"Доктор Талызин. Сын священника". Ю. Еланцева |
02.11.2010 г. |
Часть первая. Детство первого куртамышского доктора Якова Сергеевича Талызина прошло в средней полосе России – селе Дедково Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне это деревня Дедково-Бабарыкино Сандовского района Тверской области). Мальчик родился 21 октября (5 ноября по новому, Григорианскому, стилю) 1883 года в молодой семье 26-летнего священника Воскресенской церкви села Дедково Сергея Семеновича Талызина и законной жены его Александры Антоновны. Отец Сергея Семеновича Талызина, Семен Евграфович Талызин (1813 г.р.), служил диаконом Воскресенского Собора в г.Кашине Тверской губернии. Сергей был младшим из детей диакона Семена Евграфовича Талызина и жены его Марьи Васильевны. На сегодняшний день есть сведения только о пятерых детях Семена Евграфовича. Старшая, Варвара Семеновна, родилась в 1847г.р., о ней можно сказать только, что была она крестной матерью своего племянника Якова Сергеевича Талызина и в возрасте 36 лет еще б девицей. В 1850 году на свет появился Михаил Семенович, который по окончании Тверской Духовной семинарии сначала служил учителем в Тверском Духовном училище, а в 1877г. был рукоположен в сан священника Вознесенской церкви села Котово Бежецкого уезда Тверской губернии. Жена его, Надежда Петровна, происходила из рода священнослужителей Морошкиных. Таким образом, через родившихся от этого брака детей, породнились два рода священнослужителей: Талызины и Морошкины. Через год после Михаила родился Петр (1851г.р.). О нем пока не известно ничего, равно как и об Ольге, родившейся в 1853г. Младший из детей кашинского диакона, Сергей Семенович Талызин, родился в 1857г., в 1879 г. окончил Тверскую Духовную семинарию по 2 разряду, после чего два года служил учителем в Беляницком народном училище, что в Бежецком уезде Тверской губернии. В 1881г. Сергей Семенович Талызин был рукоположен в сан священника Воскресенской церкви села Дедково Весьегонского уезда той же губернии. Предположительно в этот период произошла женитьба Сергея Семеновича Талызина на Александре Антоновне (1861 г.р.) – матери Якова. К сожалению, пока ничего не ее происхождении. Крестили младенца на третий день, 23 октября, там же, в Дедково, дав имя его крестного отца – «Бежецкаго уезда села Котова уволеннаго от должности дьячка» Якова Андреевича Образцова. Крестной матерью Якова стала старшая сестра отца Сергия – 36-летняя девица Варвара Семенова Талызина. Таинство крещения совершил «священник села Волховицы Иоанн Иоанновъ Петропавловский съ дьячком Михаилом Никольским». Воскресенская церковь, при которой прослужил всю свою короткую жизнь отец Якова Сергеевича, была деревянной, 1700 года постройки, двухпрестольная: престолы Обновления храма Воскресения в Иерусалиме (Воскресения Словущего) и Преподобного Варлаама Хутынского. Находился храм в се¬верной части села на окраине кладбища. Прихожанами отца Сергия был один дворянин из рода ктиторов храма, владельцев усадьбы Дедково, дворян Бабарыкиных и крестьяне села Деткова и близлежащих деревень: Отрубнево, Коршево, Пнево, Польцово, Большое Малинское - всего 146 дворов. Храм сохранился до наших дней, правда, уже в 2007 году находился в ужасающем состоянии. Трапез¬ная разваливает¬ся, колокольня ра¬зобрана, состоя¬ние крайне пло¬хое. Возле южной стены церкви - надгроб¬ная гранитная пли¬та в форме сарко¬фага. По сторонам славянской кирил¬лицей выбит объ¬емный текст «Под сею (плитою) по¬гребен майор Петр Семенович Бабарыкин. Жизни его 39 лет». В го¬ловной части плиты буквенными обозначениями цифр выбиты годы жизни «лета 7277-7316» и еще неразборчивые обозначения. Что со¬ответствует годам жизни майора 1769-1808. Заказчики и изготовите¬ли плиты отдали дань традициям старины. 16 апреля 1891 года «за усердное исполнение пастырскихъ обязанностей от Тверского Епархiальнаго Начальства» отец Сергий был награжден набедренником – первой из наград иереев. Весьма вероятно, быть бы и другим наградам, камилавке и скуфье, но 7 февраля 1893 года отец Сергий в возрасте 36 лет скончался, оставив безутешную молодую вдову Александру Антоновну и малолетнего сына Якова, которому было только 9... Его место занял молодой священник Павел Васильевич Образцов. Вдова и сирота остались жить в Дедково. В этом же году мальчика определили в Краснохолмское духовное училище, которое находилось в нескольких десятках верст от родного дома и матушки Александры. Окончив духовное училище 15-летним юношей, в 1898 году Яков был зачислен в Тверскую духовную семинарию… Тверская духовная семинария к началу XX в. была одной из крупнейших в России. Несмотря на усилия церковных реформаторов 60-80-х гг. XIX в., она оставалась узкосословным учебным заведением. На духовной стезе удерживались преимущественно дети деревенских священников и дьячков - продолжатели священнических династий. Часто поповичи шли в семинарии с заранее обдуманным намерением поменять и приподнять социальный статус. После окончания четырех классов они получали право на поступление в светские вузы: в основном в окраинные Юрьевский, Томский и Варшавский университеты. В Тверской Духовной Семинарии юноша провел 6 лет. Немало среди новоиспеченных семинаристов, в числе которых оказался и «сын умершаго священника села Дедково» Яков Талызин, было воспитанных попадьями тихих, богобоязненных мальчиков, еще ничего не повидавших в жизни, кроме сельского, порой весьма убогого прихода. Теперь же, воспитанному на агиографических "Житиях" ребенку, необходимо было освоить тонкости библейской и церковной истории, литургии, гомилетики, апологетики. Специальные дисциплины дополнялись еще и расширенным циклом естественных наук и языками: греческим и латинским. Отношения между учащимися и их наставниками оставляли желать лучшего. Их враждебное отношение друг к другу периодически выливалось в конфликты, имевшие, как правило, весьма болезненные и унизительные последствия для семинаристов. Стандартный перечень "нарушений и проступков" состоял из десятков пунктов: воспитанникам духовных школ, в частности, запрещалось читать книги по собственному выбору, посещать театры, общаться с девицами, одеваться "по-светски" (носить пальто, картузы), стричься по моде. За более серьезные проступки грозило отчисление. При этом выставлялся балл за поведение - если он оказывался ниже четырех, то доступ в светские высшие учебные заведения и на выгодные чиновничьи места оказывался закрыт. Ожидала ли матушка Александра Антоновна, отправляя единственного сына в духовное учебное заведение, что он продолжит династию священнослужителей или семинария была для него только ступенью к высшему светскому образованию, теперь можно только догадываться. Причисленные педагогическим советом к первому разряду воспитанники удостаивались звания Студентов Семинарии и имели право поступать в духовную Академию. Окончившие по второму разряду удостаивались звания Богослова и далее устраивались на службу учителями, дьяконами или, в лучшем случае, священниками. Отец Якова, Сергей Семенович, в свое время окончил это же учебное заведение по 2 разряду, получив звание Богослова. Сын же оказался успешнее отца – окончив семинарию по 1 разряду, став третьим в своем выпуске и удостоившись почетного звания Студента Семинарии. Но Яков по стопам отца не пошел, а избрал профессию врача. Как показали последующие в стране события (революция и репрессии священнослужителей), Яков Сергеевич сделал правильный выбор, чем спас свое потомство от уничтожения. Юлия Еланцева. 2010 год Продолжение следует. |