Музей Русские Валенки (г. Москва) |
15.09.2010 г. |
Валенки – исконно русская обувь. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. Валенки удобная и целебная обувь. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой. Эта обувь была в почете на Руси у всякого чина и сословия. Екатерина II, страдавшая ревматизмом, даже иностранных послов принимала, обутая в мягкие белые «чёсанки». Петр I, говорят, опохмелялся в валенках, т.к. способствуют они улучшению кровоснабжения и дают телу бодрость. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам невесты выбирали жениха, а жених в валенках – состоятельный человек. Издавна на Руси уважаем труд валяльщика. Чтобы груду чистой овечьей шерсти превратить в пару валенок опытному валяльщику требуется 5-6 часов работы. Пальцы мастера должны быть чуткими, чтобы, формируя из шерсти «чулок» (первый - сухой этап производства), обеспечить прочность и гибкость будущего валенка. Второй, мокрый этап – непосредственно валка, т.е. уплотнение шерсти до состояния войлока. Усилиями рук валяльщика объемный, мягкий чулок превращается в шерстяной сапог. Обо всем этом мне поведал экскурсовод Музея «Русские Валенки» города Москва. Сегодня информационное поле не имеет определенного места жительства и его присутствие ощущается в любой точке планеты. Вам не составит большого труда в Интернете набрать сайт Музея, и монитор откроет двери выставочного зала. Но, что не удастся воссоздать, так это «русский дух». Запах овечьей шерсти, соломы, это одно из немаловажных экспонатов Музея, который не распространяется по технологическим сетям Интернета. Я ознакомилась с методами и орудиями ручного валяния, этапами промышленного производства. Уголок крестьянской семьи, оформленный в виде интерьера русской избы, плавно переводит от технологического оборудования в уютный домашний мир гостеприимных хозяев. Посидев с добродушными манекенами за чашкой чая из самовара, я изучаю витрины, где от мала до велика, рядком, выстроились валенки. Среди них есть «долгожители» и «юнцы». Рассматривая современную экспозицию, я делаю для себя неожиданные выводы. Хронологический ряд их старых экспонатов стремится приобщить к славянским традициям, умению взять от природы необходимое по праву, не нарушая гармонии с окружающей средой. Но за то, что происходит с современными валенками, ответственность несет только Музей. Оказывается валенки не только обувь, но и строительный материал. В руках умельцев они преобразовываются в самовар, часы с кукушкой, дом, самолет, паровоз и т.д. Таким образом, все имеющиеся дома валенки, можно превратить в предметы домашнего обихода. Но это задача для «самоделкиных». А как быть мастерам кисти и красок? И для них поле деятельности. Еще не придумано название искусству росписи валенок, да и не стоит. Оно не придерживается никаких художественных канонов и стилей. Еще больший удар по сложившемуся стереотипу наносят укротители игл, нитей и ножниц. После работы таких мастеров, валенки в состоянии пополнить ряды великих произведений авангардистов. В итоге, каждый валенок музея является носителем информации о времени и духовном мире автора. Директор музея Гареева Эльвира, взяв в руки свои любимые экспозиции, согласилась сфотографироваться для сайта «Православные лики России». Обменявшись добрыми пожеланиями, мы расстались. Солнечные улицы Москвы не соответствовали моему психологическому состоянию, навеянному Музеем Русских Валенок. Зима не за горами и уже скоро в Уфе замельтешит по дорогам уникальная, без начала, без конца, без шва, без рубца – обувь. Адрес музея: Москва, 2-ой Кожевнический пер., д. 12 Материал и фото Светланы Комковой (г. Уфа) |