Главная> Статьи > Разное > Cвятыни Уфимской епархии

Cвятыни Уфимской епархии


Пленарный доклад на VIII Славянском научном Соборе «УРАЛ. ПРАВОСЛАВИЕ. КУЛЬТУРА» 19-20 мая 2010 г. г. Челябинск.
прот.В.Сергеев.

СВЯТЫНИ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА

Исторически Уфимская епархия объединяла собой три современные Южноуральские епархии: Уфимскую, Оренбургскую и Челябинскую. Та­кое административное единство естественным образом вносило характер однородности в формирование духовно-нравственной культуры общества всего региона.
К началу XX века в Уфимской епархии насчитывалось около 27 чу­дотворных икон, и к тому же в каждом храме были свои чтимые иконы -храмовые святыни. Каждая из святынь была окружена целым комплексом традиций отражающих глубину и благоговение, сохранявшихся еще с древних времен. Зачастую такие традиции почитания распространялись на весь годичный цикл и органично вплетались в общецерковные таинства и обряды, вовлекая при этом значительные массы народа. Если участниками церковных торжеств и богослужений были в основном люди воцерковленные, то в традициях почитания святынь оказывались втянутыми люди не только православные, но и старообрядцы, раскольники, мусульмане и даже революционеры. Так, например, в 1906 году в г. Оренбурге на Со­борной площади революционная демонстрация с красными флагами вкли­нилась в крестный ход, несущий святые иконы и портреты Государя Им­ператора. Но при появлении всеми чтимой Табынской иконы весь народ обнажил головы, и наступила мёртвая тишина. Начался молебен, а в конце, по возглашению дьякона, народ пал на колена, уже молясь за царя, воена­чальников, градоначальников, христолюбивое воинство и всех православ­ных христиан. В дальнейшем народ потребовал продолжения шествия с чудотворной иконой и портретами Государя. Образовался крестный ход, а красные флаги уже вскоре исчезли [1, с. 306-313].
Святыни проявлялись по-разному, не каждая старинная икона вызы­вала такое трепетное отношение верующих людей. Только некоторые из них почитались чудотворными. Так, среди древних икон XVI века счита­ются чудотворными: Табынская, Николо-Березовская, прп. Сергия Радо­нежского, Псковская и Воздвижения. В следующем XVII веке также были явлены чудотворные святыни, это: Уфимско-Богородская, Смоленская, Покрова Божией Матери, Рождества Богородицы, Плач Богородицы и Не­рукотворного Спаса. Обычно эти святыни именовались старинными. Но и в последующие века вплоть до XX появлялись чудотворные святыни. Так к XVIII веку относятся иконы: Утоли моя печали, Иверская, Параскевы Пят­ницы, Честнейшая; к XIX веку: Почаевская, Нерукотворного Спаса в г.Уфе, Всех скорбящих Радосте, Александра Невского, Бугобашская, Иверская из Златоуста [2, с. 18]; К XX веку: Вознесения, Живоносный источник, Тихона Калужского, Владимирская.
Таким образом, каждый век истории епархии был отмечен появлени­ем новых чудотворных святынь, из которых наибольшим почитанием пользовались «явленные» иконы, т.е. обретенные чудесным образом. Как правило, эти иконы окружены наибольшим размахом почитания и много­летними традициями. Так явленными признавались 4 иконы: Табынская, Николо-Березовская, Уфимско-Богородская, Бугобашская.
Относительно изографических характеристик Уфимских святынь можно сказать, что имеются некоторые местные особенности, несмотря на наличие, достаточно жесткого консерватизма в церковной изографии. Так Табынская икона имеет индивидуальный образ, хотя она и похожа на Ка­занскую, но разнится с ней в некотором количестве деталей [16, с. 67-85]. К редчайшей изографии нужно отнести Плач Божией Матери, Честней­шую и Бугобашскую. Остальные же иконы являются точными списками известных чудотворных святынь.
Наибольшее количество находилось в г. Уфе - 18 икон. Однако в уездах были более прославленные святыни Табынская в Стерлитамакском уезда, а Николо-Березовская относилась к Бирскому уезду.
Из древних и старинных икон привлекают внимание своим историз­мом: икона прп.Сергия Радонежского - точный список с иконы святого в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию известно что она принесена в Баш­кирию еще до построения г.Уфы московскими монахами [3, 169], которые и основали Сергиевский монастырь [4, с. 116]; Смоленская икона, точный список с чудотворного образа находящегося в Смоленске. Копия была на­писана по указу царя Алексея Михайловича, для того чтобы Смоленские дворяне переведенные в г.Уфу оставались под защитой Божией Матери. Предание повествует о том, что этот список на руках был перенесен из Смоленска в Уфу [5, с. 199 об.].
По-своему интересна чудотворная икона «Утоли моя печали». Это один из первых списков чудотворного образа в Москве. Икону стали по­читать чудотворной в связи с избавлением Уфы от неожиданного приступа Пугачевских войск во время осады, когда разбойникам даже удалось про­рваться за стены [6, с. 781-782].
Удивительна судьба довольно редкой иконы «Честнейшая» нахо­дившейся в церкви Богоявленского завода (ныне в пос.Красноусольск). Эта икона была семейной реликвией графов Шуваловых. В церковь она попа­ла как пожертвование семьи известных заводчиков Пашковых, к которым, в свою очередь попала от дочери основателя завода Ивана Твердышева. В икону, кроме значительных драгоценностей, было вложено «кровь Спаси­теля нашего и прочие святыни угодников мощи» так, по крайней мере, гла­сила надпись на обороте. Эта икона была когда-то собственностью вели­кой княжны Натальи Алексеевны, сестры императора Петра II, внука Пет­ра 1 [4, с. 160]. Из редких по иконографии икон замечательна также икона «Плач Божией Матери», прославившаяся некогда в селе Гребени Бирского уезда. К ней с давних пор стекались богомольцы из разных мест удаленных по­рой за сотни верст...
Основные формы почитания святынь выражались в праздновании дня явления, совершении крестных ходов, и дальних походов. Чудотвор­ные святыни возглавляли все общецерковные празднования. Так, напри­мер, в Уфе во время общецерковных праздников 6-го января в Крещение, в Преполовение и 1-го августа, проходили крестные ходы по древнему маршруту из Троицкой церкви на р.Белую. Причем по традиции, износи­лись только три чудотворные святыни: Уфимско-Богородская икона Божи­ей Матери, преп. Сергия Радонежского и Покрова Божией Матери [7, с. 1].
Кроме этого проходили широкие празднества, богослужения и кре­стные ходы по случаю встречи или проводов Табынской, Николо-Березовской, Спасской и других чудотворных икон. Такие крестные ходы назывались «сретениями». Это был целый чин: Архиерей в сопровождении всего градского духовенства встречал св.икону и все шли в Кафедральный собор, где совершалось всенощное бдение. Для этой встречи износился не­сколько другой состав чтимых икон: Уфимско-Богородская, Иоанна-Предтечи и Александра Невского [7, с. 2]. В течении месяца совершалось «ношение» святого образа по храмам г.Уфы и домам прихожан. А затем совершались «проводы», когда все городские священники собирались око­ло кафедрального собора и с крестным ходом провожали святыню в об­ратный путь [8, с. II].
Около Ильинской церкви на день памяти святых мучеников Флора и Лавра, по традиции со всего города собирались извозчики, образовывался огромный табун лошадей, разукрашенный лентами. Священники служили перед храмовой святыней молебен с водосвятием и окроплением табунов [4, с. 78].
19 декабря почитался высокоторжественным днем, праздновались вместе и святитель Николай и тезоименитство императора Николая. В Уфе было 39 церквей и часовен. Каждый из них имел свой престольный празд­ник. Престольные праздники сопровождались особо торжественным бого­служением, их возглавлял приглашаемый Архиерей. Праздники сопрово­ждались обильным угощением и обязательным крестным ходом вокруг храма и по домам прихожан [4, с. 80].
В Уфе же существовал такой обычай - провожать усопших до клад­бища тягучим звоном по всем церквям вдоль кладбищенской дороги [4, с. 84].
Такие же крестные ходы по примеру г.Уфы совершались во многих местах Уфимской епархии и всего Южного Урала и были связаны не толь­ко с местно чтимыми святынями, но и с храмовыми почитаемыми икона­ми.
Но особенную роль играли крестные походы. По форме такой же крестный ход, но только многодневный. Совершался он несколько другим чином, утвержденным в 1881 году Святейшим Синодом [10, с. 51-54]. От храма, где находилась святыня, назначался путевой причт, состоящий по обыкновению из нескольких священников и псаломщика. Чудотворную икону перевозили в специальной карете из села в село. На границе села или города происходило «сретение», тогда икону снимали с повозки и торжественным шествием направлялись в главный храм, откуда уже посе­щали со святыней церкви и дома жителей селения.
Так, например крестный поход с Богородско-Уфимской иконой воз­ник одним из самых первых еще в XVII веке [5, с. 199 об.], а в начале XX века он расширился практически на всю территорию епархии. Состоял из трех частей. Первая продолжалась с 22 мая по 15 июля (н/ст.). За это время икона посещала Уфимский и Бирский уезд. График посещений был до­вольно плотным. Иногда за один день икона должна была посетить до 7-10 населенных пунктов, как это было, например 6 июля (н.ст.) 1914 года, ко­гда чудотворная икона должна была посетить 10 селений за один день [11, с. 88-89]. Разумеется, что села не находились на одной дороге и чтобы ус­петь их посетить, а также окружающие деревни и хутора приходилось до­вольно быстро передвигаться по проселкам.
Вторая часть состояла из празднования дня явления чудотворной иконы и торжественного крестного хода из Кафедрального собора в с.Богородское на место ее явления. Третья часть начиналась с Успения (28.08 н.ст.) и простиралась до Благовещения (7.04 н.ст.) уже следующего года. Это самая продолжитель­ная часть похода, который двигался по следующим основным направлени­ям: с.Охлебинино, с.Иглино, с.Богородское, г.Благовещенск, с.Николо-Березовка, г.Мензелинск, г.Елабуга, с.Бакалы, с.Дюртюли, с.Месягутово, зд.Симской, зд.Миньярский, с.Аша [12, с. 655-661].
Походы с древней Николо-Березовской иконой были расписаны в году на четыре части. Так: январь-февраль икона была в ходу по северной части Уфимской епархии, где старались посетить те деревни, в которые не успевала попасть Богородско-Уфимская икона. В марте-июне икона на­правлялась по западным окраинам епархии сначала в Уфу, а затем в Бирск. Откуда в начале июля возвращаясь обратно в с.Николо-Березовку. В сен­тябре-ноябре икона опять отправлялась в поход по Мензелинскому, Бирскому, Уфимскому, Стерлитамакскому и Белебеевскому уездам, минуя го­рода очевидно, для восполнения недостатков летнего посещения, которое целиком уходило для удовлетворения нужд городских жителей. В декабре икона посещала свои окрестные села [13, с. 125-130].
Совершались непродолжительные походы и с другими Уфимскими святынями [13, с. 1010-1013], но наибольшую славу и распространение по­лучили походы с Табынской иконой Божией Матери. Этот крестный ход в году состоял из двух частей. Первый из них был наиболее продолжитель­ным. Он охватывал собой Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды Уфимской епархии. Всю Оренбургскую епархию, посещая со­седние города Тобольск, Кустанай. В январе-феврале посещая Бузулукский уезд Самарской епархии и только на великий пост возвращаясь в с.Табынск [15, с. 47-60]. Вторая часть похода начиналась в субботу на пас­хальной неделе. Табынская икона посещала г.Уфу и окрестности, а в Ду­хов день возвращалась назад [17].
Маршруты главных походов публиковались в Уфимских и Орен­бургских Епархиальных ведомостях, и каждый год они могли несколько отличаться, поскольку старались охватить как можно больше селений. Ес­тественно, что в тех селениях, где жители более всего усердствовали о по­сещении святынь, чудотворные иконы появлялись чаще. Конечно, пребывание среди такого торжества, множества людей, священников и архиерея оказывало сильнейшее духовное впечатление. Особенное воздействие на нравственное состояние оказывали разговоры верующих. Многие из них передавали «из уст в уста» необыкновенные случаи чудесного исцеления и помощи. Звучали прекрасные проповеди, усердствовали благотворители. Так например, благодаря ежегодному по­сещению Табынской иконы г.Оренбурга, удалось закончить постройку ка­федрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери (так раньше называлась Табынская икона). Для чего в 1878 году по ходатайству соборного строительного комитета на месте будущего собора была построена временная церковь во имя Казанской (Табынской) иконы Божией Матери с тем, чтобы все доходы от свеч и треб поступали на постройку собора. Сами благородные дамы г.Оренбурга устроили бесплатный хор из 20 чело­век и уже 20 мая 1878 года была совершена первая литургия [18, с. 420 -421].
Вообще, во время проведения празднований в честь чудотворных святынь производились самые широкие сборы пожертвований. Так, более 10 направлений благотворительности осуществлялось благодаря именно такому духовному настрою. Святыни становились центром, вокруг кото­рых создавались общества трезвости, попечительств о бедных, о заклю­ченных, миссионерских и др. Чудотворные святыни расширяли влияние нравственных и духовных ценностей христианства в среде мусульман и язычников. Участие святынь в общецерковных событиях упрощали пас­тырские задачи воцерковления народа. Широкое почитание святынь по­зволяло решить и многие финансовые проблемы, например образования, культуры, науки и др.
Суммируя все те исторические сведения, которые нам удалось обна­ружить, можно утверждать, что именно святыни явились главной основой духовно-нравственного преобразования общества во времена Царской Рос­сии и в современной Российской действительности явно не хватает этого опыта в деле возрождения высокого уровня духовно-нравственной куль­туры.


ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов В. Г., Семенова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Орен­бург: Оренбургское книжное издательство, 1999.
2. Справочная книжка Уфимской губернии 1899 года - Уфа: Издание Стати­стического комитета, 1899.
3. Златоверховников И. Г. Уфимская епархия. Географический, Этнографиче­ский, Административно-исторический и статистический очерк - Уфа: Издание Уфим­ского епархиального братства Воскресения Христова, 1899
4. Архив НА УНЦ РАН Ф. 39. Оп. 1. Д. 58.
5. Архив НА УНЦ РАН Ф. 23. Оп. 1. Д. 4.
6. Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа, 1899. - №19.
7. Календарь местный // Памятная книжка Уфимской губернии на 1883 год / Гурвич Н.А. — Уфа: Уфимский статистический комитет, 1883.
8. Справочная книжка Уфимской губернии 1883 года - Уфа: Издание Стати­стического комитета, 1883.
9. Памятная книжка Уфимской губернии на 1891 / Гурвич Н.А. - Уфа- Уфим­ский статистический комитет, 1891.
10. Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа: Уфимская епархия, 1881. -№2.
11. Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа, 1914. -№9.
12. Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа, 1915 г. -№16.
13. Уфимские епархиальные ведомости. - Уфа, 1916г. -№3.
14. Уфимские епархиальные ведомости - Уфа, 1908 г. -№22.
15. Сергеев, В. П., прот. История Табынской иконы Божией Матери — Уфа:-Колокол, 2004.
16. Сергеев В. П., Иконография Табынской иконы. // Летопись Табынской иконы Божией Матери 2007 года. Уфа: Колокол, 2007. 17. Горький А.М. Жизнь Клима Самгина. - М., 1954.
18. Отрадное явление. // ОЕВ. - 1885. №12.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования