Главная> Статьи > Очерки > Музей «Дом Иконы на Спиридоновке» - находится на реконструкции

Музей «Дом Иконы на Спиридоновке» - находится на реконструкции


«Улица-музей» — так именуют иногда Спиридоновку московские старожилы. В историческом здании рядом со знаменитым особняком предпринимателя и мецената С. П. Рябушинского, где в начале XX века размещалась большая коллекция икон, и палатами Гранатного двора сегодня создан еще один культурно-просветительский центр — Дом иконы на Спиридоновке.

Истории создания музея более десяти лет. Именно столько времени понадобилось Главе музея Игорю Владимировичу Возякову на поиски православных реликвий, вывезенных в разные волны эмиграции с территории Советского Союза. Долгих десять лет собиралась экспозиция, которая на сегодняшний день насчитывает больше 2500 шедевров иконописного мастерства. Голландия, Англия, Италия, Греция, Испания. Мало кто знает, что долгие годы безбожия именно там хранились русские реликвии: Богоматерь Одигитрия Грузинская, 15 век, Святитель Николай Чудотворец, 16 век, единственные уцелевшие хоругви царя Николая II. Игорь Возяков понимал, что все эти вещи необходимо вернуть в Россию и сделать так, чтобы каждый мог прийти и увидеть когда-то утраченное, а ныне обретенное Россией наследие.
И вот в 2009 году в музей «Дом Иконы на Спиридоновке» открылся. Такому собранию могут позавидовать главные музеи страны: в экспозиции можно увидеть фаюмский портрет, IV век нашей эры, иконы XVI века, богатые ряды икон XVII-XIX веков. Потрясающая коллекция окладных икон начала XX века. Стена редких сюжетов, подборка икон, которые сопровождают любого верующего в течение всей его жизни, начиная от венчальной пары и заканчивая Страшным Судом. Посмотреть все за один раз практически невозможно. Но люди возвращаются сюда не только поэтому. Дом Иконы – не просто музей. Это Дом, в котором постоянно происходит что-то интересное. Каждый месяц – новые тематические выставки, лекции, мастер-классы. По воскресеньям в Академическом зале проходят занятия для учеников воскресных школ. Как писали иконы в древности? Почему на большинстве образов слишком темные лики? В каком порядке и почему идут православные праздники? Искусствоведы подготовили такую интересную программу, что увлекаются ей и родители. И обязательно дети что-то делают своими руками, например, пробуют делать прориси – старинный способ скопировать рисунок иконы с помощью угля.
В октябре 2009 года Дом Иконы прошла первая выставка «Безбожники. А был ли Христос?» Экспозиция рассказывала о создании в советской России Антирелигиозной Комиссии, которая призывала бороться «с попами, церквями и религией». Против веры боролись с помощью карикатур, разгромных статей, доказывавших, что «Христа не было», и… костров. На «Комсомольскую Пасху» люди по очереди бросали иконы в огонь. Плакаты тридцатых годов зазывали на «Массовое сожжение икон». Вплоть до середины 30-х годов в советской России каждую неделю выходили журналы «Безбожник», «Воинствующий Безбожник». Сотрудники Дома Иконы собрали листовки, агитки, плакаты, высмеивающие церковь и верующих, видеоархив разрушения храмов 20-30х годов XX века, трагические истории людей, чьими руками писались 70 лет истории безбожия. А в декабре в музее открылась следующая выставка – «Домовая икона звезд». Домовую икону обычно может увидеть или друг, или очень близкий к семье человек. Семья Караченцовых, Вера Глаголева, Яна Поплавская, Алена Бабенко, Эдвард Радзинский, Юлианна Шахова. Все они решились всего на неделю передать свои домовые реликвии Дому Иконы на Спиридоновке, чтобы их могли увидеть все желающие. Чаще всего к иконе обращаются либо с радостью, либо с бедой. И звезды – не исключение.
Семья Караченцовых передала на выставку две иконы: Преображение, конец 19 века, Казанская Божия Матерь, конец 19 века. Рассказывает Людмила Поргина: «Тогда у меня очень сильно болела мама. Врачи не давали ей никакой надежды. Но мы все продолжали бороться. В один из тех тяжелых дней я вернулась домой. …. Две старинные иконы, которые висели у нас с Николаем Петровичем в спальне, лежали на полу! Обе от удара треснули. Я уже тогда поняла, что это – очень плохой знак. И еще подумала: одна беда – тяжелая болезнь мамы, а какая вторая, я узнала ровно через три дня, когда Коля попал в ту страшную аварию, спеша ко мне, чтобы помочь с похоронами мамы».
Вера Глаголева предоставила для экспозиции старинную венчальную пару: Богоматерь Казанская, 19 век, Господь Вседержитель, 19 век.
Рассказывает Вера Глаголева: «Эти иконы были в белой эмиграции. Они покинули Россию в начале двадцатого века, а вернулись уже в двадцать первом. Венчальная пара всюду сопровождала очень близкую мне семью, крестного моей старшей дочери, Диму, которому сейчас 82 года. Из Харбина семья переехала в Бразилию, из Бразилии в Аргентину, из Аргентины – в США. Совсем недавно Дима попросил забрать иконы. Сказал, что очень хочет, чтобы они стали домовыми иконами моей семьи».
Эдвард Радзинский передал в музей подарок Патриарха Алексия Второго икону Воскресенье Христово в киоте, 20 век.
Большое внимание посетителей привлекла и выставка церковного шитья, которая открылась в канун Рождества.
Каждую из работ мастерицы Свято-Тихоновского Университета вышивали больше года. Для создания таких полотен используются золотые и серебряные нити, тончайшие шелка, настоящий жемчуг.
По некоторым данным этому искусству больше двух тысяч лет. Но еще двадцать лет назад секретов древнего лицевого шитья никто просто не знал. Технология вышивки была утеряна после 1917 года, когда новая власть закрыла все мастерские. Восстанавливать искусство лицевого шитья приходилось по сохранившимся полотнам 15-16 веков.
И, конечно, мечта музея – сделать всероссийскую выставку семейных икон посетителей Дома Иконы. Ведь каждый может оказаться хранителем бесценной с исторической и искусствоведческой точки зрения реликвии.

P.S. Низкий поклон и слова благодарности сотрудникам музея за теплый прием и предоставленную, специально для сайта "Православные лики России", информацию!

Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования