Главная> Статьи > Служение Отечеству > Августовская икона на службе Отечеству

Августовская икона на службе Отечеству


Богородичные образы, явленные в начале ХХ века …


В течение царствования последнего Императора Николая II было явлено несколько икон Божией Матери. В 1896 г., когда царь венчался на царство, на Валааме была прославлена икона Валаамской Божией Матери. Потом в годы русско-японской войны явилась и прославилась икона Порт-Артурская: Торжество Пресвятой Богородицы (1904). Равнодушное отношение к явлению этой иконы и массовый атеизм общества вызвали революционные бесчинства и последующее разрушение Российской Империи. Далее, буквально в первый месяц Первой мировой войны, или как тогда ее называли Второй Отечественной, произошло явление Матери Божией, которое было запечатлено на иконе Августовская Победа или знамение Августовской победы (1914). И в 1917 г. сразу после отречения Императора - Державная Божия Матерь. В этом же ряду значительно менее известная икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», связанная с историей Леушинской обители. Мы сейчас живем в то время, когда эти иконы прославляются. При Патриархе Алексии была прославлена Валаамская икона Божией Матери. В последний год своего патриаршества в 2008 г. он включил в месяцеслов РПЦ МП иконы Порт-Артурскую и Августовскую (обе воинские). На Украине в 2002 году Синодом УПЦ МП была также официально прославлена икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
В нашей Курганской и Шадринской епархии очень широко, в сравнении с соседними богатыми и большими епархиями, представлены некоторые дореволюционные образа, явленные в начале ХХ веке. Это объясняется, наверное, тем, что Курганская область составлена из окраин трех губерний Российской Империи (Пермской, Оренбургской и Тобольской). А в 1970-90г. сюда просто не добрались скупщики икон из столиц. Не будем отрицать и патриархальную, глубинную приверженность наших земляков к Православию. Мы уже рассказали о редчайшей Порт-Артурской иконе. Сегодня речь пойдет о несколько более распространенной иконе Божией Матери «Августовская».
История
Икона посвящена чуду явления Божией Матери на ночном небе русским воинам в начале Первой Мировой войны. Дата явления Богородицы - 1 сентября 1914г. по старому стилю. Божию Матерь с Богомладенцем в руках на небе видели воины, по крайней мере, двух различных воинских частей находящихся в районе боевых действий близ города Мариамполе Сувалкской губернии. В настоящее время это территория Польской республики, Белостокское воеводство. Одними из них были кирасиры Его Величества (Царскосельского) полка, расположившиеся в нескольких километрах к востоку от города Мариамполя, другими - донские казаки, стоявшие в лесном массиве. По свидетельству очевидцев, все солдаты и офицеры во время явления Божией Матери встали на колени и молились, наблюдая в ночном звездном небе Божию Матерь в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, тем самым, предвещая победу русским войскам (что и свершилось во Вторую Мировую войну 1941-45г.).
Дело в том, что в начале сентября наши войска в обозначенном районе в ходе боев несли большие потери и отступали к реке Неману. Ни о какой победе наших войск в то время, не шло и речи. Весть о чудесном явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по войскам и укрепила их боевой дух. Вскоре, через две недели русские войска пошли в наступление и 20 сентября одержали победу под городом Августом. Поэтому, по истечению некоторого времени, явление Божией Матери стало ассоциироваться с победой наших войск под городом Августов, а чудо явления получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».
О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Митрополит Московский Макарий (Невский), для сохранения памяти об этом чудесном явлении и поднятия патриотического духа в войсках, благословил писать иконы Божией Матери, именуемой «Августовская». Святейший Правительствующий Синод (в отличие от Порт-Артурской иконы) признал необходимость запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в память последующих поколений русского народа и определил: «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...». По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915-1917 годах. Последующая революция помешала окончательному прославлению этого образа Пречистой и вспомнили о ней только после крушения богоборческого режима.
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины. Августовские иконы имеются в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве, в Государственном Историческом музее, на Дону, в Кременско-Вознесенском мужском монастыре, Ставрополе, Житомире, Гродно. Очень часто икону привозят в День Победы в Волгоград, на Мамаев курган. Несколько таких образов есть в Екатеринбургской епархии (в г. Алапаевск, в Свято-Троицком соборе, в храме Св. Александра Невского г. Нижний Тагил, в Никольском храме г. Екатеринбурга, на Севере: в г. Урай и даже в Канаде. А в июне 2010г. в старом доме, принадлежавшем когда-то казачьему есаулу, в селе Мачеха Волгоградской области найден еще один дореволюционный список и передан в Храм Иоанна-Предтечи в Волгоград. Уверен, что найдется еще не мало Августовских икон по городам и весям нашего Русского Мира. День празднование в честь Августовской иконы Божией Матери, совершается 1/14 сентября.
Августовские иконы в Зауралье
Дореволюционные списки Августовские иконы довольно широко представлены в нашей Курганской епархии.
В кафедральном соборе Свт. Благоверного А.Невского, на стене возле правого клироса, мы можем созерцать прекрасно сохранившийся Августовский храмовый образ, написанный в 1916г.
Надпись внизу обрамления иконы: «Чудесное явление Пресвятой Богородицы. Августовская победа». Икона выполнена полностью согласно иконографии: Богоматерь стоит с Богомладенцем на облаке, а справа снизу: виднеется солдатский лагерь. Этот образ из коллекции ведущего хирурга КНИИЭКОТа (Институт им. акад. Илизарова): Мальцева Валерия Дмитриевича. При отъезде его на работу в Италию, он через Главного редактора издательства «Звонница» Кибиреву Елену Александровну, продал эту замечательную икону в кафедральный собор Свт. Ал. Невского в Кургане. К сожалению, адрес доктора В.Д.Мальцева в Италии найти не удалось, поэтому откуда, из какого храма икона появилась в его коллекции - мне пока неизвестно (может быть, он откликнется на эту публикацию). Одно можно сказать: икона написана в нашей местности.
Следующий храмовый список Августовской иконы имеется в Богоявленской церкви г. Кургана, иконография типичная. Вверху иконы имеется надпись: «Образ Божией Матери « Знамение Августовской победы». Но более интересна табличка, прикрепленная внизу: «Сей образ сооружен за пож. Ново-Троицкого прихода в память русско-Германской и Австрийской войны 1914г.» Возможно, речь идет о Свято-Троицкой церкви в Кургане, находящейся в районе филармонии и снесенной в конце 1950 г. Вероятно, икона появилась в Бороявленском храме относительно недавно, уже в наше время. Состояние образа хорошее, качественно отреставрировано.
Последний, известный мне список Августовской Богородицы, но аналойного (уменьшенного размера) находится в алтаре надвратной церкви Иоанна Богослова в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре. Вверху иконы имеется надпись: «Явление Божией Матери в Августовских лесах», лики выписаны полностью идентично Курганской иконе. По словам наместника монастыря, игумена Варнавы, образ был пожертвован неизвестной женщиной, спасшей его из разрушаемой Покровской церкви села Першино близь г. Далматово. На оборотной стороне иконы мы можем видеть вырезанную надпись: «Сия икона сооружена в 1916 году, 23 декабря во избавление Святой Руси от германского нашествия». Состояние иконы не слишком хорошее, краски осыпаются, поэтому требуется немедленная реставрация.
Таким образом, все три Августовских иконы, находящиеся в Курганской и Шадринской епархии по иконописи очень схожи. Скорее всего, они были написаны с листовки, напечатанной для поддержания патриотического духа армии и населения по указу самого Императора Николая II. Мы знаем, что по благословению Священнейшего Синода в 1916г., листовка была распространена по епархиям, с рекомендацией клиру выполнять списки Августовского образа. Но было уже поздно: атеизм тогдашнего русского общества уже зашел слишком далеко. Одновременно началась колоссальная разрушительная деятельность «пятой колонны» - революционеров, финансируемых из-за рубежа. Всё это привело к краху православной Российской Империи в 1917г.
Несмотря на революционные бесчинства, разрушение традиционного православного общества и развязанную гражданскую войну, страна все же вновь собралась в Красную Империю- СССР и победила во Вторую Мировую войну: на фронтах: германском (Августовская икона) и на тихоокеанском (Порт-Артурский образ). Считаю, что мистически, молитвенно иконы помогли Великой Победе даже своим существованием, хотя, конечно, большинство людей тогда и не догадывались об этом.
Нам же сейчас остается, зная историю страны, да и забытых когда-то воинских икон, явленных в ХХ веке, необходимо не повторить ошибок прошлого. Положительные примеры уже есть: 14 июля 2010г., Совет Федерации утвердил новую памятную дату - 2 сентября - День окончания Второй мировой войны. Именно 2 сентября 1945 года после наступления Советской Армии и ядерных бомбардировок США (вспомните Хиросиму и Нагасаки) капитулировала последняя союзница уже поверженной гитлеровской Германии - Япония. По сути, у нас теперь имеется не только две чтимых воинских иконы - Августовская и Порт-Артурская, но и два Дня Победы - 9 Мая и 2 сентября.

Николай Павлов, ведущий инженер-конструктор ОГМет, Зауральского кузнечно-литейного завода
 

Комментарии 

 
0 #1 казак ИВАН СТАТЬЕВ 02.10.2011 18:37
12 июня 2011 года поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование Святой Троицы, в храме Святой Троицы я увидел на стене старую икону, на ней образ стоящей в рост на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов васильковые погоны и через плечо казачьи шашки. Я потомственный казак, мои предки Сибирские и Семиреченские казаки, меня всегда интересовала история казачества. Начал интересоваться историей этой иконы. Но никто не мог мне рассказать о ней. Фотографию иконы снятою мною в селе Черное, я разместил на сообществе в интернете для обсуждения, надеясь что кто-то сможет рассказать о ней.
С названием иконы помог мне Семиреченский казак Дмитрий Матвиенко житель города Алматы (Казахстан), написал мне, что у них в Семиречье эта икона есть и она очень известная. Я начал интересоваться, есть ли эта икона у Нас в Тюмени, но к сожалению поиски мои не к чему не привели, в церковных лавках о ней ничего не известно, купить иконку тоже не представляется возможным. Тогда в интернете я нашел интересующий меня материал, захотел об этот рассказать близким и друзьям....(продолжение в сообществе)
http://my.mail.ru/community/cosak/jupdate?postid=649F55EB64951407&back=http%3a%2f%2fmy.mail.ru%2fcommunity%2fcosak%2fjournal





Представитель фонда
им.Ермака Тимофеевича
казак Иван Статьев
сот: 89058205545
сайт: www.ermak72.ru
email:
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования