Риза и украшение икон |
21.10.2010 г. |
Риза, или оклад, (в южных и западных областях России - шата, цата) - накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук), для которых сделаны прорези. Бывали металлические: золотые и серебрянные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитье»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями, с обратной стороны часто обивались красным или малиновым бархатом. Характерны для православных икон всех стран, включая византийские иконы, в настоящий момент хранящиеся в католических храмах Италии, но наибольшая роскошь и размах производства свойственна русским произведениям. Литургическое значение и предназначение Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчег Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.»), так и иконы украшают драгоценными окладами. Как правило в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фона и надписи - именно поэтому и сейчас, оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность - «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света. Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являтся элементом идолослужения, а стало стало способом одухотворения художественного языка. В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету. Храмовые иконы одевались в ризы по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно дарами обычных прихожан История Оклад, покрывающий икону кроме ликов, происходит от рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Древнейший из известных отечественных - оклад ХII на иконе святых апостолов Петра и Павла XI века (ГТГ), а также чеканые серебряные оклады иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софииском соборе города Новгорода. Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для икона Владимирской Божьей Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) был сделан по заказу князя Андрея Боголюбского. В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. (Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богоматерив Казанском Богородичном монастыре своей бриллиантовою короной.) Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее, на больших храмовых иконах. Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С ХIV века известен простейший вид оклада - басменный, он распространился в первой половине ХVII века с ростом иконного промысла. С открытием в 1730-х гг. на территории России серебряных рудников оклады дешевеют и выходят на ремесленный уровень. В поздний период (XIX - начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад однишь лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и проч. (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона). Кроме того, отмечается существование т. н. адописных икон - с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался черт, либо лику святого пририсовывались рога и т.п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в ХIХ веке в крестьянской среде. Большинство русских риз, благодаря своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 годуДекрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Описание Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти ХVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. В ранний период оклады крепились гвоздями, следы от которых можно видеть на древних иконах. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Элементы • Венец - накладной нимб, украшение вокруг головы. Могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках, а также с крупными зубцами - «городчатый венец». • Коруна - зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец. • Собственно риза - часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком). • Рама оклада - часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы. • Фон - металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы • Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus - «мелкая монета») - элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого - обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства. Украшения: • Дробницы - небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе • Запоны - застежка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой. • Плашки • Рясно - подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения - женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски. • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья Типы • Чеканные металлические и шитые оклады - покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» - карнации). • Басменные оклады - изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки. • Обронный оклад - оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки. • Филигранный оклад Техника Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров: • Басма, зернь, канфарка, контрэмаль, ленточная или сканная перегородчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, чернь, эмалевые расписные накладки. Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ - каст. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней - лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золоченые из дерева встречаются сравнительно редко. Оклады икон в истории культуры Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII-XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественному искусства, относясь к ним исключительно как культовому объекту. Только в начале ХХ века, когда темные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас. Во многом красота икон оставалась тайной не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций покрывать все окладами, тем более, чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале ХХ века просвещенными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное. Совершившееся на наших глазах открытие иконы - одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. (...) Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг - полная пе¬реоценка ценностей. Золотая или серебря¬ная риза, закрывшая икону, оказалась весь¬ма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благо¬честивого безвкусия, которое свидетельству¬ет об утрате религиозного и художественно¬го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу - значит, отрицать ее живопись, смотреть на ее письмо и крас¬ки, как на что-то безразличное как в эстети¬ческом, так и в особенности - в религиоз¬ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую пе¬регородку между нами и иконой. Что сказали бы мы, если бы увидали зако¬ванную в золото и сверкающую самоцветны¬ми камнями Мадонну Ботичелли или Р афаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным. Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь. http://www.icon-favor.ru |