Главная> Монастыри, обители, скиты > Саввино- Сторожевский монастырь (г. Звенигород)

Саввино- Сторожевский монастырь (г. Звенигород)


-__064.jpgПреподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми,- прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил,- такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.
утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.
После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков. Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: "Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество". Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.
Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.
Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 года.
Второе обретение - 23 августа 1998 года.
30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 году.

Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы к западу, и в версте с половиною от Звенигорода, на левом берегу и реки Москвы и речки Разварни. Название “Сторожевскаго” современно основанию монастыря и усвоено ему от горы “Сторожи”, на которой он построен. Во время литовских набегов на этой горе стояла воинская стража, для наблюдения за движением неприятелей, которые проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду.
Местоположение монастыря весьма красиво. С горы открывается превосходный вид на Москву-реку, на Звенигород и на окрестные села. Гора Сторожевская усыпана множеством благоухающих растений, и самому преподобному Савве показалась она “небесным раем, насажденным благовонными цветами”. И теперь этим местом восхищаются путники: “нигде, - говорит Карамзин, - не видал я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести; липы и дубы прекрасны; дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды!”.
монастырь Сторожевский основан преподобным Саввою Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века. Преподобный Савва был учеником преподобнаго Сергия, Радонежскаго чудотворца. Год его рождения и обстоятельства жизни до поступления его в обитель преподобнаго Сергия неизвестны. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобнаго Сергия и по времени, ибо он еще в юности поступил в его обитель, и по житию благочестивому, ибо проводил жизнь “в совершенном послушании, привыкая к порядку иноческаго жития, любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты которая есть украшение всего иноческаго жития, - всем казался, как простой человек ничего не знавший, но мудростию превосходил многих мнящихся быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, со страхом Божиим стоял на молитве, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильнаго плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плачь, отцы обители дивились и прославляли благодетеля Бога”.
В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобнаго Никона. Но Никон, по любви к уединенному богомыслию, скоро оставил управление монастырем, и затворился в особой келии; “братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженнаго Савву в великую лавру”. Здесь он “добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему”. Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу, “из него же поныне почерпают, благодаря Бога”, как сказует благочестивый собиратель преданий о монастыре Сергиевом. Здесь же, конечно, в Сергиевой Лавре, преподобнаго Савву во время его игуменства узнал князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашняго Великаго Князя Василия Дмитриевича. Он часто посещал обитель преподобнаго Сергия и ущедрял ее богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и почтение и в Юрие, и князь избрал его своим духовником. В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобнаго Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою; но Промысл устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святаго и мудраго старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, но “да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи”. Преподобный Савва, видя душевное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошел на Сторожу. Это, как кажется, было в 1398 или в 1399 году.
Писатель жития преподобнаго Саввы повествует, что место на Сторожевской горе, близ Звенигорода, чрезвычайно полюбилось преподобному. Старец принес туда с собою икону Богоматери, и остановившись на месте, благоухающем цветами, со слезами пал пред иконою, и вознес теплую молитву Богоматери, прося Ея заступления и благословения месту тому. Потом, при пособии князя Юрия, святый скоро построил малую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, и недалеко от нея малую для себя келлию. Скоро слух о святой его жизни привлек к нему многих, искавших жития безмолвнаго, и преподобный всех принимал с любовью и был для всех образом смирения и трудов иноческих. Таким образом, по собрании братии, он завел общежитие. В 1399 году князь Юрий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великаго князя, идти на войну против болгар. Пред выступлением в поход пришел он в обитель преподобнаго Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: “иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишься в свое отечество”. Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Юрий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев взял города: Великие Болгары, Жукотин, Казань, Кременчуг и многие другие, и с богатою добычею, и со славою победителя возвратился в отчизну. Первым долгом его по возвращении было поспешить в обитель преподобнаго Саввы, и принести благодарение Богу, Который даровал ему победу молитвами св. старца. Преподобный отслужил благодарственный молебен и осенил князя крестом; Юрий молился со слезами, лобызал руку старца, и благодарил его за молитвенное вспоможение в одолении супостатов. Преподобный со смирением говорил о своей духовной немощи, уверял, что Сам Бог, видя любовь князя к нищим и убогим, даровал ему победу и “к сим множайшая словеса учительная изрече ему от божественных писаний”.
Благодарный князь многое тогда же принес в дар возникавшей обители. На его иждивение новая церковь значительно украшена, глава на ней обита медными позлащенными листами, устроены братския келлии, и обитель обнесена деревянною оградою. Преподобный Савва, для снабжения монастыря водою, ископал за его стенами колодезь, который существует и доныне в 80 саженях к югу от монастыря под горой. Он сам почерпал из него воду и носил на раменах своих, дабы научить братию смирению и трудолюбию. Вскоре усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменную во имя же Рождества Богородицы, и для сего дал блаженному “злато довольно, и села многа, и имения довольна на строенье монастырское”.
таким образом, еще при жизни самаго преподобнаго Саввы воздвигнута каменная соборная церковь Рождества Богородицы на том самом месте и в том виде, в каком она находится доныне. Тогда же с умножением братий, которые приходили к святому отвсюду, умножено и строение монастырское “святому зело о сем прилежащу”.
Между тем преподобный Савва достиг глубокой старости “никогда не изменив своего уставнаго правила, и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился, тесный и скорбный путь предпочел пространному, возлюбил нищету и был образцем трудолюбия и смирения для братии”. Наконец старец, понесший столько трудов, изнуривший плоть свою тяжкими подвигами, впал в болезнь телесную и, призвав братий, поучал из довольно от божественных писаний, убеждал блюсти чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве. Он назначил преемником себе одного из учеников своих, и наконец, преподав всем мир и целование, предал праведную душу свою в руце Божии 1407 года декабря 3-го дня. Игуменствавал он в обоих обителях около 15-ти лет. Много слез пролили братия, лишившись своего “кормника и учителя”; на погребение его собрались князья (тут был, без сомнения, и Юрий) и бояре и почти все жители звенигородские. Тело блаженнаго честно предали земле в церкви Пресвятыя Богородицы, им построенной, на правой стороне.
молился некогда преподобный Савва Богоматери, пришед на Сторожу, “да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно”, - и Владычица услышала святую молитву его, и обитель его возвеличила. История монастыря после Саввы ясно показывает, что слава праведника, которую стяжал он во время жизни, не умирает с его смертью; ибо праведницы во веки живут, и попечение их у Вышнего (Прем. Сол. V, 15). По неисповедимым судам Промысла святое тело преподобнаго Саввы сокрывалось в земле почти два века с половиною; но сила Божия, еще до открытия мощей его, повременно являлась чудодействующею при гробе его, прославила его обитель, привлекала туда князей и царей, собирала благочестивых богомольцев.
Князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, лишившись в преподобном Савве своего отца духовнаго и мудраго наставника, продолжал посещать его обитель, полную отрадных для него воспоминаний, и усердствовал ей от своего достояния. В летописях под 1432 годом значится, что Юрий, отправляясь в этот год в Орду на суд с своим племянником, великим князем Василием Темным, “на Рождество Богородицы был на литургии у Пречистые на Сторожах”. Юрий умер в 1434 году в Москве. После него Звенигород достался сыну его, Василию Косому, но в 1435 году когда он был лишен зрения, отчины его взял себе Василий Темный, который пожаловал монастырю дворцовое село Каринское в 1454 году. Вскоре он передал Звенигород во владение шурину своему, Василию Ярославовичу Боровскому, который в 1456 году дал монастырю грамоту “о неимании с крестьян монастырских дани, ямов, тамги и мытов”. С 1462 года Звенигород поступил во владение Андрея Большаго, сына Василия Темнаго. Этот князь имел великое усердие к монастырю Саввину, давал ему грамоты и сам решал споры людей монастырских касательно владения отчинами. В XV же веке (ок. 1462 года) Сторожевскому монастырю подарено супругою Василия Темнаго, Мариею Ярославовною, сельцо Шульгино с деревнями и со всеми угодьями, для поминовения супруга ея и сына Юрия. По смерти Андрея Васильевича в 1492 году Звенигородом стал заведовать сам Великий Князь Иоанн III-й. Есть известия, что монахи саввинские тогда по делам своим обращались непосредственно к самому государю, который призывал к своему суду игумена, и сам решал спорныя дела властей монастырских с крестьянами из-за владения деревнями, даже еще при Андрее Васильевиче. К концу княжения Иоанна III-го относится еще один памятник, который свидетельствует, что земли, бывшия во владении монастыря Саввина, оставались неприкосновенными при разделе великокняжеских уделов, и монастырь владел оными на прежних правах неотъемлемой собственности.
Вот история монастыря в XV веке по преставлении преподобнаго Саввы. И немногие памятники сего века свидетельствуют, что монастырь постепенно приходил в лучшее устройство, получая более и более средств, упрочивавших его внешнее существование. Усердие князей и бояр к монастырю стало особенно увеличиваться после того, как начал распространяться слух о чудотворениях преподобнаго. Около половины XV века было первое явление преподобнаго игумену саввинскому, Дионисию. Ему во сне предстал преподобный Савва, и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец и, написав образ Саввы, вероятно, поставил его в церкви. “С тех пор, говорит Маркелл, от гроба Святаго начали истекать многие исцеления”, - и должно думать, с тех же пор стали чтить память св. Саввы и призывать его в молитвах, как сильнаго предстателя и ходатая у Престола Божия. Когда же именно преподобный Савва был причислен Церковию к лику святых, об этом нет положительных сведений.
XVI веке монастырь приобретает еще большую известность: на богомолье туда стали приходить самодержцы, и князья обогащали его вкладами. В 1509 году внук Иоанна III-го, Дмитрий Иванович, умирая, отказал в своей духовной на помин души денежную дачу и в монастырь к Пречистой на Сторожи. Всех усерднее жертвовал на монастырь князь Звенигородский Юрий Иванович, сын Иоанна III-го. При своей жизни он подарил в монастырь 15 своих отчинных деревень в Звенигородском и Рузском уездах, со многими пустошами и со всеми угодьями, и дал монастырю право на рыбныя ловли на Москве реке близ Звенигорода. По духовному же завещанию, приведенному в исполнение Иоанном Грозным, Юрий Иванович отказал в монастырь на помин души своей, 23 деревни с лугами и со всеми угодьями. После Юрия Ивановича усердствовал монастырю другой князь Звенигородский, Федор Дмитриевич.
В это время в монастыре было уже много братий, и в числе их находились мужи жизни отличной, так что с некоторыми из них имел духовную переписку Митрополит Московский, и сам от них получал письма. Иоанн Васильевич Грозный приезжал в монастырь, вместе с супругою Анастасиею Романовною, в сентябре 1548 года, и видел там до осмидесяти братий, и по одиннадцати клирошан на каждом клиросе.
По смерти Иоанна воцарился кроткий и набожный сын его Феодор. Он в 1592 году Великим постом ездил на богомолье в обитель преподобнаго Саввы Сторожевскаго.
XVII век был веком славы монастыря Сторожевскаго, особенно со второй половины его, когда Богу благоугодно было прославить своего угодника явлением нетленных мощей его. Но в начале этого века, в смутныя времена самозванцев, и обитель преподобнаго Саввы потерпела от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедимитрия. В 1606 году, когда Лжедимитрий был в селе Вяземах, целый отряд Поляков проник в обитель Сторожевскую: “монастырь Пречистыя Богородицы и монастырския деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, и игумена Исаия с братиею ограбили и огнем жгли”. В это время затерялись и некоторыя грамоты, жалованныя монастырю от прежних князей. Царь Василий Иванович Шуйский, узнав из челобитной игумена Сторожевскаго о разорении и разграблении монастыря и его вотчин, в 1607 году грамотою освободил села и деревни монастырские в Звенигородском уезде от платежа ямских денег на один год.
Второй самозванец, зная, какое уважение питали русские к обители преподобнаго Саввы, хотел, чтоб Марина Мнишек поклонением пред гробом угодника Божия снискала себе любовь народную, и писал к Юрию Мнишек в сентябре 1608 года, что он имеет намерение отправить Марину в Звенигород “для поклонения одному святому в монастыре звенигородском, дабы в Москве могло возрасти к нам великое уважение”. Такое распоряжение, хотя само в себе свидетельствует о лицемерной и притворной набожности Лжедимитрия, но вместе с тем доказывает и то, каким уважением на Руси пользовалась обитель преподобнаго Саввы в начале XVII века и среди смут, терзавших наше отечество. Но во все время смут иноплеменники не щадили обители и оставили в ней следы раззорения. Об этом свидетельствует сохранившийся в монастыре отрывок грамоты царя Михаила Феодоровича, данной монастырским старцам в первый же год его царствования (1613 г.); там читается: “Из Звенигорода сторожевскаго монастыря старец ... да старец Иона сказали: Пречистыя Богородицы сторожевский монастырь от литовских людей разорен и монастырских крестьян посекли литовские люди, а им ныне старцем питатися нечем, и они де старцы секут лес и дрова на продажу, а на те деньги купят на монастырской обиход хлеб, и тот лес и дрова гоняют Москвою рекою; и нам бы их старцов для их монастырскаго разорения и для их бедности пожаловати, с того лесу и с дров, что гоняют Москвою рекою, пошлин с них имать не велеть”. В 1618 году польский королевич Владислав с войском стоял в Звенигороде целую неделю: хотя, по свидетельству современных историков, Поляки это время проводили в отдыхе, но нельзя думать, чтоб монастырь мог быть спокоен в присутствии таких людей, от которых уже не раз он терпел раззорение.
При царе Михаиле Феодоровиче обитель преподобнаго Саввы с каждым годом более и более процветала. Государь часто ездил туда на богомолье, и проводил там по нескольку дней. Он жаловал обитель грамотами и вкладами. Из последних известны серебряные сосуды, принесенные им в дар обители в 1635 году “в вечной помин по отце его Великом Государе, по Святейшем Филарете Никитиче, Патриархе Московском и всея России”, как значилось в подписи на потире. На колокольне были три колокола с именем царя Михаила Феодоровича: один вседневный, вылит в 1636 году, два другие в 1620; но в последствии колокола сии перелиты.
От времен царя Михаила Феодоровича сохранилась в монастыре записка, в которой встречаются некоторыя любопытныя сведения об отношении царя к монастырю и властей монастырских к царю. Записка говорит, что во время пришествия государя в Саввин монастырь (3 сентября 1628 года) настоятель подносил ему икону, которая заплачена 6 алтын 4 деньги; далее, что новоопределяемый игумен, каковым в то время был Макарий, подносил иконы царю, патриарху и боголюбцам; что в марте 1629 года, когда родился царевич Алексей Михайлович, игумен также поднес царю икону Богоматери и преподобнаго Саввы, и в этот раз в сребропозлащенном окладе, и государь “пожаловал велел у стола быть Игумену и строителю (Иоасафу) на родинах и на крестинах”.

Адрес:
143180, Московская область, г. Звенигород.
тел. (095) 992-55-33, (095) 933-79-75 (факс)
e-mail: ssmsite@list.ru)
e-mail: webdesign@n-profi.ru (для технических вопросов)
Проезд:
электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом ?23 или ?51 до остановки "Монастырь",
а также автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода.

http://www.diveevo.ru
Фото Ирины Корчагиной (г.Москва)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования