Главная> Статьи > Разное > Краткий обзор духовной жизни черниговщины (Украина)

Краткий обзор духовной жизни черниговщины (Украина)


Не каждый город имеет такую богатую историю, как Чернигов. Огромный вклад сделала Черниговская земля в укреплении и распространении православной веры. Именно на черниговской земле, в Любече, родилась Малуша, мать равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, который из всех предлагаемых религий выбрал именно православную веру. Сын князя Владимира - Мстислав, был первым христианским князем в Чернигове, который начал строительство Спасо – Преображенского собора, самого древнего на территории Киевской Руси. При сыне Ярослава Мудрого – Святославе, родоначальнике династии черниговских князей, был построен храм Успения Богородицы в Елецкой обители. Будучи Великим князем Киевским, Святослав начал строительство и Успенской церкви Киево – Печерской Лавры.
Основоположник русского монашества, преподобный Антоний Печерский, родился в Любече. Избегая гнева киевского князя Изяслава, преподобный Антоний (по приглашению черниговского князя Святослава) приезжает в Чернигов, «возлюби Болдины горы, ископав Печеру, ту ся всели». В 1072г. преподобный Антоний возвращается в Киев, однако созданный им монастырь продолжает расширяться. Подтверждение тому – построенное уже после его ухода из Чернигова Ильинская церковь, - единственный сохранившийся до нашего времени древнерусский бесстолпный крестово – купольный храм.
Давид Святославич, князь черниговский, после смерти своего сына по совету епископа черниговского Феоктиста (позже причисленного к лику Киево – Печерских святых) построил Борисоглебский собор, а также был деятельным помощником своей сестре Предславе в строительстве храма в честь св. Параскевы – Пятницы. Благочестивая жизнь Давида Святославича и черниговского епископа, блаженного Феоктиста, была школой, в которой воспитывался сын Давида – преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах почивающий. Ради Христа оставил княжество и принял иночество с именем Николай в Киево – Печерском монастыре. Здесь он подвизался как простой инок, исполняя все монастырские послушания, и вел жизнь, полную всяких лишений. Проводил время в трудах и молитве, посте и бдении более 30 лет. Когда вскоре после смерти святого заболел его брат Изяслав, то он тотчас получил исцеление, надев на себя власяницу св.Николы. Другие сыновья Давида также отличались благочестием. Владимир и Изяслав Давидовичи в 20-х годах XII века устроили каменный храм в честь Преображения Господня в г. Новгород – Северском, при нем на берегу р.Десны, возник знаменитый впоследствии по своей борьбе с латинством Новгород – Северский Спасо – Преображенский монастырь.
В 1150г. Святослав Ольгович торжественно перенес святые мощи невинно убиенного брата своего великого князя Игоря из Киева в Чернигов и «положиша их у святого Спаса в тереме». С тех пор православные русские люди стали почитать блаженного князя Игоря, как святого угодника Божия и молитвенника за русскую землю.
В 1159г. Чернигов был взволнован кончиной митрополита Константина, изгнанного из Киева и поселившегося здесь. Летописец рассказывает, что пока тело митрополита Константина лежало в поле «в продолжении этих дней в Киеве и других местах страшная буря, солнце помрачилось, земля тряслась и гром единым ударом уби осьм человек, а в Чернигове в тыя три дня сияше солнце светло, а нощех над телом блаженного митрополита Константина являхуся три столпа огненная сияющия и до небес досяжущия».
Дальнейшее развитие Чернигова на длительное время прервало нашествие орд хана Батыя, которые в октябре 1239г. разрушили и сожгли город. В 1246г. в ставке хана был убит черниговский князь Михаил Всеволодович, который не отрекся от православной веры и не поклонился идолам. Тела святых мучеников, князя Михаила и боярина Феодора, были брошены на съедение зверям, но благодать Божия, в виде огненного столпа, охраняла их несколько дней, и они остались невредимы. Преподобная Ефросиния Суздальская, причисленная к лику святых, была старшей дочерью св. Михаила, князя Черниговского.
В числе выходцев из Черниговской земли был боярин Бяконт, в семье которого родился будущий светильник веры Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец. По откровению Божию и призванию свыше в 20 лет стал иноком и подвизался более 20 лет, затем был поставлен на святительскую кафедру. Много потрудился для умиротворения смут, междоусобиц, для укрпления Руси, налаживал отношения с ордынскими ханами. Путешествовал и в Константинополь, и в Орду, где в 1357г. исцелил ослепшую Тайдулу, жену хана, которая потом много ходатайствовала за Русь. При вступившем на престол 9-летнем Димитрии Иоанновиче, он ряд лет был правителем государства, воспитав будущего героя Донского в искреннем благочестии и в понимании своего государственного долга. Примирял князей и сделал все возможное вместе с Сергием Радонежским для единения Руси, тем самым подготовив почву для свержения монголо – татарского ига. Построил многие монастыри, в числе которых – Чудов монастырь в Московском Кремле, в память чуда исцеления Тайдулы. Святые мощи митрополита Алексия обретены нетленными в 1431г.
Преподобный и благоверный князь Олег Брянский, внук св. Михаила, князя Черниговского, из любви ко Христу оставил княжение и принял иноческий постриг. Скончался строгим подвижником. Еще один потомок св.Михаила, в миру князь Петр Иванович Барятинский, любя Христа и жизнь евангельскую, оставил богатство и почести и принял иноческое пострижение с именем Поликарп. Основал обитель, в которой проводил строгую подвижническую жизнь и был ее настоятелем. Силой Христовой совершал исцеления при жизни и после преставления.
Во 2-й половине XVII в. выдающиеся иерархи возглавляли древнюю Черниговскую епархию. 35 лет – с 1657 по 1692гг. – занимал кафедру благочестивый архиепископ (с 1687г.) Лазарь Баранович. Благодаря его кипучей деятельности Чернигово – Северщина со второй половины XVII в. вновь стала церковно – культурным центром Украины. До упразнения патриаршества в России патриарх и митрополит служили в саккосе, а архиепископы и епископы в фелони. Исключение составляли Черниговские архиереи. Грамотой, подписанной патриархами Православных Церквей – Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Иосафом Московским 4 сентября 1667г., Черниговская епископия была возведена на степени архиепископии и поставлена первою среди других кафедр. Преосвященный Лазарь, возведенный в сан архиепископа, получил право облачаться за богослужением в саккос. Лазарь Баранович обладал необыкновенными организаторскими способностями. Его стараниями во 2-й половине XVII в на Черниговщине были собраны лучшие церковно – культурные силы Украины. В 1668г. он зовет к себе хорошо известного ему И.Голятовского, самого талантливого в то время на Украине писателя – полемиста, автора «Скарбницы». В 1669г. И.Голятовский был возведен в сан архимандрита Елецкой обители, оставив заметный след в ее истории и приложивший много усилий для восстановления разрушенной святыни.
На место почившего архимандрита Иоанникия был назначен игумен Киевского Выдубицкого монастыря Феодосий Углицкий. С юности боролся за чистоту Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. После смерти Киевского митрополита Гедеона в 1690г. Елецкий архимандрит Феодосий был среди кандидатов на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом был избран Варлаам Ясинский, его прочили на место Печерского архимандрита. Но Промысл Божий вел святителя по иному пути. Исполняя обязанности настоятеля Елецкого монастыря, Св. Феодосий одновременно помогал в управлении обширной епархией Лазарю Барановичу, который предоставил ему вести почти все экономические дела архиерейского дома , а также епархиальных дел. Еще при жизни Л.барановича, Св.Феодосий был посвящен в сан архиепископа Чернигова и Новгородка (Новгород – Северского), с правом совершать богослужение в саккосе. По смерти Л.Барановича, Св.Феодосий управлял Черниговской епархией около 2,5 лет. В 1694г. по его благословению был основан Любечский скит, а в Домницком монастыре им освящен был новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и установлено празднование чудотворной иконе Домницкой. Летом 1695г. Св.Феодосий освятил величественный храм в честь Животворящей Троицы, заложенный еще в 1679г. Л.Барановичем на Болдиных горах. В день празднования Елецкой иконе Божией Матери, Св.Феодосий мирно отошел к Богу. Мощи его через 200 лет были обретены нетленными, а канонизация произошла 9 сентября 1896г. Прославлен многочисленными чудотворениями.
Незадолго до своей кончины Св.Феодосий назначил своим преемником на Черниговскую кафедру наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна Максимовича (родился в 1651г. в Нежине). И.Максимович управлял Черниговской епархией 14 лет. За это время она достигла своего высшего расцвета. В 1700г. Максимович основал в Чернигове по типу Киево – Могилянской академии «Черниговские Афины» - коллегиум, первое высшее учебное заведение на Левобережной Украине. Среди воспитанников коллегиума – Даниил Самойлович (настоящая фамилия – Сушковский), который со временем стал врачом, основоположником отечественной эпидимиологии, членом 12 иностранных академий наук. Самойлович принимал участие в войне с Турцией. В одном из боев, когда упал сраженный пулей полководец Александр Суворов, Самойлович под градом пуль, оказал помощь раненому. Представляя к награде Самойловича, великий полководец подчеркнул, что он «поставил на ноги полки». Последние годы своей жизни И.Максимович провел в далекой Сибири, возглавляя обширную Тобольскую митрополию. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания Св.Иоанна, в 1916г. Русская Православная Церковь установила празднование памяти святителя в день его преставления к Богу – 10 июня.
В 1675г. в Густинском монастыре будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Туптало) был рукоположен архиепископом Л.Барановичем в иеромонахи. Более двух лет иеромонах Димитрий проповедывал Слово Божие в Черниговском кафедральном соборе и других церквах епархии. Отказался от игуменства в Крупицко – Батуринском Николаевском монастыре ради дела всей своей жизни – составления Четьих – Миней (Житий Святых). Св. Димитрий издал свою книгу «Руно орошенное», посвященную чудотворной Ильинской иконе Богоматери. В 1697г. был назначен Св.Иоанном (Максимовичем) настоятелем Елецкого монастыря. Впоследствии был митрополитом Ростовским. После обретения святых мощей святителя нетленными и источающими чудеса исцелений. 21 сентября 1757г. было совершено прославление Димирия, митрополита Ростовского, в лике святых.
В 1792г. в семье благочестивых черниговских дворян родился еще один светильник – Павел Таганрогский (в миру Павел Стожков). В 25 лет блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям. Около 10 лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. Канонизация состоялась 20 июня 1999г.
Георгий Конисский родился в 1717г. в Нежине. В сентябре 1762г. владыка Георгий, присутствуя на коронации императрицы Екатерины II , в трогательной и сильной речи пред ее троном, изобразил тяжелое положение православия в польских владениях. Императрица решительно выступила в защиту православных, давая указания своим посланникам в Варшаве. Речь Конисского обратила на себя внимание всей Европы, ее переводили на все языки и читали со скорбью. Архиепископ белорусский, Георгий Конисский, необычайный иерарх Русской Церкви. Ему белорусский народ обязан не только сохранением своей православной веры при всех невзгодах, но и освобождением ее от тяжелого польского ига, под которым они 200 лет они страдали. Ему также принадлежит начало великого дела воссоединения униатов с православной церковью. Известен Георгий также и как славный церковный оратор.
Успешно распространял христианство в восточной Сибири святитель Иннокентий (в мире Иван Кульчицкий), происходящий из старой дворянской фамилии, родившийся в Черниговской губернии. В 1727г. владыка Иннокентий был поставлен во главе самостоятельной Иркутской епархии. Ревностно устроял он епархию и продолжал развивать миссионерское дело среди бурят и монголов. По преставлении 26 ноября 1731г. у гроба совершались чудеса. Причислен к лику святых в 1804г., с установлением празднования 26 ноября.
Лучшим духовным композитором того времени был Максим Березовский (1745-1777), уроженец Черниговской губернии, учившийся недолго в киевской академии, певший в придворной певческой капелле, усовершенствовавшийся музыке в Италии. Как композитор, Березовский, принадлежит к числу первых, старавшихся согласовать западную музыку с текстом православных песнопений. Сравнительно со своими современниками, учившимися также у иностранцев и большею частью рабски им подражавшими, Березовский в своих произведениях обнаруживает меньше следов зависимости от Итальянской школы и больше свободы и самостоятельности, являя собой заметный поворот к новому, более национальному направлению русской церковной музыки, представителем которой был Бортнянский. Земляк Березовского, Дмитрий Бортнянский (1725-1825), с семи лет пел в придворной капелле.
В 1805г. в Тамбовской губернии родился будущий архиепископ Черниговский - преосвященный Филарет Гумилевский. По окончании Московской духовной академии, читал там лекции по церковной истории и богословию. В 1841г. был посвящен в епископа Рижского и внес большой вклад в распространение православия среди латышей. Позже был переведен на высшую архиепископскую кафедру в Харькове, где огромное внимание уделял состоянию и учебному процессу в семинарии, ревновал о благолепии церквей. В 1859г. Филарет Гумилевский был назначен в Чернигов. При нем было открыто в Чернигове женское духовное училище. Очень интересовали его древности Чернигова, он перебрал все церковные вещи, определил их время и историю многих священных предметов, возобновил некоторые древние памятники. Написал много замечательных трудов, среди которых: «Святые подвижники восточной церкви», «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» и др. Он же положил основание изданию «Черниговских Епархиальных Известий». В 1866г. в Киеве уже начинала свирепствовать холера. Преосвященный Филарет возымел намерение обозреть чуть ли не половину епархии. Его отговаривали. На такие предостережения Филарет отвечал: «народ упал духом, его следует ободрить». Он успел объехать Борзну, Загоровку, Фастовцы, Бельмачевку, Рожновку, Парафиевку, Качановку, Рубанку, Конотоп. В Конотопе он скончался от холеры. Народ, сменяя один другого, сопутствовал гробу от Конотопа до Чернигова. и дивное дело – ни одного холерного случая! Холера и не доходила до Чернигова и прекратилась.
В 1867г., также в Тамбовской губернии, родился архиепископ Черниговский и Нежинский – Василий Богоявленский. В 1900г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908г. указом Св.Синода от 15 октября иеромонах Василий назначен ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1911г. назначен был епископом Черниговским и Нежинским. Художественное издание книги – альбома «Картины церковной жизни Черниговской епархии» - дар древней Черниговской епархии Венценосному Паломнику Государю Императору Николаю II (по случаю его приезда на поклонение мощам Св.Феодосия) – задуманное и осуществленное преосвященным Василием; возведение достойного древнейшей русской епархии Епархиального Дома с величественным в нем храмом и залой для религиозно – просветительных целей и целым рядом благотворительных епархиальных учреждений при нем; открытие 2-го в епархии женского училища; устройство совершенно нового в практике епархиальных учреждений дела – санатория для воспитанников духовной семинарии, чем дается возможность склонным к туберкулезным заболеваниям учащимся провести летние месяцы в такой обстановке, какая требуется для подобного рода больных; религиозно – нравственное просвещение народа посредством популярно – научных чтений – вот, в кратком перечне те вехи, которыми определяется характер архипастырской деятельности преосвященного Василия на кафедре старейшей архиепископии Черниговской. В 1912г. выходит новый епархиальный журнал «Вера и жизнь», в 1916г. епископ Василий возведен в сан архиепископа. 8 мая 1917г. происходит увольнение архиепископа Василия на покой. В 1918г. святитель Василий назначается руководителем комиссии Поместного Собора Православной Российской Церкви по расследованию большевицких злодеяний и направляется в Пермь для расследования ареста архиепископа Андроника. По возвращении в Москву, между Пермью и Вяткой, в вагон ворвались красноармейцы и убили членов комиссии, тела их выбросили из поезда. Тело архиепископа Василия и убитых вместе с ним похоронили крестьяне, и к могиле мучеников начались паломничества. Тогда большевики выкопали тела мучеников и предали сожжению. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
После удаления в марте 1917г. из Чернигова правящего Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского) владыка Пахомий (Кедров) стал первым архиереем, единогласно избранным на черниговскую кафедру членами епархиального съезда духовенства и мирян. Все революционные годы Пахомий руководил черниговской паствой, был участником Московского и Киевского церковных соборов 1917 – 1918гг. подвергался давлению и преследованию со стороны Советской власти. В 1921г. старался противодействовать антицерковным акциям в Чернигове. В 1922г. судим и приговорен к высылке за пределы Черниговщины. После возвращения в Чернигов неоднократно арестовывался и судился, был сослан в лагеря. Новомученик Пахомий (Кедров) умер в 1937г.
Схиархимандрит Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868г. в селе Карильском близ Коропа Черниговской губернии. Господь наградил его многими дарами, и самым ценным даром была вера и любовь к Богу с первых дней его жизни. Совсем маленьким Лука научился играть на скрипке, а вскоре быстро овладел музыкальной грамотой, изучил порядок церковного богослужения и уже в 12 лет, с помощью приходского священника, обучал церковному пению небольшой смешанный детский хор. В 14 лет он стал регентом и проводил спевки у себя дома. Настоятель мужского монастыря Рыхлы зачислил Луку на послушание регента монастырского хора и уставщика. Весть о талантливом регенте вскоре дошла до Черниговского Троицкого мужского монастыря и владыка Антоний отправляет в Рыхлы указ о переводе послушника Луки в Черниговский Троицкий монастырь регентом. И вот снится ему сон: храм, а на паперти храма – Лик Царицы Небесной Троицкой, Которая его благословляет. Когда Лука приехал в Троицкий Черниговский монастырь и вошел в храм, узнал на иконе Лик Владычицы нашей Богородицы, явленный ему в сонном видении. В Троицком монастыре постригли Луку в мантию с именем Лаврентия. В 1895г., двадцати семи лет, был он рукоположен во иеромонахи, позже произведен во игумена. Об этом периоде жизни Преподобного Лаврентия вспоминают, что он трижды бывал на Афоне и паломничал по святым местам Иерусалима. В 1930г. храмы повсеместно стали закрывать, монастыри разоряли, а монахов изгоняли из обителей. Закрыли и Троицкий монастырь. Когда пришла вона, вновь стали открывать храмы и обители. Летом 1941г. старец собрал всех своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь, на месте Троицкого Черниговского мужского монастыря. После тяжелых трудов в 1942г. на Светлое Воскресение Христово впервые отслужили Литургию в Большом Троицком Соборе. Отец Лаврентий был очень хорошим духовником, к нему всегда стояло много верующих на исповедь. По своей прозорливости он ограждал многих от бед и напастей. Хором управлял искусно, разделив певчих на два клироса, а сам был главным регентом. Преподобный Лаврентий, имевший от Господа дар прозорливости, открыл время своей кончины. В 1950г., на Крещение, Преподобный Лаврентий отошел ко Господу. 9/22 августа 1993г. Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные нетленные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова. в житии Преподобного Лаврентия описаны случаи исцелений по молитвам святого заболеваний, не подлежащих излечению. Медицина в таким случаях признает свое полное бессилие и молчит. Многочисленные случаи чудес, совершенные Преподобным Лаврентием при жизни и после, украшают небесное воинство воинов Христовых.
Преподобный старец Лаврентий предупреждал о будущем расколе в церкви: «Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии. Не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение. Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее – величайший и непростительный грех ни в сей жизни, ни в будущей – это хула на Духа Святаго».
Как никогда актуальны пророчества Преподобного Лаврентия Черниговского в нынешнее время в Чернигове: в сей день, в сей час, сию минуту…
ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ НАШ, ЛАВРЕНТИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Материал и фото Инны Лопата (г. Чернигов)

P.S. В рубрике "Очерки" Инна познакомит нас с храмами её родного города.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования