Главная> Статьи > Разное > Храмы в память Святых Царственных страстотерпцев

Храмы в память Святых Царственных страстотерпцев


Часть I

1. Явление икон Богородицы в конце ХХ- начале ХХI в.
В истории России есть немало примеров, когда Пресвятая Богородица являла чудеса заступничества и выручала в самые трудные для страны дни. Наиболее известными в этом смысле, чтимыми являются древние иконы Богородицы: Тихвинская, Владимирская, Иверская, Донская, Казанская (у последней сохранились только исторические списки, а оригинал утрачен ) и другие.
В начале ХХI века к этому ряду наиболее чтимых общецерковных образов причислили вновь обретенные к концу ХХ века: Державную, Августовскую, Валаамскую, украинскую «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и особенно: Порт-Артурскую. Почему П-А икона является все же особо метафизически знаковой- среди образов, явленных при последнем царствовании Императора Николая II ? Гениальный разрушитель империи В.И.Ленин, совершенно прямо указывал: «Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма»-это из статьи "Падение Порт-Артура" (1905). Но Ленин под видом царизма имел, конечно, последнею в мире Православную Империю, как государство русского народа, »Русский мир». Роль сыграло тогда усиливашуяся атеистическое и либеральное сознание интеллигенции, влияющее на наиболее отсталую часть народа. Даже Священный Синод того времени запретил прославление этого образа. Правда история расставила все по своим местам: Порт-Артурская икона пережила и Синод и Российскую Империю. Если бы Порт-Артур был не сдан, итоги русско-японской войны были другие, никакой «оранжевой» революции 1905/07 г. не было бы и история России пошла как то другим путем, возможно, не таким трагичным.
Стоит обратить внимание, что это явление только Порт-Артурской иконы нельзя воспринимать как отдельное, без других знамений в царствование Императора Николая II. В течение Царствования Царя-мученика было явлено несколько икон Божией Матери. В 1896 г., когда царь венчался на царство на Валааме было прославлена икона Валаамской Божией Матери. Буквально в первый месяц второй мировой войны, или как тогда ее называли второй великой отечественной, произошло явление Матери Божией, которое было запечатлено на иконе Августовская Победа или знамение Августовской победы. И в 1917 г. – Державная Божия Матерь. В этом же ряду икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», связанная с историей Леушинской обители.
Наверное можно говорить об особом чине икон Богородицы, явленных при Царе-мученике. Они все необычайно глубокие. Валаамская – с державой. Порт-Артурская – Матерь Божия попирает вражеские мечи. Августовская Победа – Матерь Божия как Взбранная Воевода поднимает русских воинов на брань, указывая десницей Своей в сторону запада. «Аз есмь с вами, и инкто же на вы» – являет нам Богомладенца, простирающего к нам свои руки. Видимо, Царь так любил Матерь Божию, что Она явила особые знамения, никогда прежде не бывшие. Сейчас живем в то время, когда эти иконы прославляются. При Патриархе Алексии была прославлена Валаамская икона Божией Матери. В последний год своего патриаршества он включил в месяцеслов иконы Порт-Артурская и Августовская. На Украине в 2002 году Синодом УПЦ МП была также официально прославлена икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». В этом смысле наше время духовно связано со временем последнего царствования Царя-мученика. Мы прославляем Царя, и также прославляем иконы,явленные при нем. Мы открываем для себя величие его царствования, открываем как Матерь Божия была близка к царю-мученику, как Она ограждала его царствование Своими образом и, являла покров Свой. Для нас эти иконы особенно дороги, потому что мы понимаем, что именно пред ними нам предстоит вымаливать наше отечество. Пока что держава царю еще не возвращена. Значит Матерь Божия ждет нашего исправления, наших молитв. Современники событий, жившие в начале ХХ века ,если бы могли,оценили бы наши усилия.
История этих икон не закончена. Ведь Державная икона может быть лишь тогда в полноте державной, когда мы увидим эту державу не только в руке Пречистой, но и в руке русского царя. Порт-Артурская Торжество Пресвятой Богородицы. Это Торжество может быть тогда достигнуто, когда мечи врагов на Дальнем востоке тоже будут попраны, и какие-либо претензии к России там будут отвергнуты. Или Августовская победа. Ведь первую мировую войну Россия проиграла. Но она выиграла вторую мировую войну. Это по сути. Одна война с перерывом в 20 лет. Ведь не случайно вторая мировая война закончилась 2 или 3 сентября, когда была подписана капитуляция Японии, т.е. по старому стилю это – август. Стало быть Августовская победа совершилась. Победа осталась за Матерью Божией, за Россией. 
И вот парадокс: мы празднуем этот дни почитания икон, как праздники Матери Божией. То есть Матерь Божия даже наши скорби, наш позор может обратить в день нашей надежды, день нашего торжества. Сегодняшний день я бы назвал Денем покрова Божией Матери русской державе. Каждый праздник иконы Божией Матери – это по сути еще один день Ее Покрова. Когда было явлено какое-то знамение Русской земле.

2. Четыре новых православных храма.
В начале 2008г. в Екатеринбурге принято решение построить четыре новых православных храма в память о 90-летии со дня расстрела царя-страстотерпца Николая II, храмы заложены в тех местах, где останавливался поезд, везший семью Романовых из тобольской ссылки, а также на месте массовых большевистских расстрелов.
Первый из храмов в честь иконы Божией Матери «Валаамская» заложен около железнодорожной станции «Шарташ».
Второй в честь Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы – на углу улиц Шевченко и Восточной.
Третий в честь иконы Божией Матери «Державная» – на площади у старого железнодорожного вокзала.
Четвертый – в честь Новомучеников и Исповедников Российских – на мемориале жертв политических репрессий на двенадцатом километре Московского тракта. 24.03.2008
Решено строить храмы в честь Божией Матери в следующей последовательности: Державной, Порт-Артурской, Валаамской и в честь Новомучеников и Исповедников.
15 марта 2008г. в день празднования иконе Пресвятой Богородицы "Державная", Всероссийский Крестный ход "Под звездой Богородицы" прошел по улицам уральской столицы. По пути его следования, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил предварительный чин закладки первых трех храмов в честь Икон Пресвятой Богородицы (Державной, Порт-Артурской и Валаамской).
24 апреля 2010 В Екатеринбурге митрополит Варсонофий заложил 3 новых храма.
Много православных жителей Екатеринбурга собрались, чтобы лицезреть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но Предстоятель Русской Православной Церкви не смог приехать на закладку храмов. Ввиду плотного графика Первосвятительского визита на Средний Урал, чин освящения храмов Валаамского, Порт-Артурского и в честь Новомучеников и Исповедников Российских (Державный храм уже выстроен) – на мемориале жертв политических репрессий на двенадцатом километре Московского тракта совершил управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.
Коротко рассмотрим недолгую историю строительства каждой церкви в честь икон Божией Матери и события, произошедшие к 2011г.
2.1.Державная.
Возле старого екатеринбургского железнодорожного вокзала практически окончено строительство храма в честь Державного Богородичного Образа, остались некоторая внутренняя отделка. Промыслительно, что чин освящения первого камня фундамента церковного здания был совершен именно в день празднования Державной иконе.
Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя Страстотерпца Николая от престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в тот день в селе Коломенском под Москвой произошло явление Богородичного образа.
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от престола быстро стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь.
В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери одна из главных святынь современной России икона Богородицы «Державная» для которой с Божией помощью и выстроен храм в Екатеринбурге.

Продолжение следует.

Николай Павлов (г. Курган)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования