Главная> Храмы > Успенский собор (г. Астрахань)

Успенский собор (г. Астрахань)


us5.jpgСобор
- это духовное сосредоточие города. Это место пребывания кафедры епархиального архиерея, представляющего собою лицо самого Христа. Поэтому так важен сам внешний вид храма, имеющего такое особое значение. Во многих городах России мы можем видеть, какое старание и искусство прилагали мастера-зодчие для главных храмов своих областей. Многие из этих храмов вошли в золотой фонд русского строительного искусства. Среди прочих одним из лучших можно назвать и Астраханский Успенский собор.
Настоящий собор является не первым, построенным на этом месте. К тому же он как бы заключает в себе два предыдущих древнейших собора астраханских. Первый собор был построен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным “из своих царских чертогов” (в благословение городу Астрахани, только что присоединённому под державу московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи (Сретения - в церковнославянском языке) Владимирской иконы Божией Матери первый астраханский собор получил также название Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех официальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу. Это понимали царь Фёдор Иоаннович и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосии (будущий первый архиепископ Астраханский) с поручением построить здесь новую “соборную и апостольскую церковь”
Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Несомненною причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась “младшей сестрой” царского града Москвы, именовавшегося “домом Пресвятой Богородицы”, то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Старый же Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться “старым собором”. Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским храмом.
Новый же Успенский собор в 1642 году был расширен пристройкой нового придела с правой стороны во имя Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских.
К концу XVII века Успенский собор стал ветшать. Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь - чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее своё напутствие. В признательность за это астраханцы, зная о желании своего архиерея выстроить в городе новый собор, жертвовали на это богоугодное дело своё имение. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10 000 рублей, но, к сожалению, ему не удалось употребить их на намеченное дело. 1 июля 1б9б года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство.
Новоназначенный Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3 996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Ему удалось привлечь к делу строительства многих из них.
Несмотря на искусство мастеров-храмодельдев, главная заслуга в создании Успенского собора в том виде, в котором он существует, принадлежит митрополиту Сампсону.
Сам главный верхний храм был освящён 14 августа 1710 года.
Нижний - в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён ещё в 1707 году. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) в нижнем храме был устроен еще один придел с южной стороны во имя Святых Платона и Петра Афонских . В 1864 году он был переименован во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьмиярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и поэтому иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами.
В 1859 - 1861 годах по благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) все иконы в иконостасе были возобновлены живописью мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры.
В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1819 году Вольским купцом Петром Сапожниковым.
Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. В 1788 - 1789 годах алтарь был расписан священными изображениями, которые шли сверху вниз поясами. Роспись была сделана дьяконом Введенской церкви Владимиром.
Сам нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери имеет большое отличие от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Насколько тот своим видом возносит наши души к Небесному Престолу Божию, вселяя в них духовную радость и восторг, настолько этот побуждает нас думать о печальном: о наших грехах, о смерти, о суете всего окружающего нас мира. Нас охватывает чувство, что мы входим в гробницу, в склеп, и это первоначальное чувство не обманывает нас. Действительно, нижний храм - это большой склеп, место захоронения астраханских архиереев, устроенный таким образом именно для этой цели.
Кроме захоронений астраханских святителей, в нижнем храме Успенского собора находились гробницы двух грузинских царей: Вахтанга VI и Теймураза П.
После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил скорбные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе.
После начала боёв между революционерами и казаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужения.
В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. Но в 1922 году его постигло новое несчастье. Развёрнутая советским правительством компания по изъятию церковных ценностей докатилась и до Астрахани.
Фактически уничтожена была вся соборная ризница (От ризницы сохранилась одна только плащаница 1466 года, хранящаяся сейчас в фондах Астраханского краеведческого музея).
В 1923 году Успенский собор ожидало новое несчастье. Появившийся ещё в 1922 году обновленческий раскол через год, во всей своей мощи, захлестнул и Астраханскую епархию. Обновленцам удалось захватить большую часть городских храмов, в том числе и Успенский собор. С этого времени собор запустел.
В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины.
Первоначально даже стоял вопрос об уничтожении Успенского собора согласно постановлению окрисполкома. Но, по милости Божией, это решение было пересмотрено, и 15 апреля 1929 года Народный Комиссар по просвещению сообщал в Астраханский окрисполком: “В отношении соборов, согласно постановления ВЦИК, просьба представить проекты переустройств”.
Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал.
В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма.
Иконостас верхнего храма был сломан, сожжён, а по рассказам старожилов, красноармейцы из местного гарнизона долго тренировались на меткость стрельбы, расстреливая иконостасные иконы Успенского собора.
Видимо, одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его замечательных серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена, что довершило собой варварское переоборудование Успенского собора.
Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным - в нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства. Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории астраханского кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошёл и Успенский собор. 7 января 1992 года, в день празднования Рождества Христова, в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери прошло первое богослужение после долгого 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года, в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.
После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик. В верхнем храме сейчас вместо прежнего восьмиярусного установлен небольшой четырёхъярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище, а после закрытия его перевезённый в Астрахань и хранившийся здесь в запасниках краеведческого музея.
В нижнем храме также установлен новый иконостас, изготовленный в 1995 году мастерами Свято-Троице-Сергиевой Лавры, с иконами, написанными в строгом каноническом древнерусском стиле.
Если говорить о святынях, ныне хранящихся в Успенском соборе, то в первую очередь нужно сказать о мощах священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.
Второй великой святыней, хранящейся в Успенском соборе, являются мощи святителя Феодосия - первого архиерея Астраханского.
В крипте Успенского собора покоятся мощи ещё одного угодника Божия - епископа Астраханского и Енотаевского Герасима.
Также в крипте Успенского собора покоятся останки астраханских архиереев.

(Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).


Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования