Из истории Никольского храма села Булгаково. |
07.08.2011 г. |
Канул в лету старый храм в селе Булгаково. Сегодня в Булгаково открыта заново отстроенная церковь. Мы задались вопросом, а помнят ли старожилы села, а знает ли молодое поколение, где находился храм, как он выглядел. Булгаково расположено на берегу реки Уршак, берущей начало в деревне Уршак. Еще Сергей Тимофеевич Аксаков описывал богатство этих мест. Вода в Уршаке – холодная и горная. Кони ее пьют неохотно, зато рыбы в ней много. Приехав воскресным днем в село Булгаково, прежде чем начать проводить исследовательскую работу в селе, мы почтили минутой молчания погибших сельчан в годы Великой Отечественной войны у памятника в Парке Победы. Парк, как и село, является тоже старинным и несет на себе историческую печать. Деревья в парке посажены еще до Октябрьской революции 1917 года. Затем мы решили прогуляться по широким улицам села. Дорога привела нас в Администрацию, где состоялся разговор с Главой сельского поселения А.Мельниковым. Он, узнав цель нашего визита, вручил нам для ознакомления книгу «Селу Булгаково – 215 лет. На пороге третьего тысячелетия», которая была издана в 2000 году при содействии Администрации Булгаковского сельсовета, и посоветовал заглянуть в школьный музей. Экспозиция музея посвящена истории села. Документальный и фотоматериал музея должен помочь получить ответы на интересующие нас вопросы. Музей, находящийся в Лицее села, не является единственным в селе. В Управлении Агрофирмы (в прошлом совхоза), носящей имя Александра Цюрупы, находится другой музей. Совхоз имени Цюрупы в советское время являлся рентабельным хозяйством. За высокие производственные показатели совхоз неоднократно был участником ВДНХ СССР. В 1975 году был награжден Дипломом 1 степени и легковым автомобилем УАЗ-462, в 1979 году – Дипломом 2 степени и автомобилем «Москвич-412», в 1984 году – Дипломом 1 степени и автомобилем «РАФ». В 1978 году доярка А.З.Заводчикова за высокие показатели в работе премирована Комитетом ВДНХ СССР легковой машиной «Москвич-412». Сегодня Агрофирма – одно из крупнейших хозяйств Уфимского района со сложившейся специализацией – это молочно-мясное производство и овощеводство. Она является структурным подразделением АНК «Башнефть». Нам было важно понять, как проводить исследование, о чем спрашивать жителей, как выяснить историю Никольского храма. С интересом рассматривая ладные дома на улицах Булгаково, мы расспрашивали тех, кого встречали на улице. Задавали один вопрос: «Знаете ли Вы что-нибудь о Никольском храме?». Кто-то знал, что в селе раньше располагалась церковь. Кто-то вспомнил, что после закрытия церкви, здание храма отдали под клуб. Люди помнили, на какой улице находился клуб. Кто-то назвал существующее и поныне самое старое здание в селе – это здание сельской поликлиники. История села интересовала многих, но никто не ассоциировал историю села с историей церкви. В Администрации села нам назвали имена-фамилии и адреса ветеранов войны и труда. Не всегда ветераны отождествляются с понятием «старожилы». В этом мы убедились на практике. Мы решили обратиться к старожилам. Мы встретились с Иваном Тимофеевичем и Ниной Ивановной Прокаевыми. Они всю жизнь прожили в селе. Родители Ивана Тимофеевича приехали из Оренбургской области, бежали от раскулачивания и обрели, можно сказать, вторую родину в Уфимском районе РБ. В Башкортостане они все начинали с нуля, жили в землянке в поселке Дубки. Небольшой поселок Дубки находится рядом с районным центром в селе Булгаково. Крепкая зажиточная семья обустроилась во временном жилище, которое стало для них постоянным. Для укрепления стен землянки Тимофей Назарович, отец Ивана Тимофеевича, использовал частокол с глиной. В землянке семья Прокаевых прожила вплоть до 1954 года, когда Иван ушел в армию. Отслужив, Иван вернулся домой, но уже не в землянку, а в выделенную им квартиру. Тимофей Назарович воспитывался в патриархальной семье, соблюдал посты, ходил на службу сначала в Никольскую церковь в селе Булгаково, затем в Сергиевский кафедральный собор в Уфе, куда он, не смотря ни на возраст, ни на расстояние, добирался пешком. Работать как Иван Тимофеевич, так и Нина Ивановна стали еще детьми, в летнее время им доверяли пасти скотину. Нина Ивановна в 17 лет начала работать в Дубках в свинарнике, а потом за отличную работу ее определили помощником ветеринарного врача. Иван Тимофеевич начал работать с 6 лет. Его сажали на лошадь, и он возил сначала сено на волокушах, а затем разные грузы. Более 40 лет он проработал в совхозе. Нам сразу повезло. Иван Тимофеевич не просто помнит старый Никольский храм, а он крестился в нем. Он родился в 1935 году. Церковь еще в те годы была действующим храмом. Но атеистическое воспитание уже быстрыми темпами набирало силу. Близилось то время, когда храм должны были закрыть. У церкви уже отсутствовал купол. Стаскивали купол с помощью трактора ЧТЗ. При храме располагалась крестильня, где и успели окрестить маленького Ваню Прокаева. В конце 30-х годов в церкви разместился сельский клуб. В клубе молодежь устраивала танцы, привозили и показывали кино для сельчан. В праздничные дни в клубе проводились торжественные мероприятия, награждали победителей и ударников социалистического соревнования в совхозе. Внутреннее помещение располагало к тому, чтобы обустроить в нем клуб. Оно вмещало довольно большое количество людей. Алтарь был преобразован в сцену. Церковные окна были видоизменены, часть окон была закрыта. Заново настелили крышу. В селе, в основном, жили русские. Жители, воодушевленные коммунистическим энтузиазмом, с удовольствием строили новую жизнь, где не было места церкви. Хотя, нужно отдать должное советской власти, отдельные храмы все-таки выжили в разбушевавшейся стихии времени, но эта история не про Булгаково. Церковь – клуб была деревянная. Когда в конце 70-х годов решили сломать клуб, то его разобрали по бревнышкам. Церковные бревна даже послужили людям в дальнейшем. Они использовались для строительства телятника для родившихся телят и постройки здания сельской почты. Причем почту в селе построили, как будто повторили размеры основания церкви. Иван Тимофеевич вспоминает, что жители украдкой рассказывали, что те, кто участвовал в разборке церковного здания, претерпел в последующем многочисленные несчастья и скорби. Анна Александровна Чувырова, живущая по улице Садовая в Булгаково, вспоминает: «Мне мама рассказывала и объясняла, для чего существуют церкви, как отмечают церковные праздники. Когда в 30-х годах закрыли храм, то детей крестили в деревне Сихонкино Кармаскалинского района. Я очень хорошо помню, как ломали церковь. В это время бабушка топила баню, а я с дедушкой стояла в огороде. На крест накидывали веревку и пытались стащить его. Неожиданно поднялся сильный ветер. В этой процедуре участвовал крестник деда Василий Михайлович Соловьев, который воскликнул: «Хоть бы черти стащили!». Крест стащить с купола тогда не удалось. В 70-х годах, когда уже ломали клуб, то обнаружили сохранившиеся ризу, митру, которые находилась у руководителя художественной части клуба. Дальнейшая судьба обнаруженных церковных вещей неизвестна. Старинные иконы с того времени свезли в один дом, их растащили жители. Из больших икон делали столы». В новой отстроенной церкви в селе сейчас находятся старые иконы из Сергиевского храма из Уфы, из других храмов республики. Как это ни звучит странно, но налицо – исторический парадокс: старый храм ломали всем миром, и новый храм тоже строили всем миром. История сама внесла коррективы в исторический процесс. В селе Булгаково заново был зарегистрирован православный приход в 1994 году. В марте 1998 года в приход назначен священник. К началу 2000 года храм был почти построен. 7 января 2001 года настоятелем храма была совершена первая божественная литургия. Сегодня в храме служит протоиерей Николай Дудинов. Исследование ведут Золотовы Мирослава, ученица 2а класса средней школы № 26 города Уфы, Инна, мама Мирославы, под руководством краеведа Ирины Бакке. Продолжение следует |