Лампадное масло


Возжги, Господи,
Угасший светильник души моей
Светом добродетели
И просвети мя, Твое создание,
Творче и Благодетелю,
Ты, бо еси невещественный свет мира,
Прими сие вещественное приношение
Свет и огонь, - и воздажь ми
Внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь

Молитва на возжигание огня

История такого творения, как лампадное масло восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: "И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи..., чтобы... принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник" (Лев, 24:1-4)..

О необходимости возжигать лампады
Почему этот обычай возжигать перед святыми изображениями лампады издревле существует в православной Церкви?
Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4).

В другой книге Ветхого Завета читаем:
“Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего” (2Пар,13-11).

Но вот прошло время «детоводителя» ко Христу — Ветхого Завета — и с пришествием Спасителя мира было установлено царство свободы в благодати Христовой Церкви. Но возжигание светильников по-прежнему присутствует в жизни Церкви — теперь уже новозаветной. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, - говорит учитель церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Кстати, еще в одной из глав книги Деяний Апостолов пишется, что Святые Апостолы вместе со своими последователями возжигали светильники когда собирались в ночное время для проповеди слова Божьего, для молитвы и преломления хлеба: ”В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян 20;8) — читаем мы там. На Русь практика возжигания лампад пришла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.
Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм — это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1-5) Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники (Софроний, патриарх Иерусалимский).

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1. Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
2. Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
3. В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
4. В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
5. В пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его.
6. В шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей.
7. В седьмых, чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше — это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь. Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Перед иконой Спасителя она означает, что Он Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Перед иконой Божией Матери она означает, что Она - Матерь Света и имеет пламенную любовь к роду человеческому, что Она носила огонь Божества. Перед иконами святых она означает пламенную любовь к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, означает, что они - лампады, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями, наши горячие молитвенники перед Богом, день и ночь о нас молящиеся.

Но почему икона с горящей перед ней лампадой кажется нам гораздо более «глубокой» и «живой», чем икона без лампады?
Православная традиция иконопочитания подразумевает живую связь через образ на иконе с первообразом того, кто на этой иконе изображен, будь то Сам Спаситель мира, Его Пречистая Матерь, или же какой-либо святой. Как такая связь может возникнуть, ведь человек, возжигающий светильник перед иконой находится в нашем падшем мире, святые же лицезрят Господа Славы в небесных обителях, находящихся вне нашего пространства и времени?
Вспомним о всемогуществе Бога-Вседержителя, Который, по словам св. Дионисия Ареопагита, «есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа», Который «держит» Своими энергиями и душу пребывающего в иных, райских обителях святого, и душу находящегося в этом мире христианина. Ему, как Причине «соединения всего того, что рассеяно (в горнем и дольнем мире)», ничего не стоит протянуть между ними нить общения, как бы проходящую через освященную в Церкви икону. Икона, в таком понимании, не проста доска с нанесенными на нее красками, не просто находящееся на этой доске изображение, но неотъемлемая часть более общей таинственной целостности, имя которой — Святая Церковь, а Глава которой — Сам воплощенный Вседержитель мира. Вседержителю же, по самому определению этого слова, все подвластно, и Он волен установить в Своей Церкви правила, стоящие выше логики этого мира. Одним из таких правил и является иконопочитание вместе с возжиганием перед иконой лампады. Смысл этого возжигания можно постигнуть лишь в контексте всей глубины таинственной жизни Церковного организма, постигнуть Святым Духом, Которым этот Церковный организм живет и Который являет нам истину о том, что горящая перед иконой лампада — это богоустановленный атрибут нашей церковной жизни.
Наши благочестивые предки это хорошо понимали. В любом доме, где жили православные христиане, перед святыми образами непременно возжигалась и лампада. В современной Греции, церковная жизнь которой не прерывалась периодом богоборчества, поныне существует традиция возжигать лампады перед иконами в любом офисе. Горящая лампада здесь, как, впрочем, и в любом другом месте является видимым выражение огня нашей любви к Господу и ближнему. Трепетный огонь пламени лампады, видимый перед иконой, будь то дома, в храме и даже в общественном учреждении, знаменует, что Закон Божий – есть светильник человеку во всех сферах его жизни. Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов. Это символ надежды на искупление грехов и помощь Божию. Как писал святой Григорий Богослов, «светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамощнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры».

http://nizhsvechi.ru
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования