Главная> Статьи > Разное > Знакомьтесь, Николай Борисович Павлов.

Знакомьтесь, Николай Борисович Павлов.


Дорогие друзья. Ранее в рубрике «Тема» в разделе «Служение Отечеству» мы публиковали сокращенный вариант книги Павлова Николая Борисовича "Порт-Артурская икона на земле Зауральской". История данной иконы, как и многих других, окутана легендами, трагическими событиями и обретениями, но на этом она не заканчивается. Благодаря труду исследователей и энтузиастов, сегодня мы имеем возможность ознакомиться с историей, у которой не было ни логической, ни духовной последовательности в течение всего двадцатого столетия.
Николай Борисович Павлов является одним из ярких представителей исследователей, собирающий по крупицам историю Отечества. Воспитание духа людей через знание своих корней и осознание причастности к судьбе России является приоритетной задачей его трудов. Цель нашего сайта «Православные лики России» имеет много общего с устремлениями Николая Борисовича. Именно поэтому, ведущий инженер-конструктор (с 1985 г.), Зауральского кузнечно-литейного завода (в составе Курганмашзавода), Член Зауральского генеалогического общества им. П.А.Свищева (с 2007 г.) Павлов Н.Б. является читателем нашего сайта, и с любезностью предоставил нам дополнительный материал, с которым в дальнейшем мы будем Вас знакомить.

Павлов Николай Борисович, родился в 1957 г. в г. Куртамыше в семье потомственных учителей.
В 1973 году окончил Куртамышскую среднюю школу, а в 1978 г. Курганский машиностроительный институт по специальности «Технология машиностроения».
Область интересов:
-Родоведение семей Павловых, Статных, Абалаковых, Пережогиных, Пелиховых, Гонцовых.
-История куртамышской интеллигенции и духовенства.
-Военная история и иконография.

История Родины не будет полна, пока не определена роль каждого человека в ее формировании. Люди являются звеньями этой хронологической цепочки.
Интерес к своим истокам вывел Николая Борисовича в русло огромной исторической реки, в которую тысячами стекаются людские судьбы. В период составления своей родословной Николай Борисович разработал собственную технологию сохранения родовой памяти, которая позволила ему не только выстроить генеалогическое древо, но заполнить часть пробелов в прошлом России.

Вот, что Николай Борисович говорит о своем труде:
«В конце 1980- х. годов я занимался горным туризмом, был в горах Памира, Джунгарии, Чечни, Дагестана и Абхазии. При беседах с горным населением: тюрками и кавказцами (все мусульмане), я поразился: даже малые дети устно знали свою родословную примерно до 7 колена!
В 2003 году в Куртамышском краеведческом музее познакомился с сотрудником - Свинкиным А.А., который сказал мне: «Можешь посетить Дом пионеров и увидеть своего деда и отца». Действительно, там был стенд: «Старейшие учителя района», с удивлением увидел на фото 1913 года своего деда К.З. Павлова и отца Б. К. Павлова. Я задумался: «Это что же получается? Люди по долгу службы занимаются сохранением памяти, а мы?... Надо на основе сохраненных документов, фото, публикаций, воспоминаний еще живых людей написать историю семьи за полтора века».
Итак, история моей семьи, проживающая в Южном Зауралье. ПАВЛОВЫ - фамилия образовавшая нашу ветвь. Прадед - Павлов Захарий Павлович в 1857 году, в 12-ть лет, был прислан из Санкт -Петербурга, вероятно из какого-то сиротского приюта, на воспитание в крестьянскую общину села Долговка, Оренбургской губернии, как говорили тогда: «на мiръ». За кров и еду он летом пас общинное стадо, а зимой помогал по хозяйству очередному крестьянину: убирал снег, ухаживал за скотом. Позже его отправили учиться и он до конца своей жизни (до 1905 года) служил писарем Долговского волостного правления. Дед Константин Захарович в 1887 году окончил Благовещенскую учительскую семинарию в Башкирии и до кончины в 1921 году был заведующим Куртамышским высшим начальным училищем (9 классов). Вся провинциальная интеллигенция того времени была между собой знакома, поэтому при путешествиях по округе, у них останавливался известный литератор Сергей Иванович Гусев-Оренбургский. Это писатель, публицист, автор реалистических повестей о русской деревне, о жизни духовенства. В 1921 году он эмигрировал, умер в Нью-Йорке в 1963 году, я думаю, там он часто вспоминал земляков-оренбуржцев. Зауральский писатель Николай Александрович Глебов, приходился нам дальним родственником, но почему-то деда он негативно изобразил в своей повести «Детство Викеши» под именем К.З. Павловского. Отец Борис Константинович в 1937 году закончил Пермский университет. Химик-аналитик, офицер-артиллерист на Второй Мировой войне, всю жизнь в мирное время работал учителем химии.
Полярный летчик-истребитель, писатель Павел Захарович Кочегин был его товарищем, очень интересно бывало мне послушать его воспоминания. В 1960 году П.З. Кочегин, при поддержке общественности: врачей и учителей К.И.Золотавина, С.Я. Талызина, В.С. Старикова и отца, организовал Куртамышский краеведческий музей, который существует и по сей день. Подсчитано: все наши родственники-учителя имеют 220 лет педагогического стажа, из них 149 лет приходится на Куртамышский район. Надо сказать, что больше учителей в роду у нас не было: моё поколение, в основном, инженеры и врачи. Наиболее яркий представитель: двоюродный брат Юрий Коробейников, лауреат Госпремии СССР, работавший заместителем Главного конструктора КБ ракет морского базирования, академика В.П. Макеева. Итак: родовая память Павловых включает 5 поколений, надежно охватывающие 160 лет, 19-21 века.
АБАЛАКОВЫ - девичья фамилия бабушки моего отца. Дмитрий Константинович Абалаков (прадед) родился в Шадринске в 1860 году, был купцом-виноторговцем. Его вклад в культуру был следующим: во время проживания в Куртамыше в начале 20 века являлся меценатом: за свой счет содержал «Сад отдыха» с каруселями, павильонами и площадками игры в гольф, сейчас здесь пустырь «Аникино поле» (узнал из публикаций). Умер в 1916 году в Кустанае, где владел пивзаводом. Сын Иван погиб в Первую Мировую, были ещё 4 сына и дочь Валентина, которая была замужем за купцом А.Ульяновым и жила в Харбине. К началу 1930-х годов их следы потерялись. Другие дочери: Анна (бабушка) и Нина - учителя в Куртамышском р-не. У Абалаковых известно также 5 поколений, охватывающих 145 лет.
СТАТНЫХ - фамилия моей мамы Зои Петровны. Волей исторического процесса жителями юргамышской земли оказались семьи дворянских родов Качек, Шмурло, Покровских, Миславских, а также их крепостных крестьян Шипуновых - моих предков. Миладора и Павел были привезены из Калужской губ. в начале 19 века в деревню Городничевку дворовыми и имели кличку «пичкали». Интересно, что их соседи крепостные Родины были выменены на собак и привезены из Тулы. Так кто же были эти забытые сейчас помещики? Качки (венгры) - инженеры, губернаторы, деспоты. Покровские - врачи, чиновники, юристы. Миславские - врачи-подвижники, академики медицины. Шмурло (поляки) - генералы, заводчики, профессора истории. Я думаю, что все эти дворяне внесли неоценимый вклад в культуру, науку и историю не только Зауралья, но и России в целом.
У моих юргамышских родственников было раскулачено 6 семей (около 25 человек), список принимавших участие во всех войнах 20 века (тоже около 25 человек), начинается с прадеда Лавра Григорьевича Пережогина - ветерана Хивинского похода 1873 года. В этой моей раскулаченно-крепостной ветви Статных прослеживаются уже до 7 поколений, с начала 19 по 21 вв., за 180 лет. По новейшим исследованиям, ещё не обработанным, фамилия Статных из Быдино встречается в архивных записях 1770 года.
ПЕЛИХОВЫ - родители жены. Они были из казаков и в 19 веке жили в станице Удобной, Баталпашинского отдела на Кубани. В начале 20-го века в связи с политикой укрепления границы казачеством, переселились в станицу Михайло-Семеновскую Амурского казачьего войска (с. Ленинское, Еврейской АО). На каждого казака казна давала подъёмные: сколько-то золотых червонцев. Прадед погиб в Первую Мировую, а дед был красным пулеметчиком (его лично знал Блюхер), но в начале сороковых годов был репрессирован, ст.58-10, все документы и фотографии были изъяты, сохранилось только одно маленькое фото. Поэтому их историей я занимался, основываясь на родовых устных преданиях. Все родственники Пелиховы живут на Дальнем Востоке и помнят 5 поколений, охватывающих 130 лет.
Освоение технологии сохранения родовой памяти я начал с поисков источников информации, скоро понял, что они состоят из трёх условных разделов:
1. Архивные материалы, находящиеся на государственном хранении.
В Курганском архиве я проверил даты рождения, венчания и смерти своих куртамышских и юргамышских предков. Небольшое количество изученных поколений Павловых (5) объясняется тем, что прадед был привезен в нашу местность, начало рода теряется где-то в сиротских приютах Санкт- Петербурга середины 19-го века. А изучение вглубь, начиная с 5-ого поколения корней Абалаковых (с 1860 года они прослеживаются в сословии шадринских мещан), надо начинать в архиве Шадринска, а может даже и в Екатеринбурге, т.к. начиная с 1800 года метрические книги Шадринского уезда передавались в Екатерининбургское духовное правление, а сейчас хранятся в Госархиве Свердловской области.
2. Публикации.
Ими я очень широко пользовался.
Остановлюсь на одном примере: в нашей семье всегда хранилась столовая серебряная ложка с незнакомыми монограммами. Благодаря книге «Сужденное не случайно» об юргамышских дворянах, я расшифровал надписи. Ложка эта из сервиза А.Г. Качки (1790-1850) - обер-берггауптмана 4 кл. (генерал-майора). Дата 1833 года соответствует тому событию, когда он, приехав в Екатеринбург в 1831году, взялся за обустройство имения в селе Петровском. А.Г. Качка - человек известный: в музее истории Екатеринбурга (в их бывшем дворце), чудом сохранилась его могильная плита, единственная из всего лютеранского кладбища, снесённого в ещё начале 20-го века. Как попала ложка к предкам Шипуновым и Статных - неизвестно, но они ей дорожили наравне с фамильными иконами и обручальными кольцами, сохранили в ссылке 1930-х годов после раскулачивания. Возможно, это так называемая «крестильная» ложка: помещики иногда были крестными отцами у детей своих крепостных и обязательно дарили какую-то памятную вещь.
Кроме публикаций, я применял современные компьютерные технологии. Например, исследовал фото группы солдат в окопах с датой: «Лето 1916 г.» На ней - Семен Григорьевич Гладков (1897 г.р.), дед моего одноклассника из Куртамыша. При обработке фото на компьютере, удалось прочитать на погонах солдат номер полка: 503. В «Интернете» нашлась превосходная «История русской армии» в 4-х томах, эмигранта- историка А.А. Керсновского, где упоминались даже полки. Выяснилось, что на фото пулеметная команда 3-его очередного, 503-го Чигиринского пехотного полка, 126 дивизии, Юго-Западного фронта в период победоносного «Брусиловского прорыва». К сожалению, в 1917 году этот боеспособный полк попал под влияние революционеров-агитаторов, офицеры дивизии (300человек) одни, без солдат, пошли в атаку и все погибли, а солдаты после митингов и братания, дезертировали.
3. Семейный архив и устная семейная родовая традиция.
Это был мой основной источник. Я глубоко благодарен всем родственникам сохранившим в сундуках массу материалов, несмотря на все переломы истории 20-го века, особенно маме.
Наверное и появился интерес у меня к родословной ещё потому, что вырос среди старинных фотографий, вещей и книг. Из документов: документы об образовании, купчие, повестка о призыве в армию Колчака брата отца - Сергея в 1919 г., его же письма и справки уже из Красной Армии от 1920 г., служившие хоть какой-то защитой от ЧК, материалы из архивов ОГПУ по раскулачиванию, открытки на фронт и т.д. Фотографии тоже сохранились, но не все и частично обрезанные, это там, где были вместе с людьми в форме (любой, даже гимназической) или с духовенством (соседство на фото после 1917 г. грозило неприятностями от властей). Книги: дед десятки лет выписывал журнал «Нива», отдавал в переплёт, до нашего времени дошли 2 подшивки - за 1904 и 1907 г.г. Как литературные приложения к «Ниве», выписывал многотомные собрания сочинений классиков, из которых сохранилось несколько десятков томов, каждый с личной печатью деда. Из вещей: весь 20 век мы пользовались мебелью, изготовленной мастером Худяковым в 1911 году, но недавно буфет-горку, комод с туалетом, этажерку и cундук сдали в областной краеведческий музей, желающие смогут увидеть их в филиале: «Усадьба Березина».
Столетние вещи: медные иконы, настенные часы «Mozer», зеркала, чугунные формы для печенья-«сушек», посуда - служат нам и сейчас.
Сохранился и любопытный экземпляр: гибкая, витая трость из златоустовской булатной стали конца 19-го века деда Павлова, упоминаемая в книге профессора Гуревича Ю.Г. «Загадки булатного узора».
***
После того, как я осмыслил и подобрал материал, передо мной встал вопрос: «В какой форме писать?» Решил писать отдельные разделы по семьям, в виде «эссе», охватывающие интересных людей, связанных с фрагментами истории, например:
а) трагическим: дядя деда Д.С. Статных - Георгиевский кавалер в русско-японскую войну, в 1930г. от раскулачивания уехал из д. Быдиной в неизвестность и пропал.
б) позновательным: отец в возрасте 17-ти лет в 1930 году учительствовал в деревне Жуково и жил на квартире у крестьянина, бывшего «цусимского» матроса. Тот рассказывал, что знал арифметику, поэтому служил наводчиком на броненосце «Ослябя», тонул, был в японском плену.
в) А вот и авантюрный сюжет: кузина мамы - Елена Гонцова (омская ветвь), в 1930 г. сбежала без документов в Н.Тагиле со спецэшелона, увозившего их раскулаченную семью из д.Медвежье на север и впоследствии, выучившись на секретаря, вышла замуж за Владимира Ильясова, начальника геологичического управления, у которого настоящая-то фамилия была Сперанский, а отец его - дворянин, Императорский прокурор Оренбургской губернии имел генеральское звание и был расстрелян в 1918 году... Чем не «барышня-крестьянка»?
Оформлять всю свою «Историю семей» я решил в электронном виде.
В заключении: на примере истории Павловых и других родственников, мы выяснили, что родословие любой семьи теснейшим образом связано с культурной, политической и военной историей государства. Применённая мной технология сохранения родовой памяти действенна, если включает в себя полный комплекс исследований: работу в хранилищах, «Интернете», с публикациями, в семейном архиве, привлекая устную родовую память с привлечением воспоминаний родственников. Это даёт возможность надежно отразить родословную глубиной до 5-6 поколений. Дальнейшее продолжение исследований будет результативным только при работе в архивах»


Каждая человеческая судьба заслуживает собственных страниц в памяти людей. А что написано в вашей семейной летописи?

Светлана Комкова (г.Уфа)
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования