Главная> Монастыри, обители, скиты > Бугабашевский Богородице-Смоленский женский монастырь (с. Бугабаш, Бакалинский р-н РБ)

Бугабашевский Богородице-Смоленский женский монастырь (с. Бугабаш, Бакалинский р-н РБ)


БУГАБАШ: АРХИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.
Краткая история возникновения Бугабашевской чувашской женской общины в Белебеевском уезде
Уфимские епархиальные ведомости. 1913, № 17, 1 сентября. С. 471-475.


Мне удалось собрать пока очень краткия сведения о Бугабашевской чувашской женской общине во имя Смоленской иконы Божией Матери. Сведения эти записаны мною со слов священника села Чукаева о. Игнатия Охотина, который в начале возник-новения Бугабашевской общины был священником в селе Писареве.
Лет 30 тому назад переселились в Белебеевский уезд чуваши из Казанской губернии и основали деревню Бугабаш. По чувашски „Буга-пус“, значит — голова, или вершина речки Буги. Основателем женской общины был чувашенин деревни Бугаба-шева Тит Петров. Этот чувашенин, слабый здоровьем, еще будучи в Казанской губернии, ходил на богомолье в Седмиозерную пустынь (в 18 верстах от г. Казани), где находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Тита Петрова на богомолье сопровождал слепой звонарь — послушник Казанскаго Спасо-Преображенскаго монастыря Герасимов (ныне монах того же монастыря о. Гермоген).
Пробыв в Седмиозерной пустыни несколько дней в посте и усердной молитве, богомольцы уже собирались домой. Но Тит Петров пожелал взять с собою что-либо на память об этой священной пустыне. С этою мыслью он ходил по берегу монастырскаго озера. И вот Тит Петров увидел перед собою камень и сказав: — возьму вот хотя-бы этот камень на молитвенную память об этой святой пустыне, — поднял его с чувством благоговения с земли и положил за пазуху, как великую драгоценную святыню. Но, к его чрезвычайному удивлению, камень этот через некоторое время (как ему почудилось), как будто зашевелился. Тут же он вынул камень и заметил, что на нём имеются какия-то изображения, которых он сам не смог разобрать. Как-бы то ни было, Тит Петров этот камень с неизвестными для него изображениями хранил, как драгоценную святыню.
Впоследствии, при помощи знающих людей, чуваши разобрали, что на этом камне святыя лики: посредине изображение Божией Матери с Младенцем Иисусом, а по сторонам изображения Св. Василия Великаго и Св. Николая Мирликийскаго Чудотворца. Через некоторое время после этого события Тит Петров вместе с другими чувашами переселился из Казанской губернии в Белебеевский уезд.
По разсказам Тита Петрова от этой Св. иконы совершались чудеса. Но они никем не были удостоверены. Прибегающие с верою и усердной молитвою многие исцелялись: потерявшие зрение получали зрение, нервно больные (кликуши и бесноватые) выздоравливали, тяжко больные и слабые здоровьем получали здесь исцеление.
Слава об этой Св. иконе распространилась далеко по всей окрестности Бугабаша, и многие начали стекаться сюда на поклонение этой святыне. Перед святой иконой молились и прикладывались к ней с чувством живой веры и глубокаго благоговения с твердой надеждой получить себе помощь через эту святую икону. Тит Петров погружал эту святую икону в чистую воду и этой водою окроплял себя и других. Будто, старообрядцы, живущие в Бугабаше, видя чудеса, совершающияся от этой иконы, пожелали приобрести ее себе и предлагали за нее Титу Петрову большую сумму, около 3000 рублей. Но Тит Петров, будучи человеком глубоко верующим, отказался принять такое предложение.
В это время чувашенин Тит Петров познакомился с землевладельцем Кузьмой Григорьевичем г. Стельмаховичем, который жил в соседстве с деревней Бугабашем на своем хуторе, где в настоящее время основан Одигитриевский чувашский миссионерский монастырь. Землевладелец г. Стельмахович был человек тоже очень религиозный, (впоследствии он принял монашество). Они вместе о многом толковали, говорили об иконе, найденной Титом Петровым, о духовных подвигах и пр. Тит Петров, между прочим, высказывал Стельмаховичу о своем желании основать чувашский монастырь. И вот, по указанию Стельмаховича, он начал хлопотать об открытии монастыря чисто чувашскаго, чтобы этот монастырь был центром религиознаго воспитания чуваш Уфимскаго края. Этому святому делу способствовал также и брат Кузьмы Григорьевича — доктор в городе Елабуге (имя котораго мне неизвестно). Прошение Тита Петрова об открытии монастыря епархиальным начальством не было уважено, а икону, найденную им, отобрали.
Стельмахович с Титом Петровым предполагали основать чувашский мужской монастырь в Бугабаше. Под этот монастырь, в случае если он будет открыт, чуваши деревни Бугабаша жертвовали 20 десятин земли, а Стельмахович обещал пожертвовать 400 десятин. На земле же, жертвуемой Стельмаховичем, предполагали устроить монастырский хутор. Епархиальное начальство, после многих хлопот Тита Петрова, наконец, согласилось на открытие монастыря: но только не в Бугабаше, а на земле Стельмаховича. Бугабашевские чуваши, которым очень хотелось иметь монастырь на своей земле, таким исходом дела остались недовольны. Они решили во что бы то ни стало, иметь, у себя монастырь, если не мужской, то хотя бы женский.
Хлопоты Тита Петрова на этот раз увенчались успехом. Епархиальное начальство разрешило ему основать чувашскую женскую общину. Это было при преосвященном Антонии. В первое время, по получении разрешения на открытие Бугабашевской чувашской женской общины во имя Смоленской иконы Божией Матери, церковные богослужения совершались в доме Тита Петрова; впоследствии он этот дом пожертвовал под молитвенный дом общины.
Деревня Бугабаш находится в приходе села Никольско-Писарева, в 12 верстах от этого села. Во время возникновения Бугабашевской женской общины в селе Писареве священником на диаконском штате был вышеупомянутый о. Игнатий Флегонтович Охотин, которому и поручено было заведовать новооткрытой общиной. О. Игнатий ездил туда по праздничным и воскресным дням для совершения богослужений; здесь он на богослужениях говорил поучения на чувашском языке сестрам общины и другим молящимся: самыя богослужения совершались тоже на чувашском языке. О. Игнатий Охотин на земле, пожертвованной Бугабашевскими чувашами под общину, по разрешению епархиальнаго начальства, построил ныне существующий молитвенный дом общины. Это было в 1902 году, в том же году совершено было и освящение этого молитвеннаго дома.
К этому времени в общине уже жило около 20 сестер в трех келиях: в одной землянке и двух избенках. Сестры были все чувашки за исключением двух или трех русских. Сестры эти отличались необыкновенной скромностью, трудолюбием и религиозным воодушевлением. Из них следует отметить имена некоторых сестер: Агапия Ни-колаева, Христиния, Параскева, Анна, Марфа и другия (две последния из них уже скончались).
После построения молитвеннаго дома уже предстояла забота об организации жизни общины. Нужно было приискать достойную настоятельницу; но найти ее было не легко. Наконец, после долгих забот, Титу Петрову удалось пригласить из Елабужскаго женскаго монастыря, учрежденнаго г. Стахеевым, инокиню Евфимию для исправления обязанностей настоятельницы Бугабашевской общины. После смерти первой настоятельницы приглашена была уже из Уфимскаго Благовещенскаго женскаго монастыря мать Александра, которая и в настоящее время управляет общиной.
Бугабашевская женская община находится при слиянии двух речек: Буги и другой, вытекающей из казеннаго леса. Обитель эту окружают со всех сторон леса, она стоит на живописной поляне. Пахотныя поля и луга находятся в стороне от обители в трех верстах от нея. При обители разведены фруктовые сады. Стараниями трудолюбивых сестер здесь устроены мастерския: иконописная, ткацко-вязальная, столярно-токарная. Имеется здесь также и пасека, где пчеловодство поставлено на рациональных началах. Община образцовым ведением своего хозяйства и трудолюбием сестер служит весьма полезным примером для окрестнаго крестьянскаго населения в ведении им сельскаго хозяйства.
Но самое главное значение этой чувашской женской общины должно быть не в области образцоваго ведения сельскаго хозяйства, а в миссионерском, религиозно-просветительномъ влиянии на окружающее чувашское население. Тем более в окрестных чувашских деревнях идет усиленная пропаганда ислама и татаризация чуваш. Большим соблазном служит для местных чуваш некто Мигуш, богатый чувашенин, перешедший в мухаммеданство. Этот чувашенин, носивший в православии имя Ивана Никифорова Лазарева, живет в деревне Кучукове на собственной мельнице и соблазняет православных чуваш всячески, чтобы они перешли в ислам, оставили свой чувашский язык, а приняли татарский язык, обычаи и костюм. На каждаго, имеющаго от него большую или меньшую экономическую зависимость, имеет он громадное влияние в смысле татаризации. Например, мне чуваши сообщили, что если кто пожелает перейти в мухаммеданство, то Мигуш тому обещает купить 50-тирублевую тюбетейку. Такое заманчивое обещание на некоторых простодушных чуваш действует очень сильно, в особенности привлекательным кажется тем из чуваш, которые уже живут здесь давно (лет 90-100) под непрерывным влиянием татар-мухаммедан. В деревне Кучукове, где живет Мигуш, есть министерское училище, но к довершению несчастия, по словам ме-стнаго священника, учитель противодействует миссионерскому деланию священника в этой деревне. Он (учитель) вообще индифферентный в религиозном отношении, не допускает священника в здание школы для совершения богослужений с миссионер-скою целью, чтобы молящиеся не загрязняли училищнаго пола и говорит: „мы сами умеем молиться“. Понятно, какое влияние должно иметь на население такое отношение учителя к церковным установлениям.
Приветствуя возникновение этой юной общины среди чувашскаго населения, коснеющаго еще во тьме языческих заблуждений и подверженнаго пагубному влиянию мухаммеданства, мы от всей души желаем ей полнаго процветания проявлением своих святых трудов именно на миссионерском поприще. Пусть она будет оплотом православия, духовной силой, противодействующей распространению ислама среди чуваш, ее окружающих, еще слабых в христианских понятиях.
Уездный миссионер священник Гавриил Тихонов.

Текст обработал и подготовил к печати историк Уфимской епархии Егоров П.В.

Орфография, пунктуация и красные строки оригинала по возможности сохранены (на-пример, окончания –аго (-яго), -ыя (-ия), а также принципиальные случаи: разсказ, безсмыслен-ный и проч.). Явные опечатки исправлены (например, не Пераскева, а Параскева, не тюпетейка, а тюбетейка и проч.).

Подробный фотоотчет по монастырю опубликован в рубрике "Фото"

Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования