Главная> Статьи > Очерки > Заброшенные храмы Бавлинского района Татарии

Заброшенные храмы Бавлинского района Татарии

После увлекательных поездок по старинным православным храмам Туймазинского и Бирского районов Башкирии, предпринятым мной в январе 2010 г., мне очень хотелось увидеть другие старинные церкви, в том числе заброшенные храмы. Выбор маршрута пал на Бавлинский район Татарии, в котором, как я узнал по свидетельствам очевидцев, есть по крайней мере две заброшенные церкви, к тому же я как раз собирался в гости к бабушке, живущей в соседнем с ним Ютазинском районе. Кроме этого, я планировал осмотреть некоторые старинные храмы Башкирии, расположенные по моему пути в Татарию.
Вооружившись картой дорог Башкирии 1:700000 и атласом автодорог 1:200000, я стал прокладывать маршрут. Выходило следующее: мой путь Уфа-Октябрьский-Уруссу (190 км) в основном пролегал по шоссе М5. Задача "минимум" была: по дороге в Татарию я должен был осмотреть Свято-Троицкий храм в с.Троицкое Благоварского района Башкирии, затем в Бавлинском районе храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Крым-Сарай и заброшенные Казанско-Богородицкую церковь в д.Лукинка, Владимирско-Богородицкую церковь в д. Репьевка. Автомобиль – Hyundai Accent. Конечно, на городской машине могло быть нелегко пробираться к развалинам, но по картам дороги были в основном с покрытием, лишь около самих заброшенных храмов были полевые, так что я должен был везде проехать.
Утром 8 мая 2010 г. я выехал из Уфы по шоссе М5. Въехав в Благоварский район Башкирии в районе Хлебодаровки и повернул с М5 направо, решив поехать по круговой "дороге с усовершенствованным покрытием", как указано в атласе и обозначено на карте, к Троицкому, предпочтя ее дороге более низкого уровня, ведущей к Троицкому напрямую от М5 в районе п.Мирный. Это была большая ошибка…
Я проехал Хлебодаровку, Тан-Чатру и прибыл в Старокучербаево. Притормозив на перекрестке у окраины села, я с удивлением обнаружил, что здесь усовершенствованное покрытие дороги почему-то закончилось. Да, по атласу дорога изменялась на просто "дорогу с покрытием"; карта же была еще более оптимистична, по ней дорога хорошая до самого Троицкого! Потихоньку стал щупать шинами неизведанное "покрытие". Забор проб с дороги показал, что оно состоит из… щебня! Да, по нему ездят, рискуя проколоть колеса и помять диски в ямах. Пылища стоит за машинами – страшная! Конечно, скорость резко упала до 40-50 км/ч. На такой дороге машина вела себя, как на снегу. Видимо, я перенервничал из-за неожиданных неудобств, вызванных неосведомленностью картографов, потому что на этом перекрестке выбрал не ту дорогу и уехал в Новоабзаново. Понял, только когда прочитал название села на покосившемся знаке. Неприятным было и то, что такой дорогой приходилось возвращаться назад в Старокучербаево (как потом оказалось, дорога-то еще была ничего, но об этом после). На перекрестке в Старокучербаево выбрал другую дорогу, в надежде приехать в Ломово, а оттуда уже близко. Покрытие – такой же отстой, разнящийся с картами. При все при этом на такой дороге поражает наличие знаков (остановка запрещена, ограничение скорости и т.п.)! Но приехал в результате опять в другом направлении - в Тюрюштамак. В деревне спросил дорогу, мужик сказал, что Троицкий он не знает, а вот Ломово "Доехать до последнего дома и НАПРАВО, а если там потеряетесь (!), то лучше вернитесь на шоссе". (Шоссе – это типа та щебенка). Начиная нервничать, я проехал деревню и обнаружил уже настоящую глушь и полный "конец географии": на окраине был перекресток, на котором дороги превращались в колеи, одна по полю, другая – по лесу. Выбрал полевую. Держась примерного направления, поехал уже на 20-ти в сторону, в которой, как я считал, было это Ломово.
Проехав 1-2 км, я увидел пастуха на мотоцикле. Спросил дорогу… Вообще, везде на моем пути местное население было весьма дружелюбным (чего не скажешь о совершенно жлобском настрое уфимцев) и охотно показывало дорогу, правда, иногда в одно и то же место у них находилось в противоположных направлениях :) Пастух с трудом связывал слова, видимо, сказывалось частое и неумеренное употребление алкоголя, но он убедил меня, что местные называют село не Троицкий, а Иваненково, а дальше тупик, надо вернуться к последнему дому и ехать НАЛЕВО (!) через речку. Блин. Мне и так эта дорога была не в кайф, а тут еще по ней возвращаться… В общем, я переехал мост через Тюрюш, а дальше дорога выглядела как-то уж очень неуверенно. Хорошо, что рядом проходила ЛЭП, а на столбе сидели коллеги-электрики. Электрики были очень удивлены. Они слезли со столба и сказали, что "…в Иваненково есть дорога… но у меня машина не та (сами приехали на грузовике УАЗ-452Д) и они по ней в этом году еще не ездили. Хотя щас сухо, может и проедете". Дорога эта шла отсюда направо и была почти параллельна той, по которой я подъехал к пастуху (на карте отсутствует, в атласе показана пунктиром, как "полевая"). И я поехал по берегу речки Чермасан в Иваненково, наслаждаясь видами природы, то и дело ударяясь защитой картера о землю посередине колеи и залезая в ямы. Воистину, нелегка дорога к храму для грешника! Въехав в Троицкий-Иваненково, я сразу увидел Свято-Троицкий храм. Еще недавно он был заброшен, купола снесены; сейчас же – отреставрирован, действующий.Историческая справка: "Здесь в конце XIX в. разместилось около ста малоземельных семей, переселенных с Украины. Храм был построен в 1911 г. Службы отправлялись до 1937 г. Трагична судьба настоятеля Д. Громогласова: во второй половине 1930-х гг. он был расстрелян. Церковь в Иваненково - выразительный образец постройки в русском стиле начала XX в. Особый колорит зданию придают красно-кирпичные стены, выполненные в лицевой кладке. Скатная кровля увенчана декоративным пятиглавием (сохранилась только центральная глава). Привычное место входов в центре северного и южного фасадов занимают небольшие пятигранные объемы (типа апсид). Трехъярусная колокольня относительно невысока. Ее нижний ярус (четверик) имеет вход с западной стороны. Верхние восьмигранные ярусы завершены сравнительно низким шатром (главка утрачена). Здание отапливалось шестью печами."/Ширгазин А.Р., "Православные храмы Башкирии." История и архитектура. Уфа, 1995./
Около храма – старинный каменный мост через протекавший здесь когда-то ручей.
Осмотрев храм, я выехал через Новоконстантиновку обратно на шоссе М5 той самой короткой дорогой, которой побрезговал вначале. А дорога оказалась получше тех, по которым пришлось добираться сюда… Вот и верь после этого картам!
Следующим пунктом назначения было село Крым-Сарай Бавлинского района Татарии. Свернув с М5 в направлении д. Муртаза, проехав речку Дым, на подъезде к Крым-Сараю обнаружил родник "Бахет Чишмасе", благоустроенный, с табличкой, на которой можно было узнать минеральный состав воды источника. Церкви в селах всегда строили на самом видном месте; и здесь храм виден сразу на подъезде к селу. Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1846 г. В 1938 г. верхняя часть была разрушена, по-видимому, кощунственно использовался для нужд народного хозяйства, как и многие другие. Затем был заброшен и наконец в 2005 г. была произведена реставрация и храм был возвращен Казанской епархии. Историческая справка: Правый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. Средства на строительство были собраны прихожанами. В приходе всегда было только село Евфановка, значительную часть населения которого составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии.
Закончив фотосессию, я поехал домой в Уруссу дорогой через Акбаш, Ютазу и Старые Уруссы. Проезжая д.Акбаш, заметил, что местное население строит различные сооружения из природного камня, отчего заборы, амбары и т.п. кажется старинным, а камень скатывается в деревню с гор-шиханов. На следующий день я запланировал посетить заброшенные церкви Бавлинского района РТ в Лукинке и Репьевке. Утром взял в уруссинской Никольской церкви свечи, чтобы зажечь их в этих храмах.
Маршрут лежал из Уруссу через Старые Уруссы в Дым-Тамак, а затем пересекая М5 через Кзыл-Яр к Исергапово. И опять карты подвели. Участок дороги от Дым-Тамак до Кзыл-Яр на карте показан как "Автодорога с усовершенствованным покрытием", в атласе – " Автодорога с покрытием". Реально же после Дым-Тамака дорога превратилась сначала в полевую, затем – в лесную с щебенкой вместо "усовершенствованного покрытия". Попробовал поковырять это покрытие… и под щебнем с удивлением обнаружил кусок старого-старого асфальта! Думаю, что шоссе строили пленные немцы, как многие дороги в округе, а после этого оно ни разу не ремонтировалось.
Проехав Исергапово, Покровский Урустамак, Николашкино и Новозареченск, я повернул направо в сторону Поповки. Опять, вместо обещанной по картам дороги с покрытием – кривая колея с множеством огромных ям. Судя по знакам, здесь должен был ходить автобус… Но ни одной живой души по дороге до Поповки я не увидел. Наконец дорога разделилась – хуже направо к Поповке, лучше – налево, вроде бы в нужную сторону. Колея и щебенка кончилась, дорога стала состоять из железобетонных плит, коряво положенных в два ряда. Но намного лучше от этого она не стала. Поехал влево. Заехав на крутой подъем со слепым поворотом, обнаружил наверху нефтедобывающую станцию и тупик. Спустился, поехал направо в Поповку. Большая деревня, недавно здесь построили деревянную церковь. В Поповке, переправившись через речку Кан, пришлось поискать дорогу на Фоминовку. На выезде повернул налево. Дорога, на первый взгляд, показалась вполне хорошей и на этот соответствовала картам, я уже было разогнался до 100, но тут же чуть не пожалел об этом, потому что ровный асфальт часто прерывался огромными выбоинами и участками без покрытия протяженностью несколько метров, сплошь в ямах и камнях, возникавшими столь неожиданно, что приходилось экстренно оттормаживаться. Один раз не заметил кочек, подпрыгнул и сильно ударился защитой картера. После этого уже не гнал.
Через Татарский Кандыз я добрался до Фоминовки. Никакая она не Верхняя Фоминовка, как указано на карте, а просто Фоминовка, маленькая деревушка. Проехав ее, впереди, справа от дороги, сразу увидел Богородицкую церковь. По пути к ней – родник, наверное, святой источник. Надо сказать, родник очень ухоженный, даже скамейки рядом есть, при том, что деревни Лукинки, в которой и находилась церковь, уже давно не существует, а Фоминовка осталась позади.
Историческая справка: Казанско-Богородицкая церковь была построена в 1821 г. на средства помещика Афанасия Петровича Лукина. Приход открыт в 1829 г. и до начала XX в. был очень невелик (около 30 дворов). Его существование поддерживалось лишь амбициями помещиков, обеспечивавших содержание духовенства. Положение изменилось в годы столыпинской реформы, когда в приходской деревне Фоминовке поселилось несколько сот выходцев с Украины и из Курской губернии.
Храм представляет собой красивое и печальное зрелище. Вокруг лежат большие камни, возможно, оставшиеся от старого кладбища при церкви. И никаких признаков бывшей деревни Лукинки! Ни очертаний дорог, ни следов фундаментов домов уже нет. Кирпичные стены церкви, видимо, от ветра выглядят, как какая-то пористая порода. Верхний ярус колокольни разрушился. главный купол храма начал осыпаться и в нем образовалась жуткая дыра, с краев которой в любой момент могут упасть кирпичи. Но стены еще крепкие, здание можно (и нужно) восстановить, вот только кто этим сможет заняться? Приход из Фоминовки, возможно бы и был, но слишком бедная деревня, не потянет реставрацию. Небольшая винтовая лестница ведет на колокольню. На ней еще сохранились деревянные перекладины, на которых висели колокола. На стенах храма можно угадать следы фресок, но сами они не сохранились. В одном из углов россыпью лежали монеты. В другом стоили свечи. Кто-то сюда все же приходит… Я тоже кинул монету и зажег свою свечу.
Затем был обратный путь и дорога к конечной и главной цели моего путешествия – храма в деревне Репьевка. Чтобы попасть туда, мне нужно было вернуться в Исергапово, но я не хотел снова ехать по той ужасной дороге, которая привела меня сюда, поэтому из Поповки я поехал в объезд – через Алексеевку, Удм. Ташлы, и Бавлы. В Алексеевке обнаружилась небольшая новая церковь или часовня.
Знающий человек мне рассказывал, что дорогу из Исергапово до Репьевки найти сложно и она очень плохая. Повернув из села направо и поехав в сторону деревни Шамаево, я приготовился к худшему. Но то ли я уже привык к ужасам бездорожья, то ли все было не так уж плохо, но я все же медленно, но верно ехал по этой сильно пересеченной местности. На этот раз все было честно – в атласе дорога обозначена как "грунтовая проселочная"; на карте же ее не было, как не было и Шамаево. А в этой деревне даже был асфальт. Проехав деревню, выехал направо в поле. И почти сразу вдалеке увидел силуэт церкви… Полевой дорогой-колеей я осторожно приближался к нему. Где-то справа оставалась речка Тумбар. И опять – никаких следов деревни, Репьевка просто сгинула. Только дикое поле и посередине огромного пространства – храм. Величественное запустение…
Историческая справка: Владимирско-Богородицкая церковь построена в 1860 г. на средства помещицы Болтиной. Церковь относится к типу крестовокупольных пятиглавых храмов. Является памятником архитектуры, в котором сочетаются композиционные принципы традиционной крестовокупольной системы культового сооружения с элементами и деталями ордерной системы.
Храм очень красивый и кажется просто огромным, из-за отсутствия других объектов в поле зрения зрелище представляется просто чем-то нереальным. Главный купол и две главки разрушились, на крыше растут деревья, на одной из главок все еще стоит, покосившись, крест. Но в целом здание не в таком уж плохом состоянии и, конечно, подлежит реставрации. Вот только опять-таки, кто возьмется за это? И вряд ли соседним Шамаево и Исергапово будет нужна православная церковь.
В двух окнах еще стоят старинные решетки. В главном зале на правой стене есть две сохранившиеся фрески. Под алтарем – вскрытый склеп; чувствуется запах мощей. Нашел сведения, что кто-то здесь испытывал прибор для обнаружения захоронений с целью обустройства могилы. Но о каком же обустройстве могилы в заброшенной церкви нежилой деревни может идти речь, сначала нужно было бы обустроить сам храм. К тому же склеп после вскрытия не был закрыт. А за склепом, у стены алтарной части лежала средних размеров лиса, то ли больная, то ли мертвая. Я в склеп не полез… Поставил свечу, обошел храм вокруг. Возникло ощущение, что попал в живую древнюю Русь; кажется, что сейчас проскачут воины во главе с князем, пройдет крестным ходом народ. И случится какое-нибудь чудо, как часто было в старину – забьет святой источник или возникнет в воздухе животворная икона.
На следующий день утром я ехал домой в Уфу через Туймазы, осмотрел по пути местную Свято-Андреевскую церковь, недавно построенную. Итого я наездил 710 км, из них по городам и шоссе М5 380 км, остальное – дороги различной степени паршивости. Hyundai это с честью выдержал. Оно того стоило. Впечатления от увиденного в Лукинке и Репьевке остались со мной на всю жизнь.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования