Главная> Статьи > Размышления > О богословских основаниях изобразительного искусства. Прот. Сергеев В.П.

О богословских основаниях изобразительного искусства. Прот. Сергеев В.П.

Размышления о сущности творчества в изобразительном искусстве занимает многих. И в самом деле художник, каков бы он не был, не может отмахнуться от общей идеи. При этом нельзя не заметить, что устоялось много форм выражающих смысл произведения. Например всем известна такая формула: "красота спасет мир". Или "свобода творения не может быть ничем ограничена". Или к примеру такое "главное это настроение, а форма не имеет значение". Есть и другие идеи, и все они формируют достаточно массовые движения, школы, и виды творчества.
Однако никогда не мешает вернутся к истокам и начать с начала. Вспомним, что говориться в первых строках Библии: человек был создан по образу и подобию Божию. А главным Его свойством на этих страницах мы замечаем именно Творчество. Поэтому в богословии Бог именуется Творцом, Художником, Создателем… Отсюда каждый из нас по Его подобию есть творец, художник и создатель… Это стало неотделимым свойством человеческой натуры, а потому проявляется в нас постоянно и во всем.
Не касаясь нравственных критериев мы даже можем подвести итог тех границ, через которые человек не может перейти будучи образом Божиим. Поэтому логичнее и лучше всего в творчестве быть по подобию Божиему. Такое основание более широкое, чем известные смысловые формы. Оно интуитивно и подсознательно угадывается и творцом и зрителем.
Конечно, невозможно обойтись без критики. Поэтому нам следует обсудить суть вышеупомянутых формулировок. Правда ли, что красота спасет мир? Посмотрите вокруг, каждый понимает красоту сугубо индивидуально. Отсюда логичны действия индивидуумов, которые однако прямо противоположны. Кто кого и от чего спасает? Развивая дальше тезис наши рассуждения могут уйти в бесконечность и говоря математическим языком, есть ли сводимость такого выражения? Очевидно, что нет.
Рассмотрим и другую формулу: «свобода творения». Иначе говоря «рисуй что душеньке угодно». Но нечто новенькое могут предложить только великие мастера да и то в единичном количестве, а в остальном это обычно повторение давно забытого старого (в лучшем случае). А в действительности любая творческая свобода является лишь чьим-то повторением. Так есть ли свобода творения? Очевидно, что нет.
Исследуем тезис об отрицании форм. Если взглянуть шире, то отрицание форм это такая же форма, причем вполне определенная и не столь уж многообразная как формализованное произведение. Придерживаясь форм можно использовать по крайней мере все их многообразие, а отрицание приводит только к одной. Но может ли одна форма отражать все многообразие чувств, настроений и прочее… Очевидно, что нет.
Проводя такой анализ в отношении большинства современных творческих идей обнаруживается, что по сути своей они стремятся сузить главное свойство человеческой природы — Богоподобие. Богу свойственна бесконечность во всем. А значит и нам.
Как же реально это может воплотиться в работе. Возьмем, к примеру, пейзаж. Конечно, не удастся изобразить всю гамму цвета. Но если посмотреть на него как на творение Божие, которое мы могли бы взять за образец своему произведению, то многое стало бы понятным. Так богословская наука утверждает, что всякое творение Божие назидательно. Оно чему-то нас учит. Голубое небо напоминает нам о чистоте и высоте… Зелень деревьев и цветы — о райском саде... и т.д. Вдумавшись о Божественной картине понимаешь свой ответ, и вот уже создан собственный мир.
Но богословие говорит о большем. Оказываетс,я каждый из нас в своем творении также может назидать и учить. Как это делается? Опять же по примеру Бога показываем основные идеи намеками, так чтобы интуитивно угадывалось и подсознательно дорисовывалось зрителем. Отчего он неминуемо погружается в Ваш мир и тогда видит смысл и ощущает идею.
Вот что является главным в творчестве, для достижения которого нужно использовать все техники, формы и методы. Не следует ограничивать себя во всем этом, поскольку и Бог ничем не ограничил Свой инструментарий. Графика, скульптура, живопись можно использовать все в одном произведении, подчиняя их своему творению.

Автор статьи и картин протоиерей Сергеев В.П.

О музыкальных и художественных произведениях автора мы дважды рассказывали на страницах рубрики "Творчество". Отец Владимир, помимо основной службы и творческих увлечений, находит время плодотворно заниматься научной работой, с которой мы будем вас знакомить и дальше.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования