Главная> Статьи > Разное > "О славном роде Образцовых - Троицких". Часть вторая (Ольга Щеткова)

"О славном роде Образцовых - Троицких". Часть вторая (Ольга Щеткова)


Дочь протоиерея

Священник Михаил Фёдорович Троицкий был направлен на служение в село Чистое в 1883 году. До последних своих дней, до 4 сентября 1916 года он проживал в селе Чистом. Жена его Ольга Григорьевна, в девичестве Образцова, родила ему одиннадцать (!!!) детей: Григорий (1876 г.р.), Павел (1879 г.р.), Лидия (~1880-81 г.р.), Николай (~1882-84 г.р.), Константин (1885 г.р.), Иоанн (1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Еввула (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).
По удивительному стечению обстоятельств, чётко просматривается в журнале "Оренбургские епархиальные ведомости" судьба дочери священника Троицкого Еввулы. Она является внучкой Григория Николаевича Образцова. В 1901 году она, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где законоучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий. Как могла выглядеть школа того времени? - Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника.
В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда. Некоторые школы в сёлах, как я уже говорила, не имели отдельно стоящего здания и часто располагались в доме священника, зажиточного крестьянина или заведующего школой. Больше половины школьных помещений в уезде были признаны неудобными. Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников:
1. От епархиального училищного совета города Оренбурга.
2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии.
3. От городских попечительств.
4. От частных попечителей и благотворителей.
В сельских школах выдавались бесплатные обеды малоимущим ученикам. Особенно крестьяне ценили эту помощь от Оренбургской Епархии в годы неурожая и голода.
Конечно, Еввула ни в чём не нуждалась, так протоиерей Михаил Троицкий получал большие по тем временам деньги - 525 рублей (жалование от казны - 300 рублей и от прихода - 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники получали от своего прихода лишь хлебную ругу.
Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Еввула Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище. Жизнь в училище Оренбурга отличалась от деревенской. В городе зажигались по вечерам ночные фонари. Они представляли собой столбы, окованные железом... "Для забития на зиму подпольных окон" в училище привозили "воз моху". На входной двери в зданиях общежития и больницы висела кошма для удерживания тепла в помещении, а сами двери утеплялись войлоком. "Для обмётывания пыли" девочки в училище использовали гусиные перья. Для мытья полов рабочие доставляли "воз песку". Для тяжелобольных в больнице училища использовали специальную фаянсовую посуду - "ватер-клазет". Чугунные умывальники и железные тазы для бани - средства личной гигиены начала ХХ века. На партах учениц стояли фарфоровые чернильницы с механически закрывающимися крышками. На школьном дворе был "колодезь и железный якорь для вытаскивания" упавших в этот колодец предметов...
Видимо, Еввула очень хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского Училища она поехала поступать на курсы в Петроград. Какие именно курсы закончила Еввулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде было несколько.
Высшие женские курсы - высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.
В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешён не был.
Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 года был открыт прием женщин в университет и политехнический институт. Царское правительство, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде".
Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет, и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.
Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор.
В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.
В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878-82 годах).
В период контрреформ Александра III в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.
Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движения конца XIX - начала XX в.в. В Петербурге и в Москве. Были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году - Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905-16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.
Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы.
После 1905 года на этих курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году - уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства.
Что стало с Еввуллой Михайловной Троицкой (~1893 г.р) остаётся тайной за семью печатями.
Большая помощь пришла от правнучки Григория Николаевича Образцова – от Маричевой Любови Александровны, проживающей в Санкт-Петербурге. Она выслала мне фотографии Еввулы Троицкой. Вот такой она была приблизительно в 1925 году: Еввула Троицкая вышла замуж, уехала в Польшу и стала носить фамилию Лищак. Это спасло ей жизнь…

Ольга Щеткова, редактор сайта http://www.uralgenealogy.ru/
Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей города Челябинска.

Специально для сайта http://www.likirussia.ru// (г. Уфа). 06 июня 2010 года.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования