морякам. Проект разработали архитектор М.М.Перетяткович и инженер С.Н.Смирнов. За образец было принято зодчество Владимиро-Суздальской Руси и, в частности, церковь Покрова на Нерли. В отделке храма принимали участие видные художники: В.М.Микешин, В.М.Васнецов, Н.А.Бруни и другие. Большинство из них работали бесплатно.
31 июля 1910 г. в Петербурге на Английской набережной состоялось торжественное освящение храма. Еще накануне в Неву вошли и встали на рейд боевые корабли, среди которых был крейсер "Адмирал Макаров", названный в честь погибшего в этой войне знаменитого военачальника и ученого. Завершилось торжество военным парадом перед храмом.
Храм Спаса на водах стал хранилищем реликвий войны 1904-1905 гг. Здесь находились корабельные, иконы бывшие на судах во время боев и спасенные перед гибелью корабля, в том числе и икона с "Варяга". Сюда же было торжественно перенесено знамя бывшего Квантунского флотского экипажа, находившегося в Порт-Артуре во время осады. В храме были собраны георгиевские кресты и другие военные награды, личные вещи, фотографии всех погибших моряков, документы и другие свидетельства подвигов русских воинов в русско-японской войне. На основе этого уникального собрания при храме был открыт музей.
Интерьер храма также соответствовал его мемориальному значению: и алтарная завеса в виде военно-морского Андреевского флага, и изображения святых покровителей судов, и украшения храма, исполненные в национальном стиле. На стенах, под корабельными иконами, были укреплены бронзовые мемориальные доски с названием судов, с именами всех погибших в боях и умерших от ран моряков - от адмиралов и командиров судов до самых младших чинов, с указанием главных боев, в которых участвовало судно. По рисунку академика Н.А.Бруни была создана мозаика для алтаря, изображающая Иисуса, шествующего по водам, от которой и пошло народное название храма "Спас на водах". Храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, напоминавшими братскую могилу. В годы первой мировой войны храм-мемориал пополнился новыми святынями. Сюда была помещена судовая икона с крейсера "Паллада", найденная в море после потопления судна; в 1915 г. была доставлена икона с транспорта "Енисей", также найденная на месте взрыва.
В храме Спаса на водах наиболее полно воплотилось стремление к превращению храма в мемориальный комплекс, включающий в себя собственно храм для поминовения павших, пантеон - в данном случае это символ братской могилы - и музей, рассказывающий об истории события, дополняющий и поясняющий смысл памятника.

ИСТОЧНИК: Исакова Е.В. Храмы - памятники воинской доблести
http://rusjapwar.narod.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования