Успенский собор (г. Астрахань) |
05.09.2010 г. |
![]() Настоящий собор является не первым, построенным на этом месте. К тому же он как бы заключает в себе два предыдущих древнейших собора астраханских. Первый собор был построен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным “из своих царских чертогов” (в благословение городу Астрахани, только что присоединённому под державу московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи (Сретения - в церковнославянском языке) Владимирской иконы Божией Матери первый астраханский собор получил также название Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех официальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу. Это понимали царь Фёдор Иоаннович и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосии (будущий первый архиепископ Астраханский) с поручением построить здесь новую “соборную и апостольскую церковь” Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Несомненною причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась “младшей сестрой” царского града Москвы, именовавшегося “домом Пресвятой Богородицы”, то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Старый же Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться “старым собором”. Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским храмом. Новый же Успенский собор в 1642 году был расширен пристройкой нового придела с правой стороны во имя Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. К концу XVII века Успенский собор стал ветшать. Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь - чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее своё напутствие. В признательность за это астраханцы, зная о желании своего архиерея выстроить в городе новый собор, жертвовали на это богоугодное дело своё имение. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10 000 рублей, но, к сожалению, ему не удалось употребить их на намеченное дело. 1 июля 1б9б года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство. Новоназначенный Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3 996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Ему удалось привлечь к делу строительства многих из них. Несмотря на искусство мастеров-храмодельдев, главная заслуга в создании Успенского собора в том виде, в котором он существует, принадлежит митрополиту Сампсону. Сам главный верхний храм был освящён 14 августа 1710 года. Нижний - в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён ещё в 1707 году. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) в нижнем храме был устроен еще один придел с южной стороны во имя Святых Платона и Петра Афонских . В 1864 году он был переименован во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьмиярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и поэтому иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами. В 1859 - 1861 годах по благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) все иконы в иконостасе были возобновлены живописью мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры. В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1819 году Вольским купцом Петром Сапожниковым. Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. В 1788 - 1789 годах алтарь был расписан священными изображениями, которые шли сверху вниз поясами. Роспись была сделана дьяконом Введенской церкви Владимиром. Сам нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери имеет большое отличие от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Насколько тот своим видом возносит наши души к Небесному Престолу Божию, вселяя в них духовную радость и восторг, настолько этот побуждает нас думать о печальном: о наших грехах, о смерти, о суете всего окружающего нас мира. Нас охватывает чувство, что мы входим в гробницу, в склеп, и это первоначальное чувство не обманывает нас. Действительно, нижний храм - это большой склеп, место захоронения астраханских архиереев, устроенный таким образом именно для этой цели. Кроме захоронений астраханских святителей, в нижнем храме Успенского собора находились гробницы двух грузинских царей: Вахтанга VI и Теймураза П. После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил скорбные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе. После начала боёв между революционерами и казаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужения. В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. Но в 1922 году его постигло новое несчастье. Развёрнутая советским правительством компания по изъятию церковных ценностей докатилась и до Астрахани. Фактически уничтожена была вся соборная ризница (От ризницы сохранилась одна только плащаница 1466 года, хранящаяся сейчас в фондах Астраханского краеведческого музея). В 1923 году Успенский собор ожидало новое несчастье. Появившийся ещё в 1922 году обновленческий раскол через год, во всей своей мощи, захлестнул и Астраханскую епархию. Обновленцам удалось захватить большую часть городских храмов, в том числе и Успенский собор. С этого времени собор запустел. В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины. Первоначально даже стоял вопрос об уничтожении Успенского собора согласно постановлению окрисполкома. Но, по милости Божией, это решение было пересмотрено, и 15 апреля 1929 года Народный Комиссар по просвещению сообщал в Астраханский окрисполком: “В отношении соборов, согласно постановления ВЦИК, просьба представить проекты переустройств”. Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал. В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма. Иконостас верхнего храма был сломан, сожжён, а по рассказам старожилов, красноармейцы из местного гарнизона долго тренировались на меткость стрельбы, расстреливая иконостасные иконы Успенского собора. Видимо, одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его замечательных серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена, что довершило собой варварское переоборудование Успенского собора. Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным - в нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства. Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории астраханского кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошёл и Успенский собор. 7 января 1992 года, в день празднования Рождества Христова, в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери прошло первое богослужение после долгого 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года, в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик. В верхнем храме сейчас вместо прежнего восьмиярусного установлен небольшой четырёхъярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище, а после закрытия его перевезённый в Астрахань и хранившийся здесь в запасниках краеведческого музея. В нижнем храме также установлен новый иконостас, изготовленный в 1995 году мастерами Свято-Троице-Сергиевой Лавры, с иконами, написанными в строгом каноническом древнерусском стиле. Если говорить о святынях, ныне хранящихся в Успенском соборе, то в первую очередь нужно сказать о мощах священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Второй великой святыней, хранящейся в Успенском соборе, являются мощи святителя Феодосия - первого архиерея Астраханского. В крипте Успенского собора покоятся мощи ещё одного угодника Божия - епископа Астраханского и Енотаевского Герасима. Также в крипте Успенского собора покоятся останки астраханских архиереев. (Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского). Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа) |