Православие и монастыри Черногории. |
14.10.2010 г. |
Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. В IV веке здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 годах). В 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву. В 1219 году Святой Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (1236 г.), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 году, первый Патриарх Сербский Иоанникий (1354 г.) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (1389) и Стефана Щиляновича (1515). Черногорское княжество Зета до второй половины XIV века входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 году князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. В конце XVII века черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени и до 1851 года Черногорией управляли Черногорские митрополиты, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. В то время Черногорская православная церковь была автокефальной. После окончания Первой мировой войны все сербские территории были объединены под скипетром династии Карагеоргиевичей, а в религиозном плане — под властью патриарха Сербской Православной Церкви. Декретом регента (и. о. монарха) Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Александра Карагеоргиевича от 17 (30) июня 1920 года государство признало возрождение «объединенной Сербской Православной Церкви», а православная Черногорская церковь стала Черногорско-Приморской митрополией. Кафедра Черногорско-Приморской митрополии находится в Цетинье. Правящий архиерей - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Викарий - епископ Будимльский Иоанникий (Мичович). После крушения советской власти и появления центробежных стремлений в Югославских республиках, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и в советское время). Это закончилось народным сбором в Цетинье 31 октября 1993 года, на котором был избран Митрополит независимой Черногорской церкви (это традиционный метод избрания главы церкви в Черногории) Антоний Абрамович, возглавлявший новую юрисдикцию, которую остальной православный мир не признал, до своей смерти в 1996 г. 6 января 1997 на таком же собрании новым митрополитом был избран Мираш Дедич, после пострига ставший Михаилом. 15 марта 1998 года он был посвящен в епископы Болгарским раскольничьим Патриархом Пименом и семью епископами этой юрисдикции. 1 октября 1998 произошла его интронизация в Цетинье. В январе 2000 года ЧПЦ была официально зарегистрирована черногорскими властями, и с тех пор на территории Черногории действуют две юрисдикции - Сербской и Черногорской автокефальной церквей. Даже приблизительное соотношение верующих этих юрисдикций не известно. Количество священнослужителей ЧПЦ не превышает десяти, и многие из них живут за пределами Черногории, в том числе в России. Сейчас в крохотной Черногории около 50 монастырей. Из них более 30 – действующие. Монастыри часто находятся в труднодоступных горных районах. Святые места в Черногории Цетиньский монастырь - Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цетиньском монастыре (г. Цетинье), обновленный в начале 18 века и ставший духовным, политическим и образовательным центром Черногории. Монастырь известен тем, что в нём находятся десница пророка Иоанна Предтечи, частица Честного Животворящего Креста Господня и нетленные мощи Святого Петра Цетиньского чудотворца; частица мощей св. Феодора Стратилата. Монастырь Острог - прославился не только своим исключительным местоположением, но и тем, что там хранятся нетленные мощи св. Василия Острожского чудотворца и нетленные руки св. мученика Станко. Храм св. апостола Луки (1195 год), храм Святого Николая (г. Котор). Монастырь Баня (Рисан) – Храм Святого Георгия Победоносца - Частица мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца. Монастырь Савина - Рука Преподобной Евгении (царицы сербской Елены). Перст Святого Апостола Фомы. Частица мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца. Икона Божьей Матери "Савинская", бесценные фрески с ликами династии Неманичей. Храм Архангела Михаила в г. Герцег-Нови. Монастырь Ждребаоник, мощи Святого Арсения Сремского – второго архиепископа Сербского; Святой Февронии. (г. Даниловград) Монастырь Челия Пиперска, - нетленные мощи Святого Стефана Пиперского. Монастырь Дайбабе (Подгорица) - нетленные мощи Святого Симеона Дайбабского. Монастырь св. Николая – Николяц, где настоятелем был архимандрит Софоний (Сахаров), ученик св. Силуана Афонского.Частица руки Святого Священомученика Харалампия. Монастырь Пива (Плужине) - Рука Святого Короля Уроша. Частица мощей Святого Григория Армянского, Святого Григория Богослова и Святого Священомученика Елефтерия. Монастырь Косириево - Стопа Апостола и Евангелиста Луки. Монастырь Морача - Храм Успения Богородицы, из 13 века. Рука Святого Священомученика Харалампия. В алтаре храма, находится фреска пророка Божья Илии, создание которой относят к 13 веку, и которая также охраняется ЮНЕСКО. Монастырь Михольска Превлака (Тиват) - Мощи Святых мучеников Превлачских. http://www.mnetur.ru Фотографии Сергея Проскурякова (г. Уфа) |