Воскресенский собор, утраченный (г. Уфа) |
01.08.2010 г. |
На том месте, где сейчас находится Башкирский драмтеатр, стоял Воскресенский собор. Основанию собора предшествовало то, что с превращением в начале XIX века города Уфы в центр военного и гражданского управления краем резко расширились границы города, и увеличилось население. По плану 1803 года предусматривался перенос центра города с Троицкой площади в район строившихся Александровской и Центральной улиц (сейчас улицы Маркса и Ленина). Так как старый Смоленский собор (Троицкая церковь) оказался в большом удалении от нового центра, решено было построить новый собор. Строили его за казенный счет по ходатайству перед Святым синодом епископа Уфимского и Мензелинского Михаила. 24 августа 1841 года храм, названный Воскресенским, освятили. Новый кафедральный собор имел черты классицизма, так как был построен в романо-византийском стиле. Имея в основании форму креста, собор венчался большой круглой башенкой – фонарем с множеством окон, несший на себе купол красивой архитектуры. Крыша собора имела цвет меди, купол и шатер колокольни были покрыты белой известью. Железная решетка фонаря и два деревянных креста были покрыты позолотой. Собор имел 57 око, 20 дверей, 16 больших и маленьких колонн с тумбами и капителями из литого чугуна. На фоне выбеленных белым алебастром стен они выделялись голубой масляной краской. Трехъярусная восьмигранная колокольня первоначально стояла отдельно от собора, с западной стороны. Со временем промежуток между ними был застроен, что увеличило площадь храма до 2397 кв.м. Собор мог вместить до трех тысяч человек. Колокольня имела 13 колоколов. Среди них выделялся самый большой и тяжелый их всех имеющихся в городе колокол, подаренный елабужским купцом Стахеевым. Он весил 521 пуд и располагался отдельно на среднем ярусе колокольни. Остальные – на верхнем. Собор имел три престола. Главный – в честь Воскресения Христова, правый – в честь Рождества Христова, левый – в честь иконы Казанской Божией Матери, названный так в честь главной святыни храма – чудотворной иконы. По преданию эта икона явилась в лесу близ села Богородского. Во время восстания 1676-77 годов село не пострадало, что было приписано заступничеству святой иконы. Потом она была подарена сельчанами Смоленскому собору, а затем ее перенесли в Воскресенский собор. Ежегодно, 7 июля, при огромном стечении народа совершался крестный ход до места явления иконы. Также совершались крестные ходы с иконой по Уфимской губернии. Написанная в древнегреческом стиле, икона Казанской Божией Матери была точной копией иконы, хранившейся в Казанском Богородском женском монастыре. На отделку ризы, украшавшей икону, пошло 46 яхонтов, 73 бриллианта, 2 алмаза, 150 страз, также использовали жергон, аметист, крупный и мелкий жемчуг. Икона весила 17 фунтов и 75 золотников. Поставленные за казенный счет иконостасы сначала были очень простыми. В 60-е годы XIX века на средства собора и пожертвования поставили новые иконостасы, вызолоченные с изящной резьбой, иконами «древнего стиля», исполненными московскими мастерами. В 1882 году стены собора были расписаны на средства купца П.Г. Михайлова. Из предметов церковной утвари большую ценность представляли крест с мощами, подаренный царем Алексеем Михайловичем, два Евангелия XVII века и старинные блюда, присланные в дар Уфе в честь учреждения Уфимской епархии. В соборе была небольшая, но состоявшая из очень древних и ценных книг, библиотека. В ней насчитывалось 49 исторических и около 100 богослужебных книг. За собором было закреплено 345 десятин земли. Священники жили в соборных домах: двухэтажном каменном, одноэтажном деревянном и флигеле. До 1917 года собор играл видную роль в жизни Уфы. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие не проходило без торжественного богослужения в Воскресенском соборе. После 1917 года собор мало, чем отличался от других церквей. А в 1923 году его передали «Градо-Уфимскому Воскресенскому Соборно-Православно-христианскому обществу». Однако властям не понравилось стремление членов общества сберечь ценную утварь от реквизиции, и в 1924 году собор отдали «обновленцам». После этого функции собора исполняла Никольская церковь. Постановлением горсовета от 14 мая 1931 года Воскресенский собор был закрыт, и в 1932 году разобран по кирпичику усилиями заключенных… Почти 30 лет место пустовало. В конце 50-х годов на фундаменте собора по проекту архитектора Бегунца построен Башкирский драматический театр. |