Троицкая церковь, утраченная (г. Уфа). |
17.07.2010 г. |
Находилась на бывшей Троицкой площади. Троицкую церковь можно назвать патриархом среди церквей Уфимской епархии. В 1579 году, т.е. спустя всего лишь пять лет после возведения Уфимского Кремля-детинца, на его территории была построена деревянная церковь в честь Казанской Божией Матери. Название не было случайным. Считается, что за 20 лет до возведения этого храма произошло явление иконы Божией Матери в Казани, а Уфа тогда причислялась к Казанской епархии. Став первой, церковь на долгие годы обеспечила себе главенствующее положение среди церквей как Уфы, та и губернии. Уже в начале XVII века на месте Казанской церкви стояла каменная Смоленская, или Соборная церковь. Она построена смоленскими служилыми дворянами, посланными в Уфу в царствие Алексея Михайловича. Их старанием в храм была доставлена копия с чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Через сто лет после основания церкви с правой (южной) стороны дворянами Артемьевыми был поставлен придел во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Еще через семь лет, в 168.. году, сотником Курятниковым был построен придел с северной стороны во имя Святителя Николая. В таком виде храм простоял до 1759 года. В том году от пожара был уничтожен Уфимский Кремль, у церкви пострадала крыша и иконостас. Удалось спасти лишь дубовые Царские врата и смоленскую икону. После восстановления собора во всех трех приделах были устроены новые иконостасы и крыши. Иконы в холодном соборе написал художник Захарьин, «человек жизни строгой и воздержанной». Так, перед началом ответственной работы иконописец выдержал четырехнедельный пост для того, «чтобы исполнить с благословением и успехом предназначенную работу». Во время Крестьянской войны 1773-1775 гг. отряды пугачевцев заставили Уфимцев перейти на осадное положение. Существует легенда, что Смоленский собор по-своему отреагировал на происходящие события. Ежедневно, во время чтения «предначинательных стихов шестопсалмия «Слава в вышних Богу и на земле мир», под сводами главной соборной части храма раздавался «необыкновенный гул колокольный». О необычайном явлении, заставлявшем духовенство прерывать службу, а прихожан в страхе бежать вон из храма, было донесено в Синод, Сенат и даже царствующей императрице Екатерине II. Прибывший из Оренбурга архитектор Казонов распорядился разобрать и сложить заново главу собора, но гул от этого не прекратился. Среди горожан начались волнения. Многие, посчитав, что необычный гул является знаком гибели Уфы, хотели покинуть город. Тогда воевода Борисов и комен-дант Мясоедов, совершив крестный ход по городу с хоругвями и иконами, поклялись перед Казанской и Смоленской иконами Богоматери умереть, но не сдавать Уфы. С этого дня необычный гул прекратился. На территории Троицкой церкви были похоронены горожане, погибшие во время осады Уфы. Во время пожара 1816 года оба придела, Петро-Павловский и Николаевский, пострадали и позднее были снесены. Взамен была сделана пристройка с западной стороны собора. 16 сентября 1824 года храм посетил приехавший в Уфу император Александр I. Высокого гостя приветствовал епископ Уфимский и Оренбургский Амвросий. Император заметил, что расширяющемуся городу нужен более вместительный собор. В 1842 году, с возникновением Воскресенского собора, старейший храм Уфы теряет свое первостепенное значение. Смоленский собор становится приходской церковью и получает название «Троицкой» в память о деревянной церквушке, сгоревшей от молнии в 1796 году. Придел Святителя Николая был переименован в придел Смоленской Богоматери. После этих событий Троицкая церковь не претерпела особых изменений. В плане храм представлял собой пятиглавый собор с шатровой крышей. Занимаемая им площадь была равна 285 кв. м. Толщина стен восточной и за-падной сторон равнялась полутора метрам, а северной и южной – 1,3 метра. В высоту стены достигали 7 метров и были покрыты сомкнутым зеркальным сводом, с большим подъемом. На свод опирались пят глав на кирпичных барабанах, увенчанные куполами. Иконостас главного храма, четырехъярусный и без украшений, составляли иконы работы художника Захарьина. Большую ценность представляли вырезанные из цельного дуба Царские Врата главного и придельных иконостасов: «…Резьба старинная, в готическом вкусе, весьма замечательная своею древностию, равно и тем, что все это дар Царя Иоанна Грозного». Еще более древней считалась икона Смоленской Божией Матери, привезенная, как было уже сказано, смоленскими дворянами. Она была украшена богатой ризой, сделанной по заказу известного горнопромышленника Ивана Демидова. Под нижним ярусом главного иконостаса висели старинные серебряные лампады, пожертвованные в 1775 году «в память избавления Уфы от Пугачева» ростовским купцом Иваном Дюковым. Поврежденный пожаром в 1816 году главный иконостас был исправлен на средства купчихи Жульбиной. Западная пристройка церкви, которая была гораздо больше старой части храма, соединялась с главной частью аркой. Придельные иконостасы Троицкой церкви, украшенные резьбой и капителями, состояли из древних икон Смоленского собора и сгоревшей Троицкой церкви. Отдельно с северной стороны стояла трехъярусная каменная колокольня. Построенная одновременно с каменной церковью, т.е. в начале XVII века, Троицкая колокольня в 1772 году была разломана по нижний ярус, так как верхняя ее часть пошатнулась. Последовавшая затем Крестьянская война 1773-1775 гг. затормозила постройку колокольни до 1799 года, когда с открытием в Уфе епархии Смоленский собор стал кафедральным. Колокольня имела восемь колоколов. Самый большой весил 117 пудов и 7,5 фунта, общий же вес колоколов составлял 192 пуда 6,5 фунта. После 1917 года судьба Троицкой церкви, как и судьба многих других уфимских храмов, была трагичной. Не получая от властей помощи, старейший памятник духовной и материальной культуры приходил в упадок. И хотя в 1930 году ставился вопрос о капитальном ремонте, участь церкви была предрешена. Постановлением БашЦИКа от 14-го апреля 1933 года церковь была закрыта. А спустя двадцать лет, 1-го декабря 1955 года, Уфимский горсовет принял решение об ее уничтожении. Был заключен договор с Управлением «Уралвзрывпрома» на произведение взрыва. По воспоминанию очевидца событий, краеведа Ф. Ищерикова, церковь взрывали на протяжении трех дней 2, 3 и 5 июня 1956 года), израсходовали тонну взрывчатки. Наконец, в течение трех месяцев автосамосвалами развозилась «щебенка» в разные места города на подстилку ремонтируемых и новых тротуаров. Впоследствии на месте Троицкой церкви был возведен Монумент Дружбы народов. Частично основанием для памятника, освященного 400-летию присоединения Башкортостана к России, послужил фундамент взорванного храма. |